Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фехнер густав теодор 3 страница






ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД (в психо
логии) – совокупность принципов изуче
ния психики, сознания и поведения как
целостных феноменов. Разрабатывался с
начала XX в., г. о. в школах целостной пси
хологии,
как антитеза господствовавшему
ранее в психологической науке элемента-
ристскому подходу. ч

Основные составляющие Ц. п.:

1) решение вопроса о природе изучае
мой реальности (мир внутренних пережи
ваний, поведение, сознание в целом, дея
тельность и т. п.) и степень ее целостности:
является ли данное целое (система) сумма-
тивным (целое равно сумме своих частей,
как понимались, например, ассоциатив
ные образования в ассоциативной психоло
гии),
организованным (части имеют свои
свойства, но при вхождении в целое изме
няют их – так понималось гешталът-ка-
чество
в Австрийской школе), органиче
ским (части не могут существовать вне це
лого – психологическое поле, гештальт в
гештальпсихологии);

2) выделение «целостных» единиц ана
лиза, которые наиболее адекватны целям
объяснения свойств целого (так молеку-


I


лярный подход к объяснению свойств воды более адекватен, чем атомарный);

3) выделение целостнообразующих
факторов, т. е. оснований целого на дан
ном этапе его развития (законы «психоло
гического поля» в гештальтпсихологии,
эмоции и «структуры» в Лейгщигской шко
ле, «ведущая деятельность»
в концепции
Д. Б. Эльконина и др.);

4) законы развития целого.

Ц. п. был введен в психологию геш-тальтпеихологией и Лейпцигской школой, однако разрабатывался и другими школами (в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, «описательной психологии» В. Дильтея, гуманистической психологии и др.). Определенной проблемой выступает соотношение целостного и системного подходов в психологии. Хотя в литературе эти понятия употребляются как синонимы, более обоснованной представляется точка зрения, в соответствии с которой Ц. п. является составной частью системного подхода, исследующего более широкий класс систем, а также занимающегося проблемами моделирования, проектирования и прогнозирования поведения данных систем и т. п.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМАсм. Нервная система, Мозг.

ЦЕНТРАЦИЯ – термин, используемый Ж. Пиаже в двух смыслах: 1) синоним понятия «эгоцентризм», характеристика процесса мышления; 2) фиксация органов чувств на воспринимаемом объекте, характеристика процесса восприятия.

ЦИКЛОГРАММНЫЙ МЕ-

ТОД – исследование движений с помощью циклографии: через фотообъектив с вращающимся обтюратором на неподвижную фотопленку в затемненном помещении снимаются светящиеся метки, закрепленные на движущихся частях тела испытуемого. Зная частоту обтюрации и параметры кинематических звеньев (их длину и вес), можно восстановить всю временную и энергетическую динамику регистрируемого движения. Один из вариантов Ц. м. разработан Н. А. Бернштейном.

ЦИКЛОГРАФИЯ (от греч. cfkhs – круг и grdphdd – пишу) – метод изучения движения человека путем фотографирова-


ния светящихся точек (лампочек накаливания, неоновых лампочек и др.) на движущихся частях тела (предложил Марей в XIX в.). Н. А. БернштейН усовершенствовал Ц. и добавил ряд модификаций: ки-моциклографию для изучения сложных движений, съемку на передвигающуюся пленку и зеркальную кимоциклографию для анализа перемещений тела в трех плоскостях, т. е. одновременную съемку движущегося объекта и его отражения в зеркале. По циклографическим записям можно восстановить траектории и величины амплитуд движений отдельных точек тела, пределы измерения составных углов. На основе анализа циклограмм – цикло-грамметрии – строятся кривые зависимости линейных и угловых скоростей ускорений движущихся частей тела от времени. Зная массы перемещающихся частей тела, можно вычислить величины сил, обусловливающих данное движение.

ЦИРКУЛЯРНЫЕ РЕАКЦИИ –

термин Ж. Болдуина, означающий повторение реакций, результат которых открыт случайно. Ж. Пиаже использовал этот термин для характеристики действий ребенка с сенсомоторным уровнем развития интеллекта. Существуют первичные, вторичные и третичные Ц. р.

