Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фехнер густав теодор 1 страница






(1801 –1887) – немецкий физик, философ и психолог, основатель психофизики как науки о закономерной связи физических и психических явлений. Изучая последовательные образы, вызванные наблюдением Солнца, Ф. тяжело заболел и частично ослеп, после чего оставил физику и обратился к философии. По своим взглядам Ф. был панпсихистом. Вообще круг интересов Ф. был широк и включал помимо физики, философии, психологии эстетику и литературу (Ф. публиковал свои сатирические произведения под псевдонимом «доктор Мизес»).

Разработав ряд методов косвенного измерения ощущений и удачно реализовав высказанную еще И. Гербартом идею о возможности применения математики в психологии, используя ряд найденных к тому времени психофизических закономерностей (напр., закон Бугера – Вебера), Ф. вывел основной психофизический закон, согласно которому интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины раздражителя. Успех Ф. в Установлении количественных закономерностей между явлениями физического и психического характера способствовал становлению экспериментальной психологии, а сам Ф. был признан одним из основателей психологии как науки. Ф. разработал 3 классических метода измерения порогов. Основной труд Ф. – «Элементы психофизики» (1860).

ФЕХНЕРА ПАРАДОКС – зрительный феномен, который может наблюдаться при различных уровнях освещенности сетчаток левого и правого глаза. Так, если перед одним из глаз поместить нейтральный светофильтр, то видимая биноку-лярно светлота объектов будет ниже видимой монокулярно свободным глазом. Ф. п. объясняется особенностями бинокулярного зрения, вследствие которых воспринимаемая бинокулярно светлота объектов соответствует скорее среднему арифметическому уровню освещенности левого и правого глаза, нежели их сумме.

ФЕХНЕРОВСКИЕ ЦВЕТА – иллюзорные цвета, которые можно наблюдать при вращении (5 – 20 об/с) черно-белого диска (диск Бэнхема) с концентрическими черными дугами на белой половине круга. Цвет, в который окрашиваются дуги,



определяется их расстоянием до центра вращения диска (см. Иллюзии восприятия).

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX в. Термин «Ф. п.» ввел В. Вундт для обозначения экспериментальной психологии, заимствующей методы и результаты исследований у физиологии нервной системы и органов чувств. Отношение физиологических процессов к психическим явлениям Ф. п. Вунд-та трактовала с позиций дуализма. В. Вундт ограничивал область Ф. п. лишь элементарными психическими процессами – ощущениями, простейшими чувствованиями и двигательными реакциями. Т. Циген распространил Ф. п. на более сложные психические процессы и критиковал учение В. Вундта об апперцепции, которое он толковал как отказ от естественнонаучного объяснения.

В настоящее время Ф. п. понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до самых высоких уровней ее организации. Внутри Ф. п. выделились психофизиология и нейропсихология, в которых изучаются нейронные механизмы психических процессов. В отечественной науке Ф. п. базируется на теоретических положениях И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. К. Анохина и Н. А. Берн-•мпейна. Ф. п. получила дальнейшее развитие в работах А. Р. Лурия, Е. Д. Хом-ясой, Е. Н. Соколова, Н. П. Бехтеревой, М. Н. Ливанова, 5. М. Теппова, В. Д. Небы-тицына, И. В. Равич-Щербо и др. В зару-эежной науке крупными представителями Ф. п. являются Д. Хэбб и П. Милнер.

ФИЛОГЕНЕЗ (от греч. phylt – род, тлемя и genesis – рождение, происхождение). Термин был введен Э. Геккелем в 1866 г. Понятие «Ф.» обозначает постепен-•юе изменение различных форм органиче-жого мира в процессе эволюции.

В психологии под Ф. или филогенетиче-жим развитием психики понимается про-десс изменения психики как продукта эво-тюции. В отечественной психологии учете о филогенетическом развитии психики 5ыло разработано А. Н. Леонтьевым. Ис-содя из материалистического понимания тсихики как отражения объективного лира, А. Н. Леонтьев выделил основные стадии развития психики в процессе эволю-


ции (сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание) и, опираясь на культурно-историческую теорию Л. С. Выготского, показал специфику общественно-исторически обусловленного развития психики человека (переход к сознанию).

ФЛАГЕЛЛЯЦИЯ – см. Садизм. ФЛЕГМАТИК –см. Темперамент.

