Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психическое здоровье и защитные механизмы личности
Л.Д. Демина, И.А. Ральникова Учебное пособие Год издания: 2000 Издатель: Изд-во Алтайского государственного университета Страниц: 123 Аннотация Учебное пособие посвящено анализу подходов к пониманию психического здоровья личности и факторов его детерминирующих. Даются новые определения психического здоровья и психологической культуры личности. Рассматриваются защитные механизмы личности - теория, функции, виды, типология. Приводятся примеры деструктивного развития личности, опосредованного, в частности " психологическими защитами", представлены пути " снятия" или " ослабления" влияния психологических защит. Пособие представляет интерес для психологов, психотерапевтов, социологов, культурологов, социальных работников и всех интересующихся проблемами оптимального развития личности. Оглавление Введение Глава 1. Теоретико-методологические основания психического здоровья личности 1.1. Проблема " нормального" и " аномального" в психике человека 1.1.1. Психиатрия и психология 1.1.2. Психические расстройства 1.1.3. Неврозы и психозы 1.2. Концепция жизненных сил человека как методологическая основа изучения и квалиметрии психического здоровья личности 1.2.1. Концепция жизненных сил человека 1.2.2. Категория образа 1.2.3. Психологические ограничения при формировании образа 1.2.4. Влияние особенностей знания индивида о себе 1.2.5. Социальное действие 1.2.6. Индивид как объект и субъект социального действия 1.2.7. Категория мотивации 1.2.8. Мотивационные системы 1.2.9. Процессуально-динамический подход в исследовании мотивации 1.2.10. " Индивид" - " личность" - " индивидуальность" 1.2.11. Категория личности 1.2.12. Психологическое время личности 1.2.13. Типы психологического времени личности 1.2.14. Индивидуальная субъективность 1.3. Уровни субъектных проявлений личности как показатели психического здоровья 1.3.1. Представление уровней субъективности человека по потребностям 1.3.2. Представление уровней субъективности человека по ролям 1.3.3. Представление уровней субъективности человека по ценностям и нормам и смыслам 1.3.4. Представление уровней субъективности человека по отношениям 1.3.5. Представление уровней субъективности человека по потребностям. Свобода и ответственность 1.3.6. Представление уровней субъективности человека по рефлексии 1.3.7. Проблема духовности. Взаимодействие разных типов субъективных проявлений личности 1.4. Понятие о психологическом здоровье и личности 1.4.1. Возникновение психологического подхода к проблеме психического здоровья 1.4.2. Концепция позитивного психического здоровья 1.4.3. Понятие о психическом равновесии 1.4.4. Многоуровневость психического здоровья 1.4.5. Субъективность как фактор психологического здоровья 1.4.6. Жизненная среда 1.4.7. Психологически здоровое общество и психологическая культура человека Глава 2. Психологическое здоровье: контекст деструктивного личностного развития 2.1. Общее понятие о деструктивном развитии личности 2.2. Примеры личностных деструкций 2.2.1. Агрессивность 2.2.2. Стереотипизация 2.2.3. Ригидность 2.2.4. Неадекватность социальных оценок 2.2.5. Суицидное развитие личности и суицидальное поведение 2.2.6. Диссинхрония 2.2.7. Зависть Глава 3. Психологические защиты личности: типология, функции, виды 3.1. Общее понятие о механизмах психологических защит личности 3.2. Типология, основные виды и функции защитных механизмов 3.2.1. " Естественные" психологические защиты 3.2.1.1. Вытеснение 3.2.1.2. Подавление 3.2.1.3. Аскетизм 3.2.1.4. Нигилизм 3.2.2. " Интегративные" психологические защиты 3.2.2.1. Агрессия 3.2.2.2. Десакрализация 3.2.2.3. Идеализация 3.2.2.4. Проекция 3.2.2.5. Идентификация 3.2.2.6. Играние роли 3.2.2.7. Инверсия 3.2.2.8. Юмор 3.2.2.9. Эмоциональное выгорание 3.2.2.10. Обесценивание 3.2.2.11. Рационализация 3.2.2.12. Компенсация 3.2.2.13. Интеллектуализация 3.2.2.14. Интроекция 3.2.2.15. Ретрофлексия 3.2.3. Ретро-защиты 3.2.3.1. Отступление 3.2.3.2. Дефлексия 3.2.3.3. Окаменение 3.2.3.4. Уход в виртуальную реальность/виртуальность 3.2.3.5. Комплекс Ионы 3.2.3.6. Регрессия 3.2.3.7. Оглушение Глава 4. Пути оптимизации психологического здоровья и психологических защит 4.1. Развитие самосознания и самоценности личностью 4.1.1. Определение самосознания 4.1.2. Самоценность личности 4.1.3. Я-концепция 4.1.4. Самоопределение личности 4.1.5. Самость 4.1.6. Саморазвитие 4.1.7. Концепция человека А. Маслоу 4.2. Формирование адекватной жизненной перспективы 4.2.1. Подходы к изучению жизненной перспективы 4.2.2. Субъективная картина жизненного пути и ее структура Приложение Список рекомендуемой литературы Предметный указатель
Введение
Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социо-экологических условиях, выступает на первый план в конце прожитого - начале нового, XXI века - века наук о человеке, среди которых и не только, на первый взгляд, консолидирующее место принадлежит психологии. Трудность обсуждаемой тематики состоит в том, что сам термин " здоровье" в менталитете россиян однозначно связан с медициной, а его нарушение - с обязательным лечением у врача, экстрасенса, ясновидящего, других различных направлений традиционной и нетрадиционной медициной. Психическое здоровье связывается обычно со специалистами в области психиатрии и психотерапии. К сожалению, пока далеко не все население нашей страны (да и многие специалисты в области человекознания) уделяют надлежащее внимание исследованию других форм нарушения социализации личности - возникновению неадекватных самооценок, уровней притязаний, заниженной самоценности. Отдельные люди испытывают трудности в различных коммуникациях, другие - самопознании и саморазвитии, у третьих - доминирует развитие деструктивных качеств личности (агрессии, зависти, диссинхронии и др.) и форм поведения (суицидальное, асоциальное, с различными психологическими зависимостями). Таких примеров можно привести множество. Но это все свойственно не больной, а нормальной личности и преодолеть возникающие трудности такого рода человеку может помочь не психиатр, а профессиональный психолог. Современная психология обладает целым арсеналом техник и технологий психологического консультирования, психологической терапии, психологической коррекции, психологической диагностики. Именно этот круг вопросов и относится, как мы в этом твердо убеждены, к сфере не медицины, а психологии, и его можно обозначить как психологическое здоровье, а не психическое (медицинский подход). Такая постановка проблемы является принципиальной, так как обозначает совершенно другой подход к оказанию помощи не " пациенту" (обозначает поиск болезни, которую надо лечить с помощью различных медикаментозных средств), а " клиенту" (которому нужно помочь сформировать мотивацию: желание измениться, решить свою проблему, помочь найти пути, наиболее отвечающие эффективному саморазвитию личности и др.). Настоящее пособие имеет своей целью обобщить очень разрозненные данные, имеющиеся в психологической теории и практике, и предложить новую концепцию психологического здоровья личности, опирающуюся на концепцию жизненных сил, индивидуальную и социальную субъектность человека. Мы благодарим студентов-психологов Алтайского госуниверситета (гр. 1063), принявших активное участие в обсуждении содержания учебного пособия и выражаем уверенность, что многие из них станут хорошими профессионалами.
Глава 1. Теоретико-методологические основания психического здоровья личности
1.1. Проблема " нормального" и " аномального" в психике человека
Каждый человек живет в обществе себе подобных. Что это несет ему? Только лишь помощь и поддержку? Или есть еще и негативная сторона социальности человека? Одной из общепринятых точек зрения, согласно которой считается, что важнейшей причиной объединения людей в различные сообщества является признание целесообразности единства в трудовой активности. Но если это мнение принять как аксиому и считать единственно верным, то ряд социальных процессов в современных сообществах понять просто невозможно. Это особенно касается развития человеческой деструктивности, снижения уровня жизни, уменьшение производительности труда и вообще " развал" промышленного и сельскохозяйственного производства, как это произошло в России 1990-х гг. По-видимому, в социальности человека имеется и ряд других предпосылок, в частности и нарушения его здоровья, в том числе и психологического 1> > >. В специальной литературе довольно широко и активно обсуждается проблема о социальном индуцировании специфических нарушений психологического здоровья. Один из первых указал на это З. Фрейд. Он развивал мысль о том, что общество уже само по себе делает человека невротиком, так как в любой цивилизации возникают внутренние конфликты между потребностями (заложенными в структуре Ид) и социальным контролем за их проявлением (Супер-Эго). На создаваемую обществом невротичность его членов посвящены работы его учеников и последователей, прежде всего - К. Хорни, А. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, которые работали с людьми разных возрастов, культур и цивилизаций. Положение о том, что нарушения психического здоровья есть следствие индивидуальной социализации до сих пор является базовой идеей психоаналитических взглядов. Более того, эта мысль характерна и для многих направлений современных психологии и отчетливо представлена так же и в гуманистической психологии, в частности, в работах А. Маслоу. К. Лестер, исследуя процессы социализации человека в тоталитарных обществах, показал, что обладая опытом социальной жизни в таком общежитии, индивид обычно вынужден отказываться от части своего Я путем принятия и выполнения социальных ролей. Но, по его мнению, наибольшую невротизацию создает несоответствие представлений индивида о своем реальном и идеальном Я, формируемое социумом, указывая, как правило, на несовершенство первого. Это выражается в формах вины, тревоги, личностной деструкции и др. Примерами таких общественных идеалов является " Кодекс строителя коммунизма", образы " Настоящего советского человека", " Истинного комсомольца", т.е. людей, лишенных недостатков, не имеющих никаких проблем. Нередко социум (в лице школы, семьи) предъявляет ребенку заведомо непосильные для него требования, которым невозможно соответствовать, что также приводит к возникновению внутреннего напряжения, дискомфорта, обиды, вины. Выделяются целые комплексы социально-одобряемого и социально-неодобряемого поведения. В указанных выше исследованиях показана возможность более легкого манипулирования массовым и персональным сознанием невротического человека, т.к. отмечается его психологическая зависимость от окружающих, влияющая на особенности психологического здоровья.
< < < 1 См., например, В.А.Пономаренко. Социально-этические проблемы здоровья здорового человека// Известия РАО, 1999; Е.В.Руденский. Кризис психологических механизмов адаптации личности и проблемы педагогического общения// Мир психологии. 1998. №3; ЯковенкоИ.Г. Культурные аспекты механизмов и социально-психологические источники массового террора// Мир психологии. 1998. №3; А.П.Назаретян. Социальное развитие и психологическая составляющая антропогенных кризисов// Мир психологии. 1996. №2; В.Можайский. Психология ценностного опыта. М., 1998 и др.
1.1.1. Психиатрия и психология
Приспособление людей к окружающей природной и социальной среде сугубо индивидуально. Большинство людей справляется с этой задачей. Но некоторые индивиды, слишком " хрупкие" или плохо подготовленные к жизни, не могут адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы. У них отмечается аномальное развитие и неадаптивное поведение. На всех этапах общественного развития люди пытались выявить причины такого " не вкладывающегося в определенные рамки" поведения. Так, на протяжении древности, средних веков и позднее психическое нездоровье (безумие) считалось следствием одержимости бесом, присутствием " злого духа", которых следовало изгонять с помощью заклинаний и жестокого обращения. История содержит огромное количество фактов, когда " ведьм" и " колдунов" заковывали в цепи, содержали в тюрьмах, сжигали на костре, забрасывали камнями, отдавали на " растерзание" возбужденной толпе: и только в конце XVIII в. французский врач Ф. Пинель потребовал относиться к " умалишенным" как к " психически больным" людям. Этот гуманный акт и открыл эру психиатрии. До недавнего времени именно психиатрия занималась изучением и описанием психических особенностей людей, поведение которых не укладывалось в общепринятые рамки нормального. Именно врачи-психиатры дали подобные описания крайних вариантов нормы, слабо выраженных (пограничных с нормой) болезненных изменений психики человека, а также ярко выраженных психических болезней, симптомы которых укладывались в те или иные синдромы. Психологи занимались преимущественно исследованием психики здоровых людей. Однако, в настоящее время уже ни у кого не возникает сомнений и дискретности границ между " нормой" и " патологией". Рассмотрение проблемы соотнесения особенностей " психологической нормы" и " психических отклонений" довольно широко представленной в современных научных и практико-ориентированных публикациях, свидетельствует о том, что она пока еще далека от решения в виду своей сложности. Ее решение осложняет и недостаточная изученность сущности психического и принципов его организации, наличие большого спектра теоретико-методологических подходов к пониманию личности человека, содержания и границ " нормального" и " аномального" в психике и т.д. Все более и более определяется круг психологических проблем, решение которых связано с совместной деятельностью психологов и психиатров. На необходимость их профессионального взаимодействия указывал еще немецкий психиатр Э. Крепелин. По этому поводу он писал, что психиатр непременно должен быть психологом, хотя бы эмпирическим. Он сам являл яркий пример этому (вспомним предложенные им и ставшие уже классическими психодиагностические методики свойств внимания и др.). Равно как и психолог должен быть знаком как с основными разграничениями между нормой и патологией, так и с различными формами психических расстройств. Здесь следует обратить внимание на взаимодействие, взаимопроникновение двух подходов к оценке нормальной и измененной психики - нозоцентрического (нозос - болезнь) и нормоцентрического. Особую важность это приобретает при оценке особенностей пограничных состояний, занимающих промежуточное положение между устойчивой нормой и ярко проявившейся психической болезнью. Эти два подхода кратко охарактеризованы в книге: Психология/Под ред. А.А. Крылова. СПб, 1998. С. 426. Позволим себе процитировать.