Первичные Ц. р. – повторение действия ради самого действия – возникают на второй стадии развития сенсомоторного интеллекта (2 – 4 мес) и ведут к формированию первых навыков.

Вторичные Ц. р. – повторение действия ради получения интересного результата – возникают на третьей стадии развития сенсомоторного интеллекта и знаменуют собой начало становления интеллекта, т. е. возникновение дифференциации цели (результата) и средства (самого действия) для ее достижения. Некоторые исследователи (напр., Д. Берлайн) рассматривают вторичные Ц. р. как наиболее ранние формы ориентировочно-исследовательского поведения ребенка.

Третичные Ц. р. появляются на пятой стадии развития сенсомоторного интеллекта. Повторяя действие, ребенок изменяет его, чтобы проследить, к каким результатам оно ведет. Так возникают схемы действия и формируются новые средства для достижения цели, расширяются возможности ориентирования ребенка. В его поведении появляются зачатки экспериментирования.



ЧАСТИЧНОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ МЕТОДИКА – предложена американским психологом Дж. Сперлин-гом в 1959 г. для изучения объема воспринятой после тахистоскопического предъявления зрительной информации (см. Восприятие, Тахистоскоп). В отличие от методики полного воспроизведения испытуемый получает инструкцию воспроизвести лишь часть предъявленного массива информации, при этом инструкция дается после окончания предъявления. Количество воспринятой в первый момент информации вычисляется умножением вероятности правильного воспроизведения элемента указанной в инструкции части массива на количество элементов в массиве. Отбор информации для частичного воспроизведения может осуществляться на основании пространственного положения (напр., вторая строчка в буквенно-цифровой матрице), цвета, формы и др. характеристик зрительных стимулов. Если задержка предъявления инструкции по отношению к предъявлению информации не превышает 300 – 500 мс, то Ч. в. м., как правило, дает более высокие оценки количества воспринятой информации, чем методика полного воспроизведения. Этот результат обычно приводится в качестве доказательства существования очень короткой зрительной периферической памяти (см. Память ико-ническая, Память сенсорная).

ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ – широкий круг знаний, охватывающий в той или иной мере все разделы духовной культуры, в центре которого находятся вопросы о том, чтс$ такое человек (в чем его сущность, или природа), как он взаимосвязан с окружающим миром, в чем смысл его существования, каким он должен быть, каким способом он может стать лучше. Короче, под Ч. понимается то содержание духовной культуры, которое служит удовлетворению потребности людей в самосознании и самосовершенствовании.

Знания могут быть не только научные, но и вненаучные–фольклорные, мифологические, философские, религиозные, художественные, житейские и «паранауч-ные» (хиромантия, френология, астрология, графология, физиогномика, парапси-


хология). Позитивистские требования строгого разграничения знания и веры, теории и гипотезы, науки и метафизики далеко не всегда выполнимы и полезны. Принципиальные трудности с определением степени достоверности знания обнаруживаются во всех науках, не исключая естественных. У гуманитариев они вырастают до таких размеров, что приходится мириться с невоспроизводимыми фактами, субъективными отчетами, понимающими методами, прагматическими критериями истины. За пределами науки–в сфере метафизики и религии с их трансцендентными вопросами и предметами – также ведется поиск и обоснование знания. Очевидно, вненаучное Ч. сохраняет фундаментальное значение для гуманистических направлений в педагогике, психотерапии, медицине, политике и т. д.

Первым шагом человека в духовном творчестве и познании себя было создание мифов. Примечательно, что самыми распространенными среди них были антропо-гонические мифы, рассказывающие о происхождении человека, его отдельных органов, свойств или способностей. Историко-этнографическая коллекция мифов поражает своим сюжетным и поэтическим богатством: в ней отыскиваются и рассказы о космическом происхождении людей, и о процессе эволюционного преобразования обезьяны в человека. Анализ огромного количества данных археологии, этнографии, мифологии, фольклористики и лингвистики позволяет с уверенностью предполагать зарождение у первобытного Homo sapiens сложной системы верований, обычаев и обрядов, опирающихся на идею о соединении в человеке двух различных начал– души и тела. Говоря языком классической философии, осознавшая себя душа первобытного человека возвысилась до состояния духа.

