Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информация осведомительная и командная – СМ.
Индикатор. ИНЦЕСТОФИЛИЯ- см. Половые извращения. ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ СИНДРОМ – см. Синдромы психопатологические. ИПСАЦИЯ – см. Онанизм. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ – направление в компьютерной технологии, ставящее перед собой цель создания компьютеризованных систем с использованием аналогов интеллектуальных функций человека. В рамках И. и. возникла проблема оперирования знаниями – та составляющая триады познания, которая, в отличие от двух других (приобретение и структурирование знаний), почти не затрагивалась в науках о человеке. Другая важная проблема – представление знаний, т. е. приведение их (по Крайней мере, для ограниченной предметной области) к виду, адекватному и удобному как для компьютера, так и для пользователя. Основные разделы И. и.: доказательство теорем, моделирование игр, распознавание образов и сцен, робототехника, экспертные системы, инженерия знаний. Проблематика И. и. интенсивно разрабатывается также в когнитивной психологии (см.). ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ (в психологии труда, в эргономике) – приобретенное в результате обучения и повторения умение решать трудовую задачу, оперируя орудиями труда (ручной инструмент, органы управления и контроля и т. п.) с заданной точностью и скоростью. Обычно И. д., наряду с познавательными (когнитивными) и оценочными действиями, включая и принятие решения, входят в качестве компонентов в более широкие структуры трудовой деятельности и обеспечивают ее эффективное выполнение. В зависимости от вида трудовой деятельности удельный вес И. д. может быть весьма различен. Эти действия могут либо совершаться эпизодически, либо занимать все рабочее время. Иными словами, в структуре деятельности они могут занимать место основной цепи или выступать в качестве средства достижения цели. В первом случае деятельность будет по преимуществу исполнительной (напр., деятельность оператора-технолога или оператора-манипулятора). Условием успешного вы- полнения И. д. является формирование, нередко длительное, соответствующих умений и навыков работы с весьма разнообразным инструментом или сложными органами управления. Во втором случае основным содержанием выступают когнитивные действия (перцептивные, мнемиче-ские, умственные); исполнительные, моторные акты, как правило, просты и не требуют длительного научения. Подобная характеристика справедлива и для И. д., совершаемых в быту, в игре, в спорте и т. д ИСТЕРИЯ – патологическое состояние психики человека, характеризующееся повышенной внушаемостью, слабостью сознательной регуляции поведения. Для И. характерно несоответствие между малой глубиной переживаний и яркостью их внешних выражений: громкие крики, плач, мнимые обмороки, выразительные жесты по поводу незначительных, в действительности маловолнующих истерика событий. Стремление любым способом привлечь к себе внимание, театральность поведения, «игра в переживания» – типичные проявления И. ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ПОРОГ (в психофизике): 1) при измерении абсолютного порога – точка в континууме стимулов, ниже которой раздражитель перестает вызывать у испытуемого ощущение; 2) при измерении дифференциального порога – точка исчезновения впечатления разницы между сравниваемыми стимулами. И. п. определяется при использовании метода минимальных изменений – как среднее между величиной последнего раздражителя, вызвавшего положительный ответ испытуемого, и величиной первого раздражителя, приведшего к изменению категории ответа (в нисходящих рядах). К КАЖУЩЕЕСЯ ДВИЖЕНИЕ- иллюзорное восприятие движения, возникающее при последовательном предъявлении статических стимулов на разных пространственных позициях. (Синоним: стробоскопическое движение.) Наблюдается не только в зрительной, но и в других модальностях, напр, слуховой и тактильной. Благодаря К. д. кинозрители получают впечатление плавно движущихся объектов при наблюдении спроецированных на экран неподвижных изображений, запечатленных на кинопленке. Одну из первых демонстраций зрительного К. д. осуществил в 1832 г. бельгийский физик Ж. Плато с помощью созданного им прибора – фе-накистископа (с греч. – обманывающий зрение), который представлял собой вращающийся диск с нарисованными по краю фигурами дровосека в разных фазах движения; фигуры наблюдались через щель и производили впечатление работающего дровосека. Г. Экснер (1875) описал К. д. при наблюдении искровых разрядов. Детальные исследования К. д. начаты гештальтпсихологами. Можно сказать, что и сама гештальтпсихология началась с классической работы М. Вертгеймера (1912) по К. д., в которой были выделены феноменологически и психофизически разные типы К. д.: частичное, оптимальное (названное Ф. Кенкелем бета-движением) и феноменальное (фи-движение). Последнее возникает при сверхъоптимальных ин-терстимульных интервалах (80 – 200 мс), заключается в переживании «чистого» (бесформенного) движения и трактуется гештальтпсихологами как доказательство сенсорного («невыводного») характера восприятия движения. А. Корте (1915) описал т. н. дельта-движение – К. д. в на-•правлении, противоположном направлению смещения второго (и более яркого) объекта относительно первого, и эмпирически установил для восприятия оптимального К. д. 4 приблизительных уравнения, которые попарно связывают такие стимульные переменные, как пространственное смещение, время экспозиции, ин-терстимульный интервал и «интенсивность» (не только яркость, но и размеры) стимулов. Даниэль Канеман (1967) ввел еще одно правило для сохранения оптимального К. д.: правило постоянства асин-хронии включений стимулов, т. е. суммы времени экспозиции первого объекта и ин-терстимульного интервала (при изменениях этих слагаемых). Однако этому правилу не подчиняется эффект К. д., обнаруженный Б. Г. Мещеряковым (1982) при последовательном предъявлении в одной и той же апертуре двух синусоидальных решеток (одинаковой пространственной частоты) с некоторым сдвигом по фазе. Любопытной особенностью этого эффекта, названного суммакинезом, являются крайне малые значения интерстимульного интервала (3 – 50 мс). Стимульные условия и феноменологические свойства суммакинеза хорошо предсказываются моделью зрительной временной суммации, причем в модели используется бифазическая импульсная реакция. КАНДАУЛЕЗИЗМ – см. Мазохизм. КАПРИЗЫ ДЕТЕЙ – особенность поведения, выражающаяся в противодействии и сопротивлении требованиям, советам, указаниям взрослых, в непослушании В дошкольном возрасте проявление К. д сопровождается обычно плачем, криком двигательным возбуждением. К. д. могут носить характер случайных, эпизодических проявлений. Такие К. д. чаще всего возникают как следствие заболевания, усталости, перевозбуждения, перегрузки впечатлениями. Нередко К. д. превращаются в привычную форму их поведения, при помощи которой ребенок добивается осуществления cbofx желаний (см.). Этому превращению способствуют возрастные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста – слабость неокрепшей нервной системы, большая эмоциональная возбу-димэсть. Основная причина возникновения К. д. – неправильная организация взаимоотнршений ребенка со взрослыми. Чаще всего – это привычная реакция избалованного ребенка, прихоти которого бесгрекословно выполняются. К. д. могут возникнуть как реакция на разнобой в предъявляемых к ребенку требованиях, на чрезмерные требования со стороны взрослых Иногда в основе К. д. лежат острые и глубокие переживания (см. Аффективные demJ), связанные с неудовлетворением потребностей ребенка в любви к нему, внимании, уважении, самостоятельности. Нередко К. д. возникают как своеобразный протест и реакция ребенка на эмоциональную травму (напр., отъезд родителей в длительную командировку, появление отчима, или мачехи, младших братьев или сестер и т. п.). Основной путь предупреждения К. д. – правильная организация жизни и деятельности ребенка, создание нормальных взаимоотношений в семье, спокойная требовательность и одновременно внима- ние к интересам и потребностям ребенка, включение его в детский коллектив. Важное значение в предупреждении К. д. имеют меры, направленные на укрепление нервной системы ребенка, – соблюдение режима сна, питания, устранение переизбытка впечатлений и т. д. Для преодоления К. д. не следует прибегать к угрозам, грубому насилию. Попытка «сломить силой» каприз ребенка, как правило, приводит к еще большему перевозбуждению или углублению аффекта. Очень опасно, как показывают психологические исследования, наказывать ребенка лишением любви. Но вредны и упрашивания, постоянные уступки, которые способствуют закреплению К. д. В качестве приема преодоления К. д. может служить отвлечение ребенка от объекта недозволенных желаний и переключение его внимания на другой объект, спокойное игнорирование К. д. (если они не наносят ущерба здоровью ребенка и не вредят окружающим); в некоторых случаях полезен метод естественных последствий, когда взрослые позволяют ребенку испытать результаты своих действий, совершаемых в состоянии каприза. КАТАРСИС (от греч. catharsis – очищение) – термин, используемый в эстетике, в психологии искусства. Первоначально был связан с обозначением характера воздействия на человека античной трагедии. Психологический смысл понятия «К.» заключается в эмоциональном потрясении, испытываемом человеком под воздействием на него произведения искусства и способном привести к тому, что он освобождается от незначительных переживаний и мыслей и испытывает состояние внутреннего очищения. КАТАТОНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ – см. Синдромы психопатологические. КАТЕГОРИАЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ – свойственная высшим формам восприятия расчлененность сти-мульного пространства на диффузные подмножества. Примером может служить речевой слух, основанный, в частности, на выделении фонематических признаков звуков и их отнесении к тем или иным фонематическим категориям (см. Фонема). Характерно, что различение звуков внут- ри одной фонемы затруднено по сравнению с различением звуков, принадлежащих к разным фонемам, даже если элементарные акустические различия в первом случае больше, чем во втором. Границы между перцептивными категориями нечетки и, главное, весьма лабильны, что связано с изменчивостью перцептивных задач, встающих перед субъектом. Так, Bocnpi№ тие одних и тех же звуков может иметь или не иметь свойственного речевому слуху категориального характера в зависимости от того, относится слушатель к ним как к звукам речи или нет (см. Перцептивные действия). КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ – объекты, незначительно отличающиеся по своим физическим признакам и относящиеся к разным категориям (классам), кажутся наблюдателю более разными, чем объекты с существенными физическими различиями, но относящиеся к одной и той же категории. КАУЗАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ * АНАЛИЗ – важнейший компонент разработанного Л. С. Выготским экспериментально-тренировочного метода. К.-д. а. имеет своей целью выделение «единицы», трактуемой Л. С. Выготским как продукт анализа, который, в отличие от элементов, обладает всеми основными свойствами, присущими целому, и который является далее неразложимой живой частью этого единства. К.-д. а. противопоставлялся анализу, разлагающему целое на составные элементы и тем самым исключающему изучение сложного целого во всем его своеобразии, сводя его к процессам более элементарного порядка. Характеризуя К.-д. а., Л. С. Выготский указывал на три определяющих момента, которые составляют его основу: анализ процесса, а не вещи; анализ, вскрывающий реальную каузально-динамическую связь, а не внешние признаки процесса; анализ генетический, восстанавливающий особенности процессов развития. К.-д. а. носит экспериментальный характер и направлен на выявление сущности изучаемых психологических образований. Так, анализ рудиментарных функций позволил Л. С. Выготскому выделить проблему создания и употребления знаков как средства овладения собственным поведением в качестве того определяющего цело* го, которое отличает высшее поведение от элементарного. На основании К.