1.1.2. Психические расстройства
Причины психических болезней до сих пор неясны, хотя о некоторых из них говорят вполне достоверно. Установлено, что многие психические расстройства возникают под влиянием микроорганизмов (тиф или другое заболевание с высокой температурой могут вызвать стойкие приступы бреда); нарушения в нервной системе (повреждение лобных долей мозга может быть причиной нарушения ориентации в местонахождении и восприятии времени); генетическое наследование (болезнь Дауна, при которой нарушается хромосомная структура генного аппарата, приводящая к стойким интеллектуальным нарушениям - идиотии). Наконец, открытие психовозбуждающих и успокаивающих фармакологических веществ, влияния гормонального статуса на уровень психического самочувствия показали важную роль биологических механизмов в развитии некоторых поведенческих расстройств. Аномальное развитие личности может различаться в широком диапазоне - от легких (как вариант нормы) до глубоких (болезненных). Мы поведем ниже речь об аномалиях личности, проявляющихся в рамках нормы, либо являющихся пограничными. Современная психология подразделяет все аномалии на невротические - неврозы (возникающие вследствие внутреннего конфликта) и психотические - психозы (появляющиеся в неспособности адаптироваться к реальности). Неврозы и психозы являются, как правило, следствием психических травм (моральные потрясения, стрессы, перегрузки, утрата близкого человека, отвергнутая любовь, дружба, нарушение значимых межличностных отношений и др.) и являются социально и личностно обусловленными.
1.1.3. Неврозы и психозы
Невротическое развитие личности наиболее часто проявляется как " неврастения, " истерия, " навязчивые состояния. Среди психозов выделяются органические, связанные с ухудшением физического состояния нервной системы и функциональные - физиологическая основа их неизвестна. Примером органических психических расстройств являются нарушения речи, называемые афазиями. Так, если поражаются мозговые структуры передних височных отделов левого полушария, диагностируется моторная афазия. Больной может хорошо понимать речь других людей, формулировать свое собственное высказывание, но реально не может произнести ни одного слова, хотя голосовой аппарат сохранен. При нарушении задних отделов левой височной доли мозга наступает семантическая афазия, при которой человек сам может говорить сколько угодно, но не может понимать чужого высказывания. При органических нарушениях мозга возникают и нарушения памяти, называемые амнезиями, восприятия (агнозии). Всемирно известный отечественный психолог А.Р. Лурия в годы Великой Отечественной войны наблюдал за бойцами, получившими различного вида черепно-мозговые травмы. Отдельных своих клиентов он курировал и в последующем в течение 20-30 лет. Об одном из них, лейтенанте А. Засецком, он написал книжку " Потерянный и возвращенный мир". Саша получил сквозное пулевое ранение теменно-затылочной области. Но каковы были последствия? Он потерял все - забыл свое имя, близких, т.е. все что было до ранения; не мог ориентироваться в пространстве - выйдя из больничной палаты в коридор уже не мог найти дорогу обратно, не различал " длину" и " ширину" кровати; не узнавал многие предметы в целом, хотя мог описать его по частям (так рассматривая изображенные на картинке очки, говорил о том, что есть один кружок, другой кружок и есть между ними соединения: после долгого раздумья определял их как " велосипед"). Различал отдельные звуки, слова, но понять смысл предложения часто был не в состоянии. В этом примере четко проявились различные формы нарушения познавательных процессов при органических поражениях мозга. Следует сказать и о том, что благодаря его встречам с А.Р. Лурия, он смог практически полностью восстановиться, но на это ушло более двадцати лет. Большинство психических расстройств, серьезно затрудняющих адаптацию к социальным коллизиям, составляют функциональные психозы и неврозы. Одним из них может быть паранойя Другая форма психозов - аффективные расстройства. Среди них выделяется " эйфория, " депрессия, " апатия и др. Помимо психотического и невротического типов состояний личности, нередко наблюдаются и " пограничные состояния" - " копилка" разнообразных психологических защит. Понятие " пограничное состояние" было введено Найтом в 1953 году, который полагал, что пограничные состояния неврозов и психозов характеризуются чрезвычайно нестойким аффектом, настроением, поведением, объектными связями и представление о самих себе. Они упоминаются в литературе еще как и психический характер и эмоциональная нестабильная личность. К. Юнг отмечал, что в пограничных случаях диссоциированные персоналии все еще находятся в определенном взаимодействии, поэтому остается впечатление единой личности. В случае истерии можно установить связь, получить реакцию чувств целостной личности. Имеется лишь поверхностное разделение между определенными разделами памяти, но всегда присутствует базовая личность. Особую группу психических аномалий составляют психические расстройства при различных соматических заболеваниях.
1.2. Концепция жизненных сил человека как методологическая основа изучения и квалиметрии психического здоровья личности
Концепция жизненных сил человека своими корнями уходит к витализму, описанному Г. Дришем, К.Л. Тимирязевым, Г. Миэ; социодарвинизму (А. Смолл), вместе с тем отмечается и современное своеобразие понимания жизненных сил. Прежде всего обращение к жизненным силам человека (группы) нередко связано с попытками интерпретаций формирования картин мира социальными и персональными субъектами, своеобразие которых объясняется идеями существования генерирующих потоков, свойственных всем живым организмам. В.И. Вернадский, Г.Е. Михайловский, Л.Н. Гумилев полагали, что генерирующие потоки имеют место во всех живых организмах и определяются метаболическими и временными особенностями, составляют основное свойство жизни. А.П. Левич (1996 г.), экстраполируя эту гипотезу на все живые организмы, в том числе и высшего уровня, предполагает наличие в них источников иерархических уровней жизни, сознания, пассионарности. Обращение к обсуждаемой проблеме содержится в работах А.И. Субетто по социогенетике (1994), Ч. Тойча по психогенетике (1995). В научной литературе категория " жизненные силы человека" коррелируют с понятием " жизненные стратегии личности" (К. Альбуханова-Славская, Т.Е. Резник, Ю.М. Резник), категориями психологии и социологии, ориентированными на прогнозирование и проектирование социального поведения личности в нетипичных ситуациях (Ж. Альмодавр, М. Бургос, Е.И. Голаваха, Л.Н. Коган, И.С. Кон, М.Я. Корнеев, А.А. Кроник, Н.Р. Наумова, Ю. Черноушек, Э.Н. Фаустова и др.). Такими категориями являются " события жизни", " жизненное ориентирование личности", " жизненное благополучие", " жизненный спех", " жизненная самореализация", " жизнеобеспечение", " жизненная среда", " жизнетворчество", " жизненные траектории", " жизненные ценности", " жизненные перспективы", " жизненный потенциал", " жизненная активность" и др.