ФОБИИ (от греч. phdbos – страх) – навязчивые состояния страха. Разновидности Ф.: навязчивый страх покраснеть (эритрофобия), страх пребывания на открытых местах (агорафобия), боязнь замкнутых пространств (клаустрофобия), страх смерти и др. Ф. бывают при неврозах и психопатиях, у психастеников, а также при различных психозах с эмоциональными расстройствами (депрессивные состояния, шизофрения и др.).

ФОН (от греч. phddne – голос, звук) – единица субъективной шкалы громкости звуков. Для тона 1000 Гц эта единица численно равна уровню звукового давления. Для остальных частот громкость звуков в фоне определяется методом субъективного сравнения (см. Громкость).

ФОНЕМА (от греч. phoneSma – голос, звук, речь) – совокупность определенных признаков звука речи, которые позволяют различать слова в общем потоке звуков и отличают данную Ф. от других фонем. Ф. – это различительная единица звукового строя языка. Акустический образ Ф. возникает как обобщение различных вариантов слышимых в речи звуков, или, иначе говоря, как выделение и обобщение дифференциальных признаков Ф. Распознание Ф. облегчается тем, что каждая Ф. в языке противопоставлена другим хотя бы в одном признаке: звонкая – глухой, твердая – мягкой и т. д. Дифференциальные признаки Ф. выделяются в процессе словесного общения и подкрепляются благодаря пониманию слов, различению их лексических значений.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ –

способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

В анатомо-физиологическом механизме различения фонем главная роль принадлежит слухоречевой зоне коры больших по-



лушарий головного мозга, расположенной в задней трети верхней височной извилины левого полушария (центр Вернике). Ее поражение или недоразвитие ведет к неспособности человека различать звуки речи (к сенсорной афазии (см.) или алалии (см.).

Ф. с. к родному языку начинает формироваться у детей при восприятии устной речи окружающих и при собственном про-говаривании слов в соответствии с воспринимаемым образцом. Проговаривание слов – важное условие выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти.

Для дальнейшего развития Ф. с. важно сознательное и произвольное выделение детьми отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков (в возрасте 4 – 5 лет). Механизм Ф. с. существенно перестраивается при овладении чтением и письмом – в процессе разложения слов на составляющие их речевые звуки, соотнесения звуков с буквами и формирования новых звуко-буквенных образов слов. При овладении другим языком развивается Ф. с. не только к речевым звукам изучаемого языка, но и к родной речи.

ФОРМАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ –

согласно взглядам Ж. Пиаже, характеризуют стадию интеллектуального развития, которую ребенок достигает в подростковом возрасте – от 11 – 12 до 14 – 15 лет. Ф. о. строятся на основе конкретных операций (см.). Это операции над операциями, или операции второго порядка. Благодаря им ребенок становится способным рассуждать, опираясь на собственные гипотезы. Он формулирует гипотезы, выводит на их основе определенные следствия, а затем проводит наблюдения для того, чтобы определить, согласуются ли его идеи с действительностью. Такой способ рассуждения называется гипотетико-дедуктивным.

На уровне Ф. о. происходит разделение формы и содержания знания. Именно благодаря этому подросток способен рассуждать правильно по отношению к высказываниям, в истинности которых у него нет уверенности. Рассуждая, подросток становится способным заменить конкретные предложения и отношения между ними символами, которые обычно используются в логике, и т. о. оценить правильность рассуждения независимо от содержания посылок.


Благодаря отделению формы от содержания у подростка формируется способность к комбинаторике. Он составляет разнообразные комбинации объектов и их отношений, и, как следствие этой способности, расширяется представление ребенка о мире. Он может рассматривать его как одно из проявлений возможного. Подросток составляет комбинации не только объектов, но и высказываний, предложений, что порождает новую логику –логику предложений или пропозициональную логику. Пропозициональные операции – это установление отношений между предложениями для определения их истинности или ложности. Такая логика позволяет исключать ложные гипотезы и конструировать сложные объяснения наблюдаемых явлений.

Еще одну особенность формального мышления составляет выработка новой фундаментальной структуры мышления (группы INR С) и реципрокности (взаимности). На уровне конкретных операций эти формы обратимости действуют каждая в своей области: инверсия в классификации, реципрокность в сериации. На уровне формальных операций осуществляется синтез инверсий и реципрокностей в новую систему операции INRC, где /–операция идентичности, N – операция отрицания, R – операция реципрокности, С – отрицание реципрокности, или операция коррелятивности. Многие процессы в реальном мире могут быть описаны с помощью этих операций (напр., гидравлический пресс, относительное движение и др.).