-д. а. мышления и речи Л. С. Выготский выделил в качестве единицы речевого мышления значение слова и переходит к изучению становления и развития словесного значения, его высших форм. КВАНТ ПРЕДМЕТНОГО ДЕЙСТВИЯ – часть действия, имеющая структуру целостного действия, но отличающаяся своей динамикой. Напр., динамический паттерн медленного равномерного движения, которое выглядит как плавное и непрерывное и таким же представляется исполняющему его субъекту, состоит из ряда волн увеличения и падения скорости, следующих друг за другом от начала до окончания всего двигательного акта. Последний представляет собой результат усреднения ряда таких волн (квантов), а его динамика также имеет форму волны, но с другими (меньшими) значениями скоростей разгона, стабилизации и торможения. Квантовая природа характерна не только для скоростных параметров движения, но и для его чувствительности к изменениям ситуации и состояний двигательного аппарата. В отличие от единицы анализа психики, являющейся только качественной категорией и определяющейся во многом в зависимости от субъективного контекста аналитической процедуры (хотя она и опирается на объективные данные), К. п. д. имеет как'качественные, так и количественные свойства, присущие действию субъекта и скорее обнаруживаемые, чем конструируемые, в результате анализа. Качественные свойства кванта определяются содержанием того ^ара-метра (или элемента) действия, к которому он относится: при чтении квантом может быть фиксационная пауза или даже отдельный дрейф глаза во время фиксации; при выполнении движения – скоростная волна и т. п. (квантовая природа других предметных действий пока не исследована). Количественными мерами кванта являются время (длительность), амплитуда (для действий, имеющих внешнее выражение в моторике) и производные показатели (скорость, ускорение и т. п.). Длительность кванта существенно зависит от содержания действия, характера и степени его освоения субъектом, способов реализации. Т. о., в кванте отражается вся струк- тура и динамика действия как целостной единицы. Для исследования К. п. д. применяются методы прерывания обратной связи, измерения психологической рефрактер-ности (Н. Д. Гордеева, В. П. Зинченко), фиксационного оптокинетического нистагма (Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов). КЁЛЕР ВОЛЬФГАНГ (18»7 -1967) – немецкий психолог, один из создателей гешталыппсихологии. В середине 10-х гг., работая на экспериментальной станции на о. Тенерифе (Канарские о-ва), исследовал мышление у человекообразных обезьян и сделал вывод о^есостоя-тельности понимания мышления животных в бихевиоризме как решения задач путем слепых проб и ошибок и о наличии у человекообразных обезьян (в отдельных случаях и у животных на более ранней филогенетической ступени) интеллектуального (продуктивного) поведения. Проанализировав условия решения обезьянами продуктивных задач, он заключил, что в основе такого решения должно лежать образование «хорошего гештальта» в зрительном поле животного (см. Инсайт). Впоследствии, занимаясь общепсихо-логическими вопросами гештальтпсихо-логии, пришел к выводу о наличии целостных структур (гештальтов) не только в сознании, но и в физиологии и физическом мире и на этом основании при решении психофизической проблемы разделял концепцию т. н. антилокализационизма. Идеи К. о наличии принципиальной общности строения целостных структур в различных сферах реальности сыграли определенную роль в становлении системного подхода в психологии. Впоследствии, эмигрировав в 1935 г. в США, К. продолжил исследовании по проблеме электрофизиологических основ образования гештальтов в сознании. КЕЛЛИ ДЖОРДЖ АЛЕКСАН- ДЕР (1905 – 1966) – американский психолог, автор оригинальной теории личности и основатель научной школы психологин личностных конструктов. Согласно теории К., человек является исследователем, строящим образ реальности на основе своей индивидуальной системы категориальных шкал – «личностных конструктов». Исходя из этого образа реальности, человек предвосхищает (конструирует) ги- потезы о будущих событиях. Если эти гипотезы не подтверждаются, человек может перестроить свою систему личностных конструктов для повышения адекватности последующих предсказаний. К. разработал методический принцип «репертуарных решеток», воплотившийся в ряд конкретных психодиагностических методик, использующихся в настоящее время в клинической психологии, психологии обучения и др. КИНЕСТЕЗИИ РЕЧЕВЫЕ – афферентные импульсы, идущие от речевых органов в кору мозга и являющиеся, по И. П. Павлову, базальным компонентом второй сигнальной системы; выполняют функцию одного из мозговых механизмов речи. К. р. возникают в процессе выполнения умственных действий, сопровождаются повышением общего тонуса речевой мускулатуры (тоническая реакция) либо кратковременными вспышками речевой двигательной импульсации, возникающей в момент скрытого проговаривания слов (фа-зическая реакция). К. р. фиксируются с помощью электромиографа с губ, языка, гортани. Их количество и сила увеличиваются при выполнении трудных новых задач и уменьшаются (даже совсем исчезают) при автоматизации умственных операций. При нарушении К. р. у больных с афферентной моторной афазией (см.), при их механическом ограничении (у детей) возникают ошибки в письме, чтении, решении задач, понимании обращенной речи и т.д. КИНЕСТЕЗИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ (от греч. ШпеЪ – двигаюсь и aistHSsis – ощущение) – ощущения движения, положения частей собственного тела и прилагаемых мышечных усилий. К. о. неясно различаются сознанием, выступая, по определению И. М. Сеченова, в виде «темного мышечного чувства», но при специальном внимании и тренировке в правильном сокращении и расслаблении мышц кинестезическая чувствительность становится заметна и используется как сознательный контроль за движениями (их силой, скоростью, размахом, ритмом и последовательностью). К. о. возникают в результате раздражения проприоцепторов – специальных ре-цепторных образований, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках. Наиболее изучены мышечные рецепторы – «мышечные веретена» и сухожильные рецепторы Гольджи. Установлено, что мышечные веретена регистрируют расслабления и удлинения мышц, а рецепторы сухожилий – напряжения при сокращении и растяжении мышц. Импульсы от проприоцепторов по центростремительным путям поступают через задние корешки спинного мозга в подкорковые ядра (таламус) и затем в заднюю часть центральной извилины коры, образующую корковое ядро двигательного анализатора. В то же время часть проприоцеп-торных импульсов по коллатералям передается в ретикулярную систему ствола мозга и мозжечок. Нейрофизиологическими исследованиями установлено, что проприоцептивные импульсы – мощный активатор ретикулярной системы, а через нее и коры мозга. В этом отношении проприоцептивная чувствительность, как и болевая, превосходит зрительную и слуховую. Между тем, кора мозга посредством т. н. гамма-эфферентного механизма производит «настройку» проприоцепторов на выдачу кинестезиче-ских импульсов определенной интенсивности еще до выполнения каких-либо движений. Т. о. осуществляется весьма сложная регуляция мышечного тонуса и мышечных сокращений по принципу «обратной афферентации» (П. К. Анохин) или «замкнутого кольца» (Н. А. Бернштейн). Кинестезическая чувствительность легко вступает в связь с другими видами чувствительности – кожной, вестибулярной, слуховой и зрительной. При этом импульсы разной модальности конвергируют с кинестезическими на уровне не только ретикулярной системы ствола мозга и тала-муса, но и коры, в моторной зоне которой обнаружены скопления полисенсорных нейронов, осуществляющих связь различных видов чувствительности. Этим определяется огромная роль кинестезической чувствительности как базы формирования межсенсорных связей (напр., зрительно-двигательных – в процессе пространственного зрения, кожно-кинестезических – при осязании, слуховых и двигательных – при чтении и письме и т. д.). На этой же основе К. о. широко используются при компенсации нарушенных функций зрения (у слепых) и слуха (у глухих), а также при восстановлении речи при афазиях. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ – различение ощущений в зависимости от того, механизмом какого анализатора они осуществляются; а т. к. каждый анализатор наилучшим образом приспособлен к выделению энергии определенного вида, то ощущения можно характеризовать теми раздражителями, отражением которых они являются. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, органические, двигательные (см. Ощущения). КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ НЕПРЕРЫВНОСТИ СЕНСОРНОГО РЯДА – одна из двух основных пороговых теорий, выдвинутых в классической психофизике. Возникла как альтернатива пороговой теории Г. Фехнера. К. т. н. с. р. была подготовлена критикой взглядов Г. Фехнера в работах Г. Миллера и др., а затем развита в работах Дж. Ястрова, Ф. Урбана и др. Согласно К. т. н. с. р., сенсорный ряд строится по принципу непрерывности, а не дискретности, и, следовательно, понятие сенсорного порога не отражает реального принципа, лежащего в основе работы сенсорной системы. Сенсорный ряд есть, по выражению Ястрова, непрерывный ряд промежуточных степеней ясности, и на кривой нет какой-либо точки, отличающейся по своим свойствам от остальных, т. е. не существует порога в сколько-нибудь реальном смысле слова. В основе модели, предлагаемой К. т. н. с. р., лежат два положения: а) источником вариабельности результатов, получаемых в эксперименте, считаются внесенсорные факторы, а не флуктуации порога во времени (см. Пороговая теория Фехнера); б) зависимость ощущения от интенсивности раздражителя подчиняется нормальному закону Гаусса (см. Нейро-квантовая теория). Считается, что в каждый момент времени на сенсорную систему воздействует множество различных случайных факторов, влияющих на ее работу либо благоприятным, либо неблагоприятным образом. Баланс этих факторов распределяется но нормальному закону. Возможность возникновения ощущения в ответ на действие какого-либо раздражителя зависит от: 1) его интенсивности и 2) имеющегося в момент действия раздражителя баланса благоприятных и неблагоприятных факто- ров Т. о., раздражитель постоянной интенсивности может вызывать или не вызывать ощущение в зависимости от того, на какой баланс факторов он придется. Поскольку баланс этих факторов распределен по закону Гаусса, зависимость вероятности возникновения ощущения от интенсивности раздражителя описывается интегральной кривой нормального распределения, которая никогда не достигает значений вероятностей, равных нулю и единице, а лишь асимптотически приближается к ним. Т. о., вероятность появления ощущения при действии слабого раздражителя может лишь в какой-то степени приближаться к нулю по мере уменьшения интенсивности раздражителя, но не может его постигнуть. Благодаря исходным положениям, принятым в К. т. н. с. р., предлагаемая ею модель в понятии сенсорного порога не нуждается. КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ – математическая процедура многомерного анализа, позволяющая на основе множества покиателей, характеризующих ряд объектов (напр., испытуемых), сгруппировать их в классы (кластеры) т. о., чтобы объекты, входящие в один класс, были более однородными, сходными по сравнению с объектами, входящими в другие классы. На основе численно выраженных параметров объектов вычисляются расстояния между ними, которые могут выражаться как в евклидовой метрике (наиболее употребимой), так и в других метриках. Метод К. г. нашел широкое применение в психолингвистике. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от греч. kline – постель, больничная койка) – термин, получивший распространение в западной психологии, в одном из своих значений близкий термину «медицинская психология» (Б. Д. Карвасарский); обозначает достаточно широкую область прикладной психологии, имеющей дело с диагностикой отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекцией дезадаптивных и делинк-венгных форм поведения детей и подростков, психопрофилактикой, психотерапией и социальной реабилитацией пациентов (см) с психопатическими, психосоматическими и пограничными расстройствами. Исторически представления о предметах и методах К. п. претерпели существенные изменения. Свои истоки она берет в работах психиатров конца XIX в. (Э. Кре-пелина, Э. Кречмера, И. Брейера, 3. Фрейда, Ж. Шарко, П. Жане и др.), стремившихся с естественнонаучных позиций понять природу психической патологии, описать ее феноменологию и специфическое отличие от нормы. Клинический метод складывался, объединяя в себе лучшие традиции классической психиатрии (внимательное, сочувственное наблюдение; интуитивное понимание больного как человека) с новаторскими тенденциями к экспериментированию, открытием уникальных возможностей гипноза как метода проникновения в бессознательное. Др. источником К. п. можно считать изучение индивидуальных различий Ф. Гальтоном и Дж. Кеттелом в Англии, А. Боне и Ф. Симоном во Франции, положившее начало применению тестов при исследовании психических больных. После второй мировой войны в западной К. п. происходит смещение интереса с тестирования интеллекта на изучение индивидуальных личностных особенностей. Проективные методы завоевывают все большую популярность, представляя компромисс между, с одной стороны, стремлением сци-ентистски настроенных