1.2.1. Концепция жизненных сил человека
Под жизненными силами в нашем контексте понимается способность человека к воспроизводству и совершенствованию жизни, целостному жизнеосуществлению, обеспечиваемому индивидуальными и социальными средствами в условиях исторически конкретного жизненного пространства (С.И. Григорьев). Эта концепция отражает стремление преодолеть абстрактность и отчужденность от жизни конкретного человека, социального субъекта, их социальных отношений и действий. Попытка " оживить" человека и социальные отношения стала основой формирования необходимости усиления внимания к проблеме личностного компонента в социальной жизни как процессу воспроизводства жизни через удовлетворение низших и высших потребностей индивидов в условиях конкретного жизненного пространства. Несомненно важным является положение о том, что основу осуществления социальной жизни составляют первичные социальные отношения владения, пользования, распоряжения, распределения, присвоения, потребления (М.Я. Бобров). Они рассматриваются как целостные социальные отношения, возникающие при сопряжении жизненных сил и жизненного пространства (С.И. Григорьев), имеют многоуровневые проявления и понимаются как взаимосвязи между субъектами общественной жизни, средствами воспроизводства и ее оптимизации. Это позволяет выделить социальные отношения в самостоятельную сферу и полагать, что именно они интегрируют материальную и духовную жизнь общества, социальной группы, отдельных индивидов. Мы полагаем, что психосемантическая характеристика жизненных сил человека может быть описана через такие категории как " образ", " действие", " мотивация", " индивид", " личность", " индивидуальность", " психологическое время личности".
1.2.2. Категория образа
Категория образа характеризует психологическую реальность со стороны познания и является одним из оснований формирования и становления индивидуальных и социально-групповых картин мира. Образ включен в систему жизненных отношений между человеком и миром. Объект восприятия и образ связаны между собой опосредованно, через длинную цепочку событий, происходящих во внешнем и внутреннем мире. Но отношениях образа и реального мира проявляются не только в ощущениях, восприятии, представлениях, но и виде сложных когнитивных структур, где образ - координатор и регулятор жизнедеятельности человека. Образ определяет целеполагание (модели построения будущих действий, образ мира, жизненного пространства, динамичных и устойчивых характеристик поведения). Разные характеристики образа являются базой конкретных психологических теорий и моделей. Научные данные свидетельствуют о том, что в возникновении образов значительная роль принадлежит особенностям информационной системы человека (ведущая репрезентативная система) и механизм переработки информации - ограничениям. Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств - " пяти каналов связи". Обычно у индивида имеется доминирование, преимущество одного из них, что приводит к формированию ведущей репрезентативной системы восприятия. Для тех людей, у которых развита визуальная репрезентативная система, окружающий мир представлен преимущественно зрительными образами. Преобладание слухового канала связи приводит к более легкому возникновению аудиальных образов; сенсорной чувствительности - кинестетической репрезентации. Таким образом, уже в процессе восприятия закладываются, дифференцируются индивидуальные картины мира, опосредующие различия жизненных сил отдельных субъектов. Преимущественная выраженность одной из репрезентативных систем у разных людей приводит и к неодинаковым моделям мира, которые они выстраивают, и к неоднозначным реакциям на одни и те же действия.
1.2.3. Психологические ограничения при формировании образа
Еще большая дифференциация жизненных сил человека связана со множеством ограничений в процессе формирования перцептивного образа. В этой связи стоит указать на следующие психологические ограничения: " физические - недоступные человеческим органам чувств, т.к. сознание воспринимает лишь часть непрерывного спектра физических явлений; " опыт человеческой социальности, выраженный в языковых значениях; " индивидуальные - налагаемые личным опытом, личной ограниченной моделью мира, что является причиной неверного выбора и связано с ограниченными возможностями индивида. Ограничения восприятия определяются механизмами " генерализации, " опущения, " искажения.
1.2.4. Влияние особенностей знания индивида о себе
Усиление индивидуальных различий связано и со спецификой самого психологического знания индивида о себе, других людях, окружающем мире. Одной из таких особенностей является многомерность и опосредованность психологического знания. Различают следующие его уровни: " конкретный житейский психологический опыт (знания, проверенные на достоверность личными переживаниями) и основанная на нем активность индивида; " обобщенный психологический опыт, полученный в определенных социальных группах (семье, школе, работе и др.), который входит в систему ценностей как регулятор межличностных отношений. Этот опыт представлен в различного рода социальных и личностных стереотипах. Частично он отражен в пословицах, поговорках, обрядах, традициях, ритуалах. Это обыденный уровень знаний, формирующий обыденную психологию, позволяющую прогнозировать результаты деятельности (своей и членов группы) в аналогичных (замкнутых в социальной группе) условиях. " научное знание о людях (обобщенное, закономерное, достоверное, сформированное в научных парадигмах и категориях). Резюмируя, можно сказать, что сознание, вооруженное органами чувств, воспринимает лишь часть непрерывного спектра физических явлений. Нервная система постоянно искажает или опускает необозримые области действительного мира.