На уровне формальных операций подросток способен открывать законы и систематически исследовать факторы, определяющие то или иное событие. Так у него формируется экспериментальное мышление.

С развитием интеллекта в подростковом возрасте Пиаже связывает рождение личности. По его мнению, личность появляется в тот момент, когда строится программа жизни. Построение этой программы, считает Пиаже, требует развития ги-потетико-дедуктивного мышления.

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ. Способности – психические свойства, являющиеся условиями успешного овладения и успешного выполнения одного или нескольких видов деятельно-



сти. Общепринятым в отечественной психологии является понимание способностей как прижизненно складывающихся психических свойств индивида. Ф. с. происходит на основе врожденных задатков. Однако вопрос о природе задатков и их роли в Ф. с. является дискуссионным. По мнению одних авторов (Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплое и gp.), задатки специфичны по отношению к способностям, хотя и многозначны (т. е. одни и те же способности могут формироваться на основе разного сочетания задатков). По мнению других (А. Н. Леонтьев), задатки вообще не специфичны по отношению к собственно человеческим способностям и последние целиком формируются в процессе присвоения социального опыта. Ф. с. происходит в процессе усвоения тех видов деятельности, для осуществления которых эти способности необходимы. Однако если приобретение знаний, умений и навыков является прямым результатом обучения деятельности, то Ф. с. при существующих формах обучения выступает его косвенным, побочным результатом. А. Н. Леонтьевым была поставлена задача перехода к прямому формированию способностей, созданию «педагогики способностей». Трудность ее решения состоит в отсутствии четких знаний о психологической природе способностей и закономерностей их формирования. В ряде исследований развития способностей у детей (В. И. Киреенко, Н. С. Лейтес, В. А. Крутецкий и др.) дается описание психических свойств, выступающих в качестве способностей к определенным вицам деятельности, и вскрываются условия, способствующие их совершенствованию. Ведутся интенсивные исследования умственных способностей ребенка – разрабатываются методы их диагностики и изучаются возможности целенаправленного Ф. с. в дошкольном и школьном возрасте.

ФОТИЗМЫ (фотопсии) (от греч. vhos – свет и opsis – зрение) – субъективные световые явления, не имеющие характера определенных фигур или объектов. Эбычно это мелькающие пятна, искры, жетовые зигзаги и др. Ф. обусловлены действием либо механических, либо токси-теских раздражений" зрительного анализатора.

ФОТОРЕЦЕПТОРЫ (от греч.? hos – свет и лат. receptor – принимающий) – клетки световоспринимающих ап-


паратов зрительного нерва; у человека это палочки (П.) и колбочки (К.), которые со своими ядрами и отростками составляют первый периферический нейрон оптического афферентного пути. Ф. воспринимают световые раздражения с помощью фотохимических процессов в зрительных пигментах, находящихся в их наружных члениках. П. тоньше К. (диаметр их наружных члеников около 2 мк), но длиннее их (около 60 мк). П. более многочисленны (в сетчатке глаза человека их около 120 млн.), расположены они наиболее плотно в периферических отделах сетчатки. По мнению большинства исследователей, П. является аппаратом сумеречного и ночного зрения. К. короче П. (около 35 мк) и на периферии сетчатки имеют большой диаметр (около 6 – 7 мк); наиболее плотно они располагаются в центральных отделах сетчатки и являются аппаратами дневного зрения. Общее количество их в сетчатке около 5 – 6 млн. В центре сетчатки есть только К., но они здесь значительно тоньше и имеют диаметр наружных члеников от 1 до 1, 5 мк.

ФРАНКИ ВИКТОР (р. 1905) – австрийский психолог и психиатр. Пройдя школу психоанализа, Ф. критически пересматривает его постулаты и приходит к выводу, что основной движущей силой развития личности является стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства. Цель психотерапевта – помочь пациенту обрести смысл своего существования, что может быть сделано при условии активного включения человека в многообразный поток жизни. Эти идеи, получившие эмпирическое подтверждение в собственной клинической практике Ф., а также в опыте выживания людей в условиях немецких концлагерей, в которых Ф. несколько лет находился в качестве заключенного во время второй мировой войны, воплотились впоследствии в концепции ло-готератш (см.), ставшей в настоящее время одним из самых влиятельных и перспективных направлений психотерапии. Многие идеи Ф. (в частности, о путях обретения человеком смысла жизни) сближают его концепцию с идеями деятельностного подхода в психологии.



ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА – социологическая концепция, а также разработанный на ее основе общественно-исторический подход к психике человека. Выдвинута Э. Дюркгеймом и Л. Леви-Брюлем, развита М. Гальбваксом, Ш. Блонделем. По Дюрк-гейму, человек – биосоциальное существо, в котором сосуществуют два начала: индивидуальное, его основой является организм, и социальное, которое формируется обществом. Общество – это независимая от индивидов вне- и надындивидуальная реальность. Оно доминирует над ними и является источником всех высших ценностей. Общество –это совокупность коллективных представлений –общих идей, религии, правил морали, интеллектуальных операций, социальных норм и обычаев.

Процесс «внедрения» коллективных представлений в индивидуальное сознание толкуется как чисто духовный речевой процесс взаимодействия сознаний.

Л. Леви-Брюль, опираясь на идею Э. Дюркгейма об общественной обусловленности сознания, выдвинул учение о двух типах мышления человека – логическом и пралогическом. Оба типа сосуществуют на всех ступенях развития общества, но в первобытном мышлении пралогиче-ское мышление преобладает. Эти типы различаются как по содержанию (которым может быть реальная объективная действительность или магическое, сверхъестественное), так и по своей логике (мышление, подчиняющееся причинно-следственным отношениям, или мышление, нечувствительное к противоречиям, подчиняющееся закону партиципации – сопричастности). В настоящее время французский антрополог К. Леви-Стросс, работая в русле Ф. с. ш., доказывает несостоятельность попыток противопоставить первобытное мышление современному и обосновывает положение о том, что в мышлении людей на всех этапах развития общества существует инвариантный слой – диадные, или парные, структуры (черное – белое, доброе – злое и т. п.), над которым надстраиваются исторически изменчивые уровни мышления.

Положение об обусловленности психики индивида общественным сознанием М. Гальбвакс применил к анализу явлений памяти, а Ш. Блондель – к аффективно-волевой сфере человека. Под влиянием


идей Блонделя и Леви-Брюля Ж. Пиаже в своих ранних работах развернул концепцию развития мышления ребенка.

ФРЕЙД ЗИГМУНД (Ш56 -1939) – австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. Первые работы Ф. были исследованиями по анатомии и физиологии нервной системы. С 80-х гг. XIX в. Ф. занимается практической медициной и в соавторстве с доктором И. Брейером публикует в 90-х гг. ряд работ по психогенному происхождению истерии и способу лечения истерических больных с помощью гипноза. Симптомы истерии объясняются в этих работах как проявления скрытых от сознания больных (вытесненных в бессознательное) аффективных следов травматических событий их жизни. Впоследствии Ф. отказывается от гипноза и разрабатывает собственный психоаналитический способ лечения больных. Он заключается в анализе по определенным правилам спонтанно возникающих у больного ассоциаций по поводу какого-либо элемента его душевной жизни (метод свободных ассоциаций), толковании сновидений, а также различных ошибочных действий (оговорок, описок, забывания и т. п.) с целью вычленения истинных (бессознательных) причин этих явлений и доведения этих причин до сознания больного. Результатом обобщения психоаналитических исследований Ф. этого периода явились опубликованные в начале XX в. классические работы «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) и др., в которых Ф. дает первую схему строения психической жизни человека: сознание, предсознательное и бессознательное.

Причинами многих неврозов у пациентов Ф. были различные сексуальные проблемы, поэтому Ф. обращается к исследованиям сексуальности и ее развития в детстве. С тех пор развитие сексуальности человека Ф. ставит в центр всего психического развития человека («Три очерка по теории сексуальности», 1905) и пытается объяснить им такие явления человеческой культуры, как искусство («Леонардо да Винчи», 1913), особенности психологии первобытных народов («Тотем и табу», 1913) и др. Пансексуализм Ф. отталкивает от него ряд его ближайших учеников



(А. Адлер, К. Г. Юнг и др.), которые создают свои собственные психоаналитические концепции. После 20-х гг. Ф. разрабатывает новые проблемы психоанализа: он пересматривает учение о влечениях («По ту сторону принципа удовольствия», 1920), выде-хяя «влечения к жизни» и «влечения к смерти», предлагает новую модель строения.личности (Я, Оно и Сверх-Я), распространяет идеи психоанализа на понимание практически всех сторон общественной жизни.

Психоанализ Ф. оказал существенное влияние на развитие психологической науки и психотерапии, а также на философию, штературу, искусство XX в.