психиатров ограничить субъективность, произвольность трактовок психоанализа и, с другой стороны, растущей потребностью клинической практики в более тонком, глубоком понимании бессознательных тенденций личности, их психологического смысла, влияния на течение и прогноз болезни. Проективные методы позволяют также перекинуть мостик между двумя видами клинической практики – диагностикой и психотерапией. С 60-х гг. благодаря «антипсихиатрическому течению» в К. п. проникают гуманистические идеи, и психотерапия (подобно другим видам психологической помощи) становится главной формой профессиональной деятельности психолога в клинике. Изменяется и само понятие «клиника», становясь синонимом «клиники жизни», включая в себя многообразие межличностных проблем, конфликтов, экзистенциальных кризисов. К. п. все реже понимается как узкоприкладная к медицинской практике область; границы ее профессиональной компетентности расширяются от постели больного к его жизни внутри больничного коллектива и вне его. Возникновение социальной психиатрии способствует еще большему распространению внебольничных форм ведения больного, в т. ч. групповой и семейной психотерапии (см.), психологического консультирования. Т. о., доминирующим становится целостный экологический подход к больному, ориентированный на активацию потенциальных резервов и механизмов выживания, способствующих более гармоничному взаимодействию его с социумом. На наш взгляд, термином «К. п.» обозначается особый подход, метод в широком смысле слова, позволяющий изучать не болезнь, а больного человека, не столько классифицировать и диагностировать, сколько понимать и помогать. Он объединяет номотетические и идиографические знания о человеке; общепсихологические закономерности, выводимые в К. п. «методом прецедента», т. е. путем наблюдения, изучения или психотерапевтического анализа т. н. случая, в результате которого складывается целостное представление об уникальных и устойчивых паттернах переживания и осознавания человеком наиболее значимых аспектов его субъективной жизненной истории. Среди современных тенденций развития К. п. следует отметить смену естественнонаучной, нозоцентрической парадигматики на гуманитарно- и лично-стно-центрированную. В рамках этого подхода психодиагностика (см.) и психологическая помощь направлены на выявление не столько дефицитарных, сколько сохранных аспектов личности больного, развитие способности к духовному росту, порождению новых творческих способов совладения с болезненными состояниями и критическими жизненными ситуациями. Клинический подход в широком смысле слова позволяет решать проблемы диагностики и психологической помощи взрослым и детям в сфере воспитания и образования, иметь дело с трудовой и социальной реабилитацией пожилых людей и инвалидов, создавать специальные программы работы с жертвами насилия и посттравматического стресса. КОГНИТИВНАЯ КАРТА – внутреннее (субъективное) представление пространственного расположения объектов. Различают карту-путь – последовательное представление маршрутов или связей между объектами и карту-обозрение–одновременное (симультанное) представление пространственного расположения объектов и связей между ними (Э. Толмен, Ф. Н. Шемякин). КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – одно из направлений преимущественно американской психологии, возникшее в начале 60-х гг. как альтернатива бихевиоризму. К. п. реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая все психические процессы как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами. Современная К. п. состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект, искусственный интеллект. С момента возникновения К. п. ее основным методом был информационный подход, в рамках которого разрабатывались модели микроструктуры восприятия, внимания и кратковременной памяти, протекавшие в основном в миллисекундном диапазоне времени. С расширением предметной области исследований обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления, долговременной памяти и структуры интеллекта. Поэтому когнити-висты начали обращаться к генетической психологии (Ж. Пиаже), психологии культурно-исторического развития (Л. С. Выготский), деятельностному подходу (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия). Разработанная в рамках К. п. методическая база экспериментальных исследований привлекла внимание многих европейских, особенно российских, ученых, которые адаптировали ее для развития своих традиций (микроструктурный и микродинамический анализ, микрогенетический метод). КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА ТЕОРИЯ (от англ, cognition – знание, dissonance – несоответствие, разногласие) – социально-психологическая теория, разработанная американским; исследователем Л. Фестингером. К д. т. утверждает, что индивидом, если в его сознании сталкиваются логически противоречивые знания об одном и том зке объекте или событии, переживается чувство дискомфорта и он стремится от него избавиться. Стараясь решить эту задачу, индивид реконструирует свои знания или социальные установки относительно соответствующих объектов или событий т. о. чтобы противоречие между ними было снято. К д. т. характеризует способы устранения гротиворечий в знаниях и описывает то, как это в типичных случаях делает человек. Напр., для того чтобы достичь согласованности некоторых двух противоречащих друг другу знаний, индивид или рекомендует одно из них т. о., чтобы оно соответствовало другому, или обращается к такому третьему знанию, которое примиряет эти два между собой. Основные понятия, которыми оперирует К. д. т., следующие: равновесие, когнитивная система, когнитивный диссонанс, когнитивный консонанс, когнитивная сложность, когнитивная взаимосвязанность. Под когнитивной системой в К. д. т. понимается взаимосвязанный комплекс отдельных знаний об объектах и людях. Когнитивные системы различаются по сложности, согласованности и взаимосвя-1анности. Когнитивный диссонанс определяется как характеристика когнитивной системы, которая относится к внутренней дисгармонии, существующей между знаниями. Говорят, что когнитивная система находится в состоянии диссонанса, если ее компоненты противоречат друг другу. Снятие противоречия приводит когнитивную систему в состояние консонанса, г. е. взаимной согласованности ее элементов. Сложность когнитивной системы описывается через количество и разнообразие включенных в нее знаний. Сложной