Человек–его повседневные труды, героические дела, авантюрные приключения, бурные страсти и нежные чувства, многообразие человеческих судеб и характеров – занимает центральное место в художественном творчестве, особенно в литературном (см. Психологизм). Г. Олпорт предлагал связать литературный подход к исследованию личности с научным, создав научно-гуманистическую систему изучения личности.



Интерес к человеку обнаруживается у самого истока великой древнегреческой философии. Ее призыв к человеку – познать себя, подкрепленный авторитетом Сократа, стал символическим девизом всего Ч. Первым, кто вполне ясно поставил задачу системы Ч., как мировоззрения, был Кант. В «Антропологии с прагматической точки зрения» (1798) содержится важная мысль, что назначение культуры состоит в том, чтобы сделать человека своим главным предметом познания и приложения знания и навыков. По Канту, антропология, как «учение, касающееся человека и изложенное в систематическом виде», заслуживает название «мироведения». Его источниками Кант считал: самонаблюдение; наблюдения за другими людьми; сообщения путешественников о других народах; всеобщую историю и биографии; художественную литературу. Заметным явлением в современной философии было творчество М. Шелера, основателя направления, получившего название философской антропологии. Шеяер и его последователи (Г. Плеснер, А. Гелен, А. Порт-ман и др.) стремились соединить собственную философскую традицию учений о человеке с важнейшими результатами научного изучения человека, предполагая построить целостный образ человека.

Религиозное знание о человеке неоднородно. Во-первых, человек всегда является одним из важнейших объектов вероучения, вследствие чего самопознание выступает как необходимый элемент воспитания верующих. Для многих поколений иудеев и христиан Библия служила практически единственным руководством по Ч. В систематическом и истолкованном виде эти же знания представлены в религиозной (теологической) антропологии. Во-вторых, самоанализ, самоконтроль и самоиспытания издавна практиковались как способы нравственного совершенствования человека в самых разных религиозных системах, в частности в пифагореизме, индуизме, буддизме, суфизме и христианстве. Систематизацией подобных способов занимается аскетическое богословие (аскетика). В-трегьих, религиозные мыслители занимались глубокими научно-философскими исследованиями человека, пытаясь объяснить непонятные и удивительные его свойства. «И люди идут дивиться горным высотам, морским валам, речным просторам,


океану, объемлющему землю, круговращению звезд, – а себя самих оставляют в стороне!» (Августин).

Науки о человеке принято подразделять на естественные и гуманитарные. К первым относят, напр., генетику, анатомию и физиологию человека, физическую антропологию, медицину. По давней традиции, к гуманитарным наукам причислены науки, изучающие человека в сфере его умственной, нравственной и общественной деятельности: филология, история, социология, этнология, искусствознание, мифология, педагогика, криминология, правоведение, политология, отчасти психология, антропогеография и др. Удачно определил термин «гуманитарные науки» Г. Д. Гачев: «Гуманитарные (от homo) – занимаются человеком, его психикой, материальной и духовной культурой, обществом людей. Это есть самосознание человечества, исполнение Сократовой заповеди: «Познай самого себя», есть рефлексия вовнутрь человека и в построенный им искусственный мир культуры» (1991).