ФРЕЙДИЗМ – философское и психологическое учение о личности человека XIX и начала XX в., получившее название го имени основателя австрийского психиатра 3. Фрейда; включает в себя теорию и технику психоаналитической терапии.

Центральное звено терапии Ф. состоит в признании того, что движущими силами развития личности являются инстинктивные влечения: сексуальное и агрессивное. Так как удовлетворение этих влечений наталкивается на препятствие со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя область бессознательного, и проявляются в реальной жизни в виде символов. Последними могут стать как простейшие действия, оговорки, так и произведения человеческой культуры, искусства.

Согласно учению 3. Фрейда, структура личности состоит из следующих инстанций: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego). Оно составляют биологические влечения, требующие непосредственного удовлетворения, которое блокируется инстанцией Сверх-Я – «цензорным» компонентом личности. Сверх-Я складывается из интериоризированных в ходе социализации индивида социальных нормативов и ценностей.

Конфликт между несовместимыми требованиями Оно и Сверх-Я разрешается инстанцией Я, функция которой состоит в приспособлении человека к реальности посредством выработки механизмов защиты: вытеснения, проекции, регрессии, сублимации. При недостаточной выработке мер защиты возникает невроз, в основе которого лежат, по мнению Фрейда, психот-равмирующие переживания раннего детства, связанные с неосознаваемыми и вы-


тесненными влечениями ребенка к родителям противоположного пола (комплекс Эдипа или Электры).

Разнообразные невротические симптомы являются символическими формами этих вытесненных или недостаточно сублимированных инфантильных сексуальных влечений.

Теория лечения неврозов (см. Психоанализ) предполагает доведение до сознания пациента истинных причин его болезненных переживаний и состояний. Это достигается благодаря специфическому эмоциональному контакту врача и пациента – «перенесению». Травматогенный, но неосознаваемый конфликт вновь переживается пациентом, однако в ослабленной форме, достижимой для рационального анализа. Целью психоаналитической терапии является переключение влечения от инфантильно неприемлемого объекта на социально приемлемый. Приемы психоаналитической терапии включают анализ свободных ассоциаций, сновидений, ошибочных действий, оговорок с целью выявления сексуально окрашенных образов и желаний, вскрытия их символического значения.

В конце 30-х гг. нашего века возник неофрейдизм, представители которого (К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм, Э. Эрик-сон) пытались преодолеть пансексуалисти-ческую тенденцию Ф. В качестве механизмов развития личности были объявлены: ощущение тревоги – «коренная тревога» и стремление к ее преодолению (К. Хорни); «межличностное поле» (Г. Салливен) и стремление избавиться от переживания одиночества – «бегство от свободы» (Э. Фромм). Однако все эти разнородные механизмы «социальной» детерминации поведения рассматривались представителями неофрейдизма как врожденные, фатально действующие. В неофрейдизме также проявляется антагонизм между личностью и ее социальным окружением (более подробно об этом см. Неофрейдизм).

ФРОММ ЭРИК (1900 – 1980) – немецко-американский психолог и философ, создатель «гуманистического психоанализа». В отличие от биологизаторской позиции Фрейда Ф. в понимании причин человеческого поведения придерживался ант-рополого-экзистенциалистской ориентации; при этом большое влияние на Ф. оказали антропологические работы



К. Маркса. Главной темой творчества Ф. являются противоречия человеческого существования в мире. Особое значение для психологической науки имеет анализ Ф. двух способов существования человека («иметь» и «быть»), проблемы человеческой свободы и ее видов («свобода от» и «свобода для»), проблем т. н. социального (т. е. типичного для той или иной эпохи или культуры) характера личности, являющегося результатом приспособления человека к требованиям общества (напр., «рыночный характер» и др.), а также исследования проблемы различных видов отчуждения человека от общества и способов его преодоления, важнейшим из которых Ф. считал любовь в широком смысле слова. Разработанные Ф. приемы «гуманистического психоанализа» призваны ликвидировать имеющуюся дисгармонию между человеком и природой и оздоровить общество.

ФРОТТАЖ – см. Половые швраще-

ФРУСТРАЦИЯ (от лат. frustrate – обман, тщетное ожидание) – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние Ф. сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Ф. возникают в ситуациях конфликта, когда, напр., удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды. Высокий уровень Ф. приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности.

Возникновение Ф. не только обусловлено объективной ситуацией, но и зависит от особенностей личности.