называют систему, которая включает большое количество разнообразных знаний. К числу простых относятся системы, в которые включено мало знаний, или такие, которые незначительно отличаются друг от друга. Взаимосвязанность когни-i ивной системы характеризует ее отношения с другими системами знаний. К. ц. т. опирается на теорию равновесия Ф. Хайдера, которая утверждает, что несбалансированные, противоречивые когнитивные системы стремятся к изменению в сторону достижения более уравновешенного состояния. Постулаты своей теории Ф. Хайдер сформулировал на примере анализа когнитивной системы, состоящей из трех элементов, а выводы, касающиеся ее динамики, были распространены автором на анализ межличностных отношений. КОГНИТИВНЫЙ КОНТУР - кажущееся очертание целостной фигуры, изображенной специальным способом в виде ее отдельных фрагментов. Синонимы: иллюзорный, субъективный контур. КОДИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЕ (в инженерной психологии) – создание кодов, обеспечивающих максимальную скорость и надежность приема и переработки человеком-оператором информации об объекте управления (см. Декодирование). Проблема К. о. – одна из центральных в конструировании средств отображения. Ее решение включает три аспекта: 1) психофизический – выбор физического алфавита сигналов в соответствии с чувствительностью, анализаторов, их способностью к адаптации и т. п.; 2) теоретико-информационный – выбор оптимальной длины алфавита сигналов и информационных параметров элементов алфавита; 3) психологический – изучение психологических закономерностей приема и переработки информации (процессов обнаружения, различения, решения задач, механизмов памяти). Последний аспект является основным в решении проблемы К. о. в каждом конкретном случае. К проблеме К. о. относится также динамическое кодирование – разработка кодов, изменяющих свои характеристики в соответствии с логикой приема и переработки информации. Большое значение для решения проблемы К. о. имеют принципы многомерности и системной организации кода. Реализация первого принципа позволяет решать как традиционные вопросы, так и круг задач по созданию полисенсорных информационных моделей. Принцип системной организации кода предполагает конструирование кодов, учитывающих требования (иногда противоречивые) разных операций по приему и переработке информации и поэтому пригодных для решения оператором широкого круга задач (различения, опознания, декодирования, принятия решений и т. д.). КОЖНО-ГАЛЬВАНИЧБСКАЯ РЕАКЦИЯ (КГР) – биоэлектрическая реакция, регистрируемая с поверхности кожи. Синонимы: психогальванический рефлекс, электрическая активность кожи (ЭАК). КГР рассматривается как компонент ориентировочного рефлекса, оборонительных, эмоциональных и др. реакций организма, связанных с симпатической иннервацией, мобилизацией адаптационно-трофических ресурсов и т. д., и представляет собой результат активности потовых желез. КГР можно регистрировать с любого участка кожи, но лучше всего – с пальцев и кистей рук, подошв ног. Широкому применению КГР в исследовательских и практических целях положили начало французский невропатолог К. Фере, обнаруживший, что при пропускании слабого тока через предплечье происходят изменения В электрическом сопротивлении кожи (1888), и российский физиолог И. Р. Тарханов (Тархнишвили, Тархан-Моурави), открывший кожный потенциал и его изменение при внутренних переживаниях, а также в ответ на сенсорное раздражение (1889). Эти открытия легли в основу двух главных методов регистрации КГР – экзосоматического (измерение сопротивления кожи) и эндосомати-ческого (измерение электрических потенциалов самой кожи). Позже оказалось, что методы Фере и Тарханова дают неодинаковые результаты. К. Юнг и Ф. Петерсон (1907) были одними из первых, кто показал связь КГР и степени эмоционального переживания. В КГР Юнг видел объективное физиологическое «окно» в бессознательные процессы. КГР относится к числу наиболее распространенных показателей, что объясняется легкостью ее регистрации и измерения. Она успешно используется для контроля за состоянием человека при выполнении разных видов деятельности (диагностике функционального состояния), в исследованиях эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной деятельности; является одним из показателей в детекции лжи. Обнаружены довольно интересные и разнообразные факты: более выраженное повышение КГР в ответ на более смешные шутки (Е. Линде); соответствие пиков КГР стрессогенным эпизодам фильма (Р. Лаза-рус и др.); более значительное повышение электропроводимости кожи при эмоции страха, чем при эмоции гнева (Э. Экс); увеличение КГР при восприятии непристойных слов (Э. Мак-Гиннес) и пр. Все эти факты свидетельствуют о высокой чувствительности показателей КГР. Одно время в КГР видели нечто вроде универсального ключика чуть пи не ко всем психологическим проблемам (здесь сыграли роль «магия объективности» и упрощенное представление, что эмоциональные состояния могут быть описаны с помощью только одного параметра, а именно возбуждения), однако это оказалось очередной научной утопией. Об ограниченных возможностях КГР, как психофизиологического индикатора, свидетельствуют, в частности, данные Г. Джонса (1950) о том, что в некоторых пределах существует обратное соотношение между величиной КГР и возбуждением, проявляющимся в поведении. Кроме того, в исследованиях по эффективности рекламы было обнаружено, что показатели КГР при восприятии рекламы далеко не однозначно связаны с поведенческими реакциями. В последнее время многие психофизиологи выступают против самого термина «КГР» и заменяют его более точным «ЭАК» (электрическая активность кожи), объединяющим целый ряд показателей, изменяющихся в зависимости от характера раздражителя и внутреннего состояния испытуемого. К показателям ЭАК относятся уровень потенциала кожи (УПК, или SPL), реакция потенциала кожи (РПК, или SPR), спонтанная реакция потенциала кожи (СРПК, или SSPR), уровень сопротивления кожи (УСК, или SRL), реакция сопротивления кожи (РСК, или SRR), уровень проводимости кожи (УПрК, или SCL) и пр. При этом «уровень» означает тоническую активность (относительно длительные состояния), «реакция» – фазиче-скую активность (короткие, в течение нескольких секунд, ответы на раздражители) и «спонтанная» – реакции, трудно связываемые с каким-либо раздражителем. Уровень тонического электрокожного сопротивления используется как