1.2.5. Социальное действие
Структура человеческой активности в обществе хорошо описывается категорией " социальное действие" как совокупной составляющей социологии и психологии. Категория действия позволяет описать структуру человеческой активности, ее составляющих, их взаимозависимости и взаимопереходы, осмыслить целесообразность человеческого действия как основы организации поведения. Действие является основной единицей деятельности, которая имеет свою структуру, тактику, стиль. Действие социальное - простейшая единица в структуре социальной деятельности. В социологию это понятие ввел М. Вебер. Он использовал его для обозначения простейшей активности индивида, ориентированного на ответное поведение людей. Осмысление разнообразия поведения взаимодействующих индивидов М. Вебер считал важнейшей характеристикой социального действия. Простейшей компонентой действия являются ожидания определенных реакций друг от друга всех взаимодействующих людей. Действие с отсутствием такого ожидания является чисто психологическим. М. Вебер пытался разграничить осознаваемые и неосознаваемые ожидания ориентаций индивидов. Однако вынужден был признать, что это можно сделать только теоретически, учитывая меру и степень рациональности. Он выделил следующие действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное. Своеобразие понимания действия М. Вебером состоит в акцентировании ведущей роли сознания. Основные идеи М. Вебера получили свое развитие в работах Т. Парсонса, который практически не делал различия между понятиями " действие" и " поведение", относя их к составной части общей теории социального поведения. Т. Парсонс признавал зависимость сознательности действия от бессознательного, а ориентаций индивида на ответные реакции других людей - от " институализации" ценностей и " образцов культуры". Последние он рассматривал как принудительные нормы поведения и считал, что социальные, социокультурные, социально-психологические факторы обусловливают человеческое поведение. Т. Парсонс создал " общую систему человеческого действия", включив в нее " социальную систему", " систему личности" и " систему культуры". Для Т. Парсонса характерно системное (структурно-функциональное) понимание действия. Концепция действия получила свое дальнейшее развитие в конце 70-х - начале 80-х годов в исследованиях И. Хабермаса. Наиболее известной является его работа " Теория коммуникативного действия". В ней он проследил теоретическую эволюцию теории социального действия и сформулировал концепцию, основанную на принятой им идее разрыва труда и " интеракции", неотчужденного " жизненного мира" и отчуждающей " системы" постиндустриального общества. По мнению Хабермаса, современное капиталистическое общество тормозит (" колонизирует") жизненную основу интерчеловеческих коммуникаций, в основе которых должен лежать принцип " технической рациональности". Категория " действий" является основной структурной единицей социальной и психической деятельности как совокупности внешней и внутренней активности индивида, направленной на достижение сознательно поставленной цели. В этой связи она позволяет описать структуру человеческой активности, ее составляющие компоненты, их взаимозависимость и взаимопереходы, осмыслить целесообразность и мотивы поступков, действий как основы организации целостного поведения. В отечественной психологии психическая деятельность проанализирована в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна и др.
1.2.6. Индивид как объект и субъект социального действия
Рассматривая социальную практику с позиций жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности и применяя категорию " действия", следует отметить, что индивид является и объектом и субъектом социального действия в зависимости от роли, которую он в нем играет, занимаемой позиции, способов проявления индивидуальности и т.д. Как объект социального действия индивид испытывает влияние окружающего, занимая чаще всего пассивную позицию. Это проявляется в более жесткой внешней детерминированности его поведения (отказ от принятых решений, неуверенность, покорность), склонности к стереотипным реакциям, ограниченности в социальном выборе; неумении найти разные пути существования, даже зная пути решения личных проблем; делать адекватный выбор и др. Нестабильность социальных процессов в обществе с большой вероятностью приводит к возникновению опасности закрепления людей в статусе объекта социального действия, так как они не могут изменить общество, или место своего жительства, или свой статус. Следствием этого является рост социально-психической напряженности, приводящей к стойкой дезадаптации как отдельных людей, так и целых социальных групп. Личность в обществе, социальной группе часто является объектом социальных действий, так как не в силах изменить тяжесть социальной ситуации. Социальная и психическая дезадаптация, напряженность возникают тогда, когда человек продолжает быть объектом действия помимо своего желания. Выступая как субъект социального действия, личность занимает активную позицию и стремится к более полной реализации своей субъектности, опираясь на совокупные возможности жизненных сил и интенциональность.
1.2.7. Категория мотивации
Категория мотивация описывает совокупность различных побуждений к действию, ее психодинамические и психоэнергетические данные. В работах А.Г. Асмолова, А.Н. Леонтьева, В. Вилюнаса, П.В. Симонова, А.В. Петровского и др. показана сложность, порой противоречивость этой категории, включающей в себя эмоциональные, когнитивные образования и др. С помощью относительно устойчивых и относительно изменчивых параметров мотивации поддаются описанию цели, перспективы, иерархии ценностей, механизмы принятия решений, выбора поведения и другие существенные характеристики личности, группы. Категория " мотивация" является одной из важных в понимании источников активности, но ее описания, содержащиеся в литературе, чрезвычайно разнообразны, порой противоречивы. Несмотря на то, что теории мотивации, разработанные в психологических и социально-психологических системах координат, расходятся между собой и даже противоречат друг другу, они обладают общим пониманием человеческого поведения как, прежде всего, причинно-обусловленного. Причины же могут быть идентифицированы в качестве условий, создаваемых физиологическим состоянием человека и лежать внутри организма, либо брать начало вне его. Однако, как полагает И. Израэль, возможен и другой подход объяснения психического поведения - не каузальный. В таком случае более правильно, по мнению автора, вести речь о теории ограничения действия. Одно дело, утверждает он, поиск факторов мотивации и совсем иная стратегия - предполагать, что понятие мотивации составляет лишь особый словарь, и нужны исследования использования этого словаря в каком-то социальном контексте. В целом под мотивацией понимают совокупность всех мотивов, побуждающих к действию. Отмечается, что содержательное описание мотивации безгранично, т.к. требует упоминания бытия человека, задач и ролей, которые он выполняет, являясь субъектом или объектом отношений и др. Психологическая характеристика мотивации описывается и со стороны динамического аспекта - процессуальные и энергетические стороны регуляции деятельности. Наряду с содержательными, динамическими аспектами психической мотивации выделяются и реализующие функции. В. Вилюнас описал источники всеобщего обнаружения и разнообразия мотивационных отношений человека: механизмы инстинкта, акта эмоционального переключения, эмоциональной фиксации, эмоционального заражения, ведущего к эмоциональному подражанию и др. Таким образом, человек в каждый момент находится под влиянием множества актуализированных отношений и побуждений, составляющих мотивационное поле. Последнее определяет цели, и способы их достижения, связанные с субъективно переживаемым образом действительности.
1.2.8. Мотивационные системы
Внутри мотивационной сферы выделяются мотивационные системы, т.е. более простые " единицы", различающиеся мерой универсальности. Примером таких систем являются потребности. Мотивационные системы могут быть как природными, так и сформированными прижизненно. Часть таких систем, описанных с позиций когнитивной психологии, приводит Х. Хекхаузен. К ним он относит сложные психические образования, связанные с проявлением потребностей человека, например, в одобрении, общении, закрепляемые совокупностью оценок. В мотивации поведения это проявляется в формах когнитивного диссонанса и каузальной атрибуции. Анализ мотивации человека проводится и по линии включенности в нее осознаваемых и неосознанных мотивов. Большое значение в структуре мотивации придается личностным оценкам, уровням притязаний, а также индивидуальным данным, таким, как внушаемость, конформизм и др. Многочисленные исследования мотивации отечественными и зарубежными психологами, все в большей степени проникая в глубину сущности мотивационных процессов, описывают структуру мотива, его сущность, функции и функционирование в системе регуляции деятельности.