Вопрос о разграничении наук о человеке и обществе – весьма хитрый и основательно запутанный. Проводить границу между ними – занятие малопродуктивное и бесперспективное. Западные социологи давно смирились с трудностями разграничения социологии и др. гуманитарных наук, предпочитая говорить о тесных узах социологии с антропологией, психологией, экономикой, политической наукой, историей – ее «двоюродными сестрами». Все они объединяются именем «социальные науки», однако Питирим Сорокин предпочитал говорить об общественно-психологических науках. Сюда же принято включать демографию, криминологию, географию и др. Особо отметим, что в англоязычных странах антропология – это комплексная наука, включающая не только физическую (биологическую) антропологию, но и культурную, социальную и психологическую антропологии, а также археологию и лингвистику. Своеобразие этого объединения в том, что оно не исключает иных объединений данных наук или же их самостоятельного существования (в плане организации исследований, подготовки специалистов и систематизации знаний). Фактически некоторые науки имеют как бы двойное или тройное гражданство. Можно сказать, что бэко-



невская идея о принадлежности наук об обществе к Ч. доказала свою жизнеспособность. Также безосновательны усилия отделить от Ч. «науки о духе». Понимая это, Э, Кассирер для своего «Эссе о человеке» выбрал характерный подзаголовок: «Введение в философию человеческой культуры».

С идеей преодоления раздробленности отечественных наук о человеке в 1960-е гг. выступил Б. Г. Ананьев. Призывая к объединению чуть ли не всех наук вокруг проблемы человека, центральное место он отвел психологии. Однако и лингвисты, и географы, и даже физические антропологи в не меньшей степени осознают положение своих наук как связывающих естество- и обществознание. Другой подход к интеграции научного Ч. разрабатывался философом-методологом Г. П. Щедровицким. В его концепции соблюдается принцип равноправия наук, хотя задача интеграции ставится по отношению не к массивам знания, создаваемым каждой наукой, а к трем «полярным представлениям» человека: как функционального элемента социальной системы, как свободной и суверенной личности, как организма. Привычные образы структуры Ч. – «лестница», «дерево», «слоеный пирог», «иерархия». Психология в них либо вообще не представлена как самостоятельная наука (Конт), либо занимает срединное положение между социальными и биологическими науками. Более удобен другой образ – сферическая структура, в Которой нет разделения на крайних и срединных, на высших и низших, но может быть введена многомерная система полюсов.

ЧЕЛОВЕК-ОПЕРАТОР – человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой через посредство информационной модели и органов управления.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР –

психофизиологические характеристики человека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его взаимодействия с объектом управления.

ЧЕЛПАНОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ (1862 – 1936) – русский 4»ию-соф и психолог. Создатель первого вгос-сии института экспериментальной психо-


логии при Московском университете (1912, официальное открытие – 1914 г.). В теоретическом плане придерживался позиций эмпирической интроспективной психологии сознания, близкой к структурализму Э. Титченера. В решении психофизической проблемы защищал концепцию психофизического параллелизма, критикуя материалистическую точку зрения на природу психического. Известен также как популяризатор психологической науки и автор неоднократно переиздававшихся учебников по психологии.

ЧТЕНИЕ С ГУБ – зрительное восприятие устной речи по видимым движениям речевых органов. Дополняет слуховое восприятие речи, когда оно чем-либо затруднено (шум, недостаточная громкость речи, невнятность произношения). Глухим и слабослышащим Ч. с. г. в известной степени возмещает возможность или ограниченную возможность слухового восприятия речи.

ЧУВСТВА – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами (см.); высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, т. е. имеющие строго причинно-обусловленную природу, Ч. так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение.

В отличие от собственно эмоций (см.) и аффектов (см.), связанных с конкретными ситуациями, Ч. выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивацион-ную значимость. Ч. носят отчетливо выраженный предметный характер, т. е. непременно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т. п.).

Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Напр., чувство любви порождает спектр эмоций: радости, гнева, печали и т. д. В одном и том же Ч. нередко сливаются, объединяются, переходят друг в дру-



га разные по знаку (положительные и отрицательные) эмоции. Этим объясняется такое свойство Ч., как двойственность (амбивалентность).

Исторически Ч. формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе Ч. проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся Ч. становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситутатив-ных эмоциональных реакций.

В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, другие же остаются потенциальными, нереализованными. В содержании доминирующих Ч. человека проявляются его мировоззренческие установки, направленность, т. е. важнейшие характеристики его личности. Ч. исключительной силы стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на единую цель, называются страстью. Наиболее распространенная классификация Ч. выделяет отдельные их подвиды в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