показатель функционального состояния Ц. н. с. В расслабленном состоянии, напр, во сне, сопротивление кожи повышается, а при высоком уровне активации понижается. Фа- зичесгие показатели остро реагируют на состояние напряжения, тревоги, усиление мыслительной деятельности. КОМАТОЗНОЕ СОСТОЯНИЕ – см. Сознания патология. КОММУНИКАЦИИ (от англ. communicate – сообщать, передавать) – см. Общение. КОМПЕНСАЦИЯ ФУНК- ЦИЙ (от лат. compensatio – возмещение) – возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При К. ф. возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных структур, которые раньше не участвовали в ее осуществлении. Эти структуры функционально объединяются на основе выполнения общей задачи. Согласно концепции П. К. Анохина, в создании новой функциональной системы при К, ф. решающим моментом является оценка резуль-1атов попыток организма (животного или человека) устранить дефект (наличие «обратной афферентации»). Существуют два типа К. ф.: внутрисистемная и межсистемная. Первая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур, вторая – путем перестройки функциональной системы и включения в работу новых нервных элементов из других нервных структур. У человека имеют место оба типа К. ф. Так, понимание сложных логико-грамматических конструкций, нарушающееся при поражении третичных отделов коры левого полушария восстанавливается за счет перевода > гой функции на другой уровень регуляции, но в пределах той же функциональной системы; однако процесс звукоразли-чсния, нарушающийся, напр., при поражении левой височной коры, можно восстановить лишь за счет включения в работу речедвигательного и зрительного анализа-юров. Восстановление высших психических функций составляет специальный раздел нейропсихологии (см.), К. ф. имеет большое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших дефектов развития. Так, К. ф. зри-i ельного анализатора у слепорожденного ребенка происходит г. о. путем развития осязания (т. е. за счет комплексной дея- тельности двигательного и кожного анализаторов), что требует специального обучения. К. ф. происходит наиболее успешно в процессе целенаправленного обучения с применением специальных методов и различных технических средств (звукоусиливающей аппаратуры и аппаратуры, преобразующей звуковые сигналы в световые, – при дефектах слуха; приборов, преобразующих световые сигналы в звуковые, – при поражениях зрительного анализатора и др.). КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ, КОМПЛЕКС ПРЕВОСХОДСТВА. К. н. обозначает не столько локальный феномен душевной жизни, сколько концепцию психического развития и энергетики. Концепция К. н. принадлежит А. Адлеру, первому отказавшемуся от пансексуализма классического психоанализа. Заменить фрейдово либидо как энергетический двигатель психической активности и поведения призван был К. н. Согласно А. Адлеру, каждый человек в раннем детстве переживает ощущение собственной недостаточности, как бы неполноценности. В отсутствие дополнительно провоцирующих это ощущение факторов (болезнь, небрежность родителей, реальные или мнимые неудачи, уродства и т. п.) обоснованием для него служит просто сама по себе слабость ребенка, ограниченность его сил, подверженность страхам, зависимость от кажущихся ему сильными, знающими, ничего не боящимися, «могущественными» взрослыми. Будучи неприятным, чувство неполноценности вытесняется в бессознательное и вместе с тем компенсируется деятельностью по достижению разного рода успехов – реальных или мнимых. Так как К. н. продолжает существовать, несмотря ни на какие достижения личности, он требует постоянной и все большей компенсации – сверхкомпенсации (в отечественной литературе чаще употребляется термин «гиперкомпенсация»), порождающей т. н. комплекс превосходства (К. п.) над другими – оборотную сторону К. н. Нужно заметить, что сверхкомпенсация всегда сопутствует К. н.; что касается К. п., то он может присутствовать и без К. н. так же, как и К. н. может не порождать К. п. Вытесненное детское чувство слабости и недостаточности оказывается постоянно действующим, принципиально ненасыщаемым источником активности индивида. Концепция А. Адлера предусматривает, что наилучшим вариантом сверхкомпенсации является власть. К. н. часто рассматривают как источник «воли к власти», а не психического развития в целом. В категориальной системе психоанализа комплекс – это соединение, сочетание аффекта и представления, в связи с чем слово «комплекс» оказалось более уместным в обозначении концепции К. н., чем термины чисто эмоционального плана («чувство», «аффект»). Выражение «К. н.» широко используется не только в психологии, но и в обыденной речи, причем в значениях, довольно далеких от адлеровского. В научном и особенно в житейском языке речь обычно идет не о концепции функционирования психики, а о локальном феномене, присущем одним индивидам и не присущим другим. В житейском словоупотреблении К. н. обычно ассоциируется с робостью, неуверенностью в себе, мнительностью, т. е. с чертами психоастенической личности. Напротив, проявления сверхкомпенсации или комплекса превосходства воспринимаются как «бескомплексность», «комплекс полноценности», «незакомплексованность». Следует добавить, что термин «комплекс» практически превратился в синоним К. н., причем не только в житейском, но отчасти и в научном словоупотреблении. КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ - термин, введенный в 20-е гг. Н. М. Щело-вановым для обозначения совокупности положительных эмоциональных проявлений младенца первых месяцев жизни, возникающих при восприятии им радующих воздействий (красочных игрушек, мелодичных звуков, обращений взрослого). В состав К. о. традиционно включаются улыбка, вокализации, двигательное оживление (интенсивные движения конечностей, повороты головы, выгибание корпуса) и предшествующие этим проявлениям замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия. Многие исследователи отмечают и другие компоненты К. о., такие, как учащенное дыхание, блеск глаз, радостные вскрики, смех и т. п. Первоначально К. о. трактовался как недифференцированная эмоциональная реакция ребенка, возникающая в ответ на воспринимаемые воздействия. Однако позже М. И. Лисина и ее коллеги показали, что К. о. является не только реакцией, но и инициативной акцией, выполняющей функцию общения младенца со взрослыми людьми. При этом каждый компонент К. о. играет свою особую роль в реализации коммуникативного процесса. Так, в зависимости от ситуации общения младенец подключает или усиливает одни компоненты К. о., затормаживая другие, и наоборот. К. о. складывается постепенно, начиная с третьей недели жизни. Сначала отмечается замирание или сосредоточение при звуках или зрительной фиксации объекта (предмета или лица человека), затем появляется улыбка, к которой позже присоединяются (или возникают одновременно с ней) вокализации и двигательное оживление. На втором месяце при нормальном развитии ребенка наблюдается уже весь К. о. Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до трех-четырех месяцев, после чего К. о. распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения. При дефиците общения появление К. о. задерживается, отмечаются также и другие отклонения в его проявлении: неполный состав, увеличенный латентный период, слабая интенсивность компонентов, реактивный характер. Слабая выраженность каких-либо компонентов К. о. может служить признаком анатомической или физиологической патологии различных анализаторов. КОМПЛЕКС ЭДИПА – одна из важнейших концепций классического, фрейдовского психоанализа. Объясняет становление индивида как социального (морального) субъекта и формирование высшей психической инстанции (Супер-Эго), в результате чего индивид делается личностью. Концепция К. Э. не только отсылает к античному мифу об Эдипе, но и сама, как и многие другие концепции психоанализа, в определенной степени является мифом. Мифологичность означает не ложность, а символически-аллегорическую форму выражения идеи, обычно для науки нехарактерную. Именно в виде мифа К. Э. вошел в контекст западной культуры XX в. В наиболее известном варианте суть К. Э. такова: мальчик испытывав! сексуальное влечение к собственной матери и агрессию к отцу, занимающему возле матери место, желанное для сына. Агргссия сочетается не только со стремлением, но и с невозможностью занять место отца. Это сочетание приводит в действие механизм идентификации (с отцом) – мальчик становится на его место и даже как бы преображается в него, но в идеально-символическом плане, а не в действительности. Идентифицируясь с отцом, мальчик перенимает черты взрослого мужского поведения (мужскую социальную роль), но главное – систему моральных инструкций и запретов, присутствующих у взрослого. Эта система – моральная цензура сознания – образует т. н. Супер-Эго (сверх-Я), представительствующее в индивидуальной психике социальные нормы и являющееся одним из трех основных элементов, образующих структуру личности (Ид, Эго, Супер-Эго). Данная ситуация, происходящая внутри семьи, была ассоциирована с античным мифом об Эдипе, который убивает отца и женится на матжри. Наличие мифологического сюжета, в котором выражался строжайший запрет на оба эти деяния, понималось 3. Фрейдом как свидетельство того, что в раннем обществе сожительство с матерью и убийство оща были обычным делом, на которое впоследствии, с развитием общества, был наложен запрет, и, следовательно, соответствовали естественной мотивации. Изложенная концепция К. Э. представляет крайний и психологически упрощенный случай. В реальности, по Фрейду, ребенок идентифицируется не только с родителей, чье место хотел бы занять, но и с объектом своего влечения, т. е. с обоими родителями, что более распространено в реальности психического развития. При этом влечение мальчика к матери и агрессия к отцу могут не выражаться отчетливо. Одна из идентификаций (с отцом или с матерью) начинает доминировать лишь в подростковом возрасте, при нормальном развитии совпадая с полом ребенка. Вместе стем, идентифицируясь с обоими родителями, ребенок усваивает черты обоих родителей, и его Супер-Эго складывается из моральных представлений как отца, так и матери. Женская версия К. Э. – комплекс Электры. Здесь мифологическая ассоциа- ция – убийство микенской царевной Электрой матери за то, что она убила своего мужа (отца Электры). В этом 3. Фрейд увидел влечение Электры к отцу, хотя в мифе о нем речи нет. Комплекс Электры специально и подробно в психоанализе не рассматривается, т. к. считается во всем сходным с К. Э. Критика концепции К. Э. в основном состоит в отрицании необходимости элементов К. Э. в развитии каждого индивида и в интерпретации К. Э. как психической аномалии. Другой вариант критики – утверждение, что К. Э., как и особая значимость сексуальных переживаний, «запретного плода», и их вытесняемость в бессознательное, наполненность бессознательного исключительно сексуальной мотивацией, – феномены современных Фрейду семейных и общественных нравов, утратившие со второй трети XX в. конкретно-житейскую актуальность. Обе эти критические версии воспринимают К. Э. не как миф, а как научную идею. Концепция К. Э. активно используется в западной культурологии (чему начало положил сам 3. Фрейд) и в искусстве (литературе, кинематографе). КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ – теория психического развития ребенка, выдвинутая немецким психологом В. Штерном. В К. т. делалась попытка снять односторонность двух предшествующих ей теорий психического развития – преформизма (нативизма) и сенсуалистической теории (эмпиризма). В первой из этих теорий предопределяющее значение в развитии ребенка придавалось внутренним условиям – фактору наследственности, во второй – внешним условиям, окружающей ребенка среде. В. Штерн исходил из того, что психическое развитие ребенка определяется конвергенцией двух указанных факторов, при доминирующей роли фактора наследственности. Среда рассматривалась Штерном как фактор, ускоряющий или тормозящий реализацию наследственно предопределенных свойств и особенностей психики. К. т. по своему существу является био-логизаторской. Психическое развитие сводится в ней к внутреннему созреванию заложенных в организме свойств: Внешней среде придается лишь роль катализаторов, роль фактора, в известной мере определяющего темп развития, но не вносящего ничего качественно нового в психическое развитие. Взгляды В. Штерна на психическое развитие отразились в предложенной им схеме периодизации детского развития, в основу которой положена биогенетическая концепция. КОНВЕРГЕНЦИЯ ГЛАЗ (от лат. converge – сближаюсь, схожусь) – сведение зрительных осей обоих глаз. К. г. необходима для того, чтобы изображение рассматриваемого объекта проецировалось на соответствующие (корреспондирующие) места сетчаток в обоих глазах и видимый предмет не двоился.
|