1.2.9. Процессуально-динамический подход в исследовании мотивации
Одно из важных мест принадлежит процессуально-динамическому подходу, особенностью которого является признание полидетерминации любой психической функции и обусловленность ее когнитивными и аффективными факторами. Л.И. Анциферова выдвигает и обосновывает тезис о наличии специального мотивационного обеспечения не только всего процесса деятельности как целого, но каждого из ее этапов (частей) в отдельности. В этой связи уместно упомянуть и о субъектно-личностном компоненте мотивации, его взаимодействии с интеллектуальным уровнем психической активности. Рассматривая базовые мотивационные механизмы, В.Г. Леонтьев анализирует феномен " динамического равновесия", обращая особое внимание на становление процессов целеполагания и целедостижения, когнитивно-эмоциональной подготовки человека к действию. Он описывает механизм динамического равновесия, основанный на взаимосвязях и взаимозависимостях неуравновешенности, спонтанной активности организма и личности, обеспечивая гомеостаз только во взаимодействующих системах. Система доминирующих мотивов, побуждающих к действию, получила название направленности личности. Объединение мотива и способа его реализации проявляется в альтруистической, деловой или престижной (личностной) направленности.
1.2.10. " Индивид" - " личность" - " индивидуальность"
Категории " индивид", " личность", " индивидуальность" позволяют описать своеобразные, неповторимые характеристики человека: физиологические, психологические, социальные. Индивидом обозначается представитель человеческого рода, имеющий определенные генетические, врожденные данные, психофизиологическую психоэндокринологическую организацию. К индивидным характеристикам человека относятся динамические врожденные качества: темп и скорость реакций, своеобразные активности, реактивности и ригидности. Индивидные качества характеризуют устойчивость психических процессов и свойств и в терминах индивидных свойств личности можно описать первичный уровень психологических характеристик жизненных сил человека. Индивидные характеристики человека являются врожденными, но человек - социальное существо, поэтому даже врожденные характеристики опосредуются воздействиями процесса социализации, что можно выразить понятием " индивидуальный субъект", " индивидуальная субъектность". Они характеризуют человека как специфическое существо, отличающееся от других людей и сформировавшееся в результате взаимодействия генетических и фенотипических свойств в процессе онтогенеза. Индивидуальность - это " сплав" врожденных и приобретенных черт, которые составляют своеобразие психики и личности, делают ее неповторимой, уникальной. Выделяют типические и дифференциальные свойства индивидуальности - темперамент, характер, способности. Индивидуальные и индивидные характеристики человека опосредуют его активность в формировании природной и социальной жизненной среды, вступают в различного рода взаимоотношения. Индивидуальность, следовательно, является составной частью жизненных сил человека, носителем личностного начала социальной жизни, обладателем " Я - концепций".
1.2.11. Категория личности
Дефиниция личности в современной психологии крайне парадоскальна. " Разброс" мнений чрезвычайно широк. На одном полюсе содержится трактовка личности как нечто таинственного, мирозданческого, микрокосмического, заключающего в себе, но актуализирующее лишь индивидуально особенное. В работах Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского содержится обращение к эзотерике понятий " лицо - лик - личина". Авторы находят онтологическое и этимологическое сходство их с понятием " личность". На противоположном полюсе - личность оценивается неким типическим описанием ее характеристик, которые опосредуются социальными отношениями. Интегративность личной дефиниции, ее " различность" усложняют исследования личных сфер и их интерпретацию. Это связано с тем, что понятие " личность" является интегральным и любое, существующее ранее и сейчас определение, выделяет лишь отдельные его аспекты. Подходов к пониманию и объяснению личности довольно много. Еще в 1930-е годы американский психолог Г. Олпорт насчитал в разных науках более пятидесяти. В настоящее время их число увеличилось во много раз, возросла и противоречивость между различными теориями личности. Но вместе с тем, в концепциях личности содержатся и общие моменты: " подчеркивается значение индивидуальности, отличающей и дифференцирующей данного человека от всех других; " рассматривается как абстракция, в основе которой лежат выводы о человеке в результате наблюдения за ним; " отмечается важность соотнесения характеристик индивида с его жизненной историей и перспективами развития; " представляется качествами, обеспечивающими устойчивость поведения и чувство непрерывности во времени, окружающей обстановке, целостности. В психологии предпринимались неоднократные попытки сделать это понятие более строгим. Прослеживается формирование личности и в историческом плане. Несмотря на указанные разночтения, бесспорным считается интегрирующая роль личности в формировании ее жизненных стратегий, тактике поведения, образа жизни. Личность - одна из центральных психологических категорий, в формировании которой важное место отводится индивидным, индивидуальным и социокультурным детерминантам. Ориентации личности на культуру неоднократно обсуждались в работах Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, О.Э. Мандельштама, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, М.К. Мамардашвили, осмысление идей которых обнаруживает понимание личности как психологического феномена.
1.2.12. Психологическое время личности
Категория " психологическое время" личности является составляющей частью социального и имеет прямое отношение к становлению ее жизненных сил. Рядом психических работ установлено, что личностная индивидуальная деятельность человека всегда развернута во времени. Психологическое время - процесс осознания и переживания личностью межсобытийных отношений, субъективной картины жизненного пути. Психологическое время - один из показателей, отражающий своеобразие развития субъектности и жизненных сил человека. Проблема личного времени (ЛВ) как особая психовременная организация личности опосредует личностно-временную регуляцию человеком своего поведения, деятельности, рефлексий. Эта сторона ЛВ отражена также в субъективном модусе - волевой регуляции и является основой для становления субъектности и реализации жизненных сил. В целом изучение проблемы времени имеет важное значение для развития человеческой культуры, общества, личности. Наряду с понятиями хронологического (равномерные циклические процессы в физических объектах), биологического (время развития и функционирования живой природы, время жизни живых существ и т. п.) времени, наиболее значимым для человека как личности, живущей в обществе, является понятие психологического времени. Психологическое время личности рассматривается как многоуровневая функционально-деятельностная структура или время осуществления предметно-практической профессиональной деятельности, а также - креативное время, - время активного творения и самоактуализации, осуществления индивидуальности жизни и деятельности. Такой подход в психологическому времени личности означает прежде всего понимание времени жизни человека (или линии жизни) как в единстве прошлого, настоящего и будущего, так и совокупность динамических, процессуальных характеристик: начала, сукцессивности (т.е. последовательного развертывания во времени) и завершения, эти процессы связаны с определенным темпом и ритмом, скоростью, интенсивностью и напряженностью осуществления, опосредованы потребностно-мотивационными особенностями, способностями, характерологическими качествами, проявлениями самосознания личности и др. Активно развивается причинно-ролевая концепция психологического времени личности, предполагающая определенные структурные (и другие) взаимоотношения между различными временными периодами становления субъектности - прошлым, настоящим и будущим. При изменении социальных условий, угрозе жизни в различных ситуациях жизненных перемен структура личного времени также не остается стабильной, характеризуя особенности жизненных сил индивидов в таких условиях. Основываясь на определении психологического времени и вышеизложенной информации, можно, не без оснований, предполагать, что в критической ситуации может нарушаться структура субъектных отношений прошлого, настоящего и будущего, составляющих единую линию жизни. Оценивая экстремальную ситуацию, изменяющиеся социальные условия. Человек вынужден переосмысливать ту временную перспективу, которая у него сложилась, и создавать новую модель будущего, в которой и заключаются изменения психологического времени, лежащие в основе построения темпоральных координат новой жизненной стратегии. Учитывая важную роль психологического времени в становлении и развитии жизненных сил субъектов, нами было проведено специальное исследование, в результате которого выделены группы испытуемых (возраст 25-35 лет) с определенной спецификой проявления психологического времени. Полученные результаты позволяют выделить основные тенденции в проявлении психологического времени личности, условно обозначенные как: созерцательно-защитный, агрессивно-защитный и конструктивный.
1.2.13. Типы психологического времени личности
Первый модус " созерцательно-защитный" связан со стремлением личности (осознанным или неосознанным) сохранить определенной эмоциональное равновесие. У такого человека не возникает потребности в переструктурировании жизненных целей, при изменении жизненной ситуации. Смысложизненные ценности не отражают адекватно сложившихся ситуаций, что затрудняет осмысление настоящего в качестве интегрирующей системы с прошлым при значимой роли будущего. Но это не исключает полностью временной интегрированности, которая отражает прежний (пассивный) способ поддержания жизненных сил. Созерцательно-защитный тип ЛВ связан с тем, что у человека возникают потребности в новом осмыслении времени жизни, реализация которого может вызвать личностный кризис, отражающий неспособность совладать в ситуациях жизненных перемен. Это формирует особую (с низкими порогами) чувствительность к любым изменениям социальных и личностных ситуаций, реакция на которые выражается в плане повышения тревожности, других негативных эмоциональных состояний, уходу от проблем. Агрессивно-защитный тип ЛВ - также связан со стремлением личности сохранить эмоциональную стабильность, но другим путем - усилением внешней поведенческой активности, агрессивности, хотя наблюдаются разные уровни жизнедеятельности, но механизмы их идентичны, за исключением знака реакции. Прошлое - настоящее - будущее " развивается" в сознании индивида с доминированием роли настоящего, практического отрицания прошлого. Линия жизни - активная, часто без особого выбора средств осуществления жизненных целей. Возможен и другой вариант - активность проявляется не в действиях (разной интенсивности и социальной ценности), а в " обсуждении" проблем с признаками гнева, применения силы, беспринципности, с проявлением агрессивности как в поведении, так и в рассуждениях о нем. Третий - конструктивный тип ЛВ является активным и направлен на выбор нового способа проявления социальной субъектности и поддерживания жизненных сил в новых условиях. Эта тенденция также характерна для людей с определенной индивидуальностью. У таких людей отмечается единая линия жизни, адекватно оценивается роль прошлого, настоящего и будущего, это дает возможность мобилизации личностных ресурсов, осмысления реальных условий. Центральным звеном является поиск и обретение новых жизненных целей и смыслов, попытки изменить обстановку к лучшему. Можно полагать, что люди с таким модусом будут активно искать, (контруировать), выбирать разные способы поведения. Кроме отмеченных оснований, характеризующих психологический компонент жизненных сил человека, персонально они проявляют как совокупность индивидуальной и социальной субъектности.
1.2.14. Индивидуальная субъективность
В содержание понятия индивидуальная субъектность включается совокупность индивидных, индивидуальных, потребностно-мотивационных свойств личности, что позволяет описывать своеобразные, неповторимые, уникальные характеристики человека: анатомофизиологические, психофизиологические, психоэндокринологические, психологические, социальные. Они проявляются в многообразии индивидуальных составляющих, их границ, играя немаловажгую роль в формировании адаптивного поведения человека и адаптивности как свойств его личности. Социальная субъектность рассматривается как способность индивида к решению общественно значимых задач, достижению социальных целей, к эффективному использованию в своих целях социально-организационных мер, общественных институтов. Социальная субъектность показывает степень социализации, уровень освоения социальных ролей, социальный потенциал, социальную активность субъекта. Дальнейшее " разложение" социальной и индивидуальной субъектности позволяет выявить не только целостную характеристику субъекта в каждый данный момент, но и особенности его жизненного пути, закономерности изменения, характер социального положения. Сопоставление их в пространственном и временном континууме дает достоверную информацию об особенностях формирования, реализации и реабилитации жизненных сил в различных социальных условиях, что является одним из оснований психологического здоровья. Осмысление проявлений социальной и индивидуальной субъектности во всех основных сферах жизни людей позволяет подвергнуть психологическому анализу обстоятельства индивидуальной и социальной жизни личности, условия ее осуществления в настоящем времени, развития в прошлом, прогнозирования в будущем. Такой подход дает возможность исследовать деятельность самых разнообразных субъектов - от индивида до социального института.
1.3. Уровни субъектных проявлений личности как показатели психического здоровья
Мы полагаем, что психологический контекст социальной субъектности человека следует рассматривать, по крайней мере, на двух уровнях. Первый уровень социальной субъектности представлен " потребностями, " ролями, " ценностями, " нормами, " отношениями, " конструктами. Второй - это " смыслы, " свобода, " ответственность, " рефлексии, составляющие духовность и основу судьбы личности.
1.3.1. Представление уровней субъективности человека по потребностям
Становление субъектности человека начинается с формирования его потребностей. Ранее отмечалась роль потребностей в становлении субъектности. Особо значимы высшие потребности человека - потребности в самоактуализации (по терминологии А. Маслоу). Важно сказать и еще об одной классификации потребностей, которая предложена американским психологом С. Мадди. Он ведет речь о психических потребностях - потребностях в суждении, воображении и символизации. Мадди показал, что ослабление психологических потребностей приводит к снижению субъектных проявлений, т.к. человек рассматривает сам себя с позиции совокупности биологических нужд и социальных ролей и ведет себя как объект социальных действий. Если же преобладает психологическая детерминанта, человек выходит за пределы биологического и социального благодаря суждению, воображению и символизации и строит не только картину мира, каков он есть, но и картину желательного и картины других миров. Это дает личности возможность обретать целостность прошлого, настоящего и будущего, приобретать и оценивать смысл любого действия, внешнего обстоятельства, а значит сохранять и укреплять психологическое здоровье.
1.3.2. Представление уровней субъективности человека по ролям
Определим те основания, которые имеются ввиду при использовании понятий, описывающих психологический компонент социальной субъектности, которые и были указаны выше. Так, понятие " социальная роль" предполагает определенный способ поведения индивида в конкретной ситуации и формирует ожидания окружающих. Социальные роли содержат и типический, и индивидуальный компоненты. Основой, на которой формируются роли, являются социальные нормы ограничители, задающие конкретные положения, которым нужно следовать. Для каждого общества на определенном этапе развития его, социальной группы или микросоциума формируются свои социальные нормы. Человек выполняет роли обычно, опирающиеся на нормы разных социальных групп. Социологи и психологи ведут речь о разных типах ролей. Среди них можно выделить конвенциональные и неформальные роли. Первые - это шаблоны, стандарты, которым должен жестко следовать любой человек, попавший в данную ситуацию. Примером конвенциональных ролей, являются профессиональные роли (учителя, милиционеры, управленцы), роли пассажира, покупателя, семейные роли и др. В отличие от конвенциональных, неформальные роли, хотя и связаны с некоторыми устойчивыми правилами, ожиданиями определенного поведения, но не являются жестко закрепленными. Они вариативны и зависят от индивидуальных особенностей человека, выполняющего эту роль. Например, конвенциональная роль студента может быть дополнена неформальной ролью прилежного студента, талантливого, думающего студента. Таким образом, конвенциональные роли более типизируют поведение человека, а неформальные делают простор субъектным проявлениям. В отдельных социальных сообществах существует строгая структура и иерархия ролей не только конвенциональных, но и неформальных. Особенно жесткой она является в преступных, коррумпированных, мафиозных сообществах. Каждая роль осваивается и содержательно, и технологически. Последний аспект в научной литературе получил название самопрезентации или самопредъявления 2> > >.
< < < 2 Подробней см. ГригорьевС.И., ДеминаЛ.Д. Профессиональный психолог в регионе экологического неблагополучия. Барнаул, 1996.
1.3.3. Представление уровней субъективности человека по ценностям и нормам и смыслам
Важными психологическими составляющими субъектности являются ее ценности и смыслы. Через личностные ценности внутренний мир человека связывается с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп - всем им присуща направленность на определенные ценности. Превращение общественной ценности в личностную возможно при условии непосредственного включения индивида в практическую реализацию этой общей ценности, принятие ее как своей собственной. Личностные ценности - это представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смысла. Именно об этом писал В. Франкл, отмечая, что механизм смысловой регуляции образует ядро внутреннего мира человека. В отечественной психологии (А.Н. Леонтьев) развивается положение о том, что личностные смыслы - это те формы и способы, которые занимают центральное место в формировании отношений человека. Они являются стержнем жизнедеятельности, наполняясь ценностным содержанием и определяют линии развития смысловой сферы, создают " смысловое поле" для становления и проявления субъектности. Таким образом, во внутреннем мире человека потребности отражаются в форме желаний и стремлений, а личностные ценности - в форме идеалов, интересов, смыслов. Личностные ценности в связи с тем, что они ограничиваются конкретной ситуацией, переживаются как групповые, формируя систему отношений личности.
1.3.4. Представление уровней субъективности человека по отношениям
Отношения, как психологический феномен, наряду с ценностями, являются также важным компонентом субъектности. Они характеризуют тот конкретный смысл, который имеют отдельные предметы, объекты, явления, люди, групп. Количество конкретных отношений, образующих смысловое богатство личности, безгранично. Источником отношений является индивидуальный опыт, опосредованный смысловыми структурами - потребностями и ценностями. Например, если кто-то начинает чернить то, что для нас дорого, или мешает реализовать потребности, то формируется неприязнь к этому человеку, которую впоследствии нелегко преодолеть. Отношения бывают разной степени обобщенности: наряду с отношениями к конкретным людям, формируются отношения к людям и обществу вообще, а также отдельные отношения: к старикам, друзьям, одноклассникам, кооператорам, политикам, воинам, учителям, врачам, русским, москвичам и т.д. Важно учитывать не только характер отношений, но и признаки, используемые при их становлении. Разные люди при описании одних и тех же объектов пользуются разными критериями и признаками. Это позволило американскому психологу Дж. Келли для обозначения системы критериев и признаков формирования отношений предложить использовать понятие " конструкты". Дж. Келли заметил важный факт, что смысл для человека существует в терминах его конструктов, как правило полярных: ученик умный или глупый, книга интересная или неинтересная, работа легкая или трудная, погода сырая или сухая, теплая или холодная, друг хороший или плохой, случай опасный или безопасный, сотрудник удобный или неудобный. Любой смысловой конструкт соотносит конкретные явление с какой-то личностной ценностью, потребностью, смыслом. Поэтому по используемым человеком конструктам можно определить и его базовые ценности, потребности и смыслы.
1.3.5. Представление уровней субъективности человека по потребностям. Свобода и ответственность
Каковы же психологические характеристики свободы и ответственности личности? Хотя о свободе личности написано немало строк, приблизиться к пониманию ее механизмов не так-то просто. Свобода - это возможность личности поступать в соответствии со своими ценностями и интересами. Свобода личности идет " рука об руку" с ее ответственностью как осознанием человеком своей способности выступать причиной изменений (или противодействия изменениям) в окружающем мире и в собственной жизни, а также сознательное управление этой способностью. Ответственность - это внутренняя регуляция, опосредованная ценностными ориентирами. Ответственность личности является важнейшей составляющей человеческого достоинства и чести. Свобода и ответственность личности тесно взаимосвязаны. С одной стороны ответственность выступает предпосылкой свободы, с другой - свобода может быть осознана и понята человеком лишь в ходе активности. Несмотря на это, механизмы ответственности и свободы различны. Пути становления свободы - это обретение права на активность и выбор ценностных ориентиров. Путь становления ответственности - это переход регуляции активности извне вовнутрь. Их интеграция связана с обретением личностью ценностных ориентиров и свидетельствует о переходе человека на новый уровень отношений с миром - уровень самодетерминации - и выступает предпосылкой и признаком социальной субъектности. С психических позиций быть свободным - значит быть свободным от причинных зависимостей, от настоящего и прошлого, черпать свои силы в воображаемом и планируемом будущем, преодолевать препятствия на пути к достижению цели, изменять себя, иметь возможность и умения делать выбор: т.е. быть интенциональным. Свобода делает личность самостоятельной, творческой, повышает ее самоценность, создает условия для формирования человеческого достоинства и чести. Несвобода личности проявляется обычно в " метании из стороны в сторону", нерешительности, неспособности достичь цель, изменить ход событий, ситуаций, понять причины их неудач и др.
1.3.6. Представление уровней субъективности человека по рефлексии
Рефлексии - это свойство психики отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями. Рефлексии " поворачивают" сознание человека на свой внутренний мир. Это помогает не только осознать свои поступки, отношения, конструкты, ценности, но при необходимости, их перестроить, найти новые для этого основания 3> > >. Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексий достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то - это значит это " пережить", " пропустить через свой внутренний мир", " оценить". Мир рефлексий разнообразен, богат и индивидуален у каждого человека. Именно способность к рефлексии дает возможность человеку формировать образы и смыслы жизни, действий, блокировать неэффективные. Важнейшей особенно
|