Ф. у детей возникает в виде переживаемого «чувства крушения», когда целенаправленное действие наталкивается на препятствие. Причиной Ф. может быть неудача в овладении предметом, неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Частые Ф. ведут к формированию отрицательных черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – направление в психологии США конца XIX – начала XX в., объявившее предметом психологического исследования функции психических процес-


сов, сознания в поведении, в приспособлении к среде, к практическим ситуациям. Корни Ф. п. уходят в эволюционное учение Г. Спенсера и Ч. Дарвина. На формирование Ф. п. оказали влияние идеи У. Джемса о биологической полезности психики, о сознании как психической функции, имеющей жизненную ценность.

Начало Ф. п. положила статья Д. Дьюи «Понятие рефлекторной дуги в психологии» (1896), в которой подчеркивалось органичное единство сенсорных, центральных и моторных звеньев рефлекторного акта, осуществляющего приспособление индивида к среде.

Наиболее последовательное выражение Ф. п. получила в работах психологов Чикагской (Г. Лэдд, Д. Энджелл, Г. Карр, Дж. Г. Мид) и Колумбийской (Р. Вуд-вортс) школ.

В противоположность структурной психологии (В. Вундт, Э. Титченер), задачей которой было изучение структуры и элементов сознания, Ф. п. требует рассмотрения сознания со стороны его функции в поведении как инструмента, с помощью которого организм приспосабливается к окружению. Психические функции рассматриваются в связи с организмом и его потребностями, с одной стороны, и со средой, на которую направлено поведение, – с другой. Ф. п. подчеркивает необходимость рассматривать целостный организм в единстве разума и тела, физиологического и психического, но не может преодолеть интроспективного понимания сознания. Практическая направленность Ф. п. способствовала развитию прикладных областей психологии – педагогической, медицинской, инженерной. Оказавшись неспособной вскрыть детерминацию самой психики и выработать новые способы изучения сознания, Ф. п. к началу 20-х гг. распалась. В Европе близкими к Ф. п. были представления Э. Клапареда (Швейцария) и Н. Н. Ланге (Россия).

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА – единица интегративной деятельности организма, представляет собой динамическую морфофизиологическую организацию центральных и периферических образований, избирательно объединенных для достижения полезного для организма приспособительного результата. Теория Ф. с. и термин «Ф. с.» принадлежат П. К. Анохину. Ф. с. обладает способностью экстренной самоорганизации за счет



внезапной мобилизуемое™ взаимодействующих компонентов, позволяющих динамически и адекватно приспосабливать организм к изменениям обстановки для удов-нетворения возникшей потребности. Решающую роль в организации неупорядоченного множества компонентов в Ф. с. играет результат, который является систематизирующим фактором. Достижение приспособительного результата Ф. с. осуществляет при помощи специфических механизмов, из которых наиболее важными являются: 1) афферентный синтез всей поступающей в Ц. н. с. информации; 2) принятие решения с одновременным формированием аппарата прогнозирования ре-}ультата в виде афферентной модели – акцептора результатов действия; 3) реализация принятого решения в действии и 4) сличение афферентной модели акцептора результатов действия и параметров ре-}ультатов выполненного действия, полученных организмом при помощи обратной афферентации.

Начальной стадией формирования Ф. с. является афферентный синтез, в процессе которого происходит взаимодействие мо-гивационного возбуждения, обстановочной афферентации и извлеченных из памяти гяедов прошлого опыта. В результате обра-эотки и синтеза этих воздействий принимается решение «что делать» и происходит переход от обработки информации к формированию программы действия–выбору из множества потенциально возможных дей-лвий одного, соответствующего результа-гу обработанной информации.

Под влиянием пускового стимула гкрытая предпусковая интеграция в виде команды, представленной комплексом эфферентных возбуждений, направляется к периферическим органам и реализуется в гоответствующем действии. Неизбежным шедствием совершаемого действия для организма животных и человека являются результаты, ради которых совершалось действие. Информацию о них Ц. н. с. получает путем обратной афферентации от реально выполненного действия, которая гличается с афферентной моделью акцептора действия, сформировавшейся на основе афферентного синтеза. Совпадение ^готовленного возбуждения и наличного, вызванного реальным действием, является жгналом успеха приспособительного дей-ггвия, и организм переходит к след, дейст-зию. Несовпадение модели акцептора дей-


ствия с обратной афферентацией, т. е. рассогласование, вызывает ориентировочно-исследовательскую реакцию, новый афферентный синтез с подбором информации, необходимой для принятия решения, соответствующего изменившейся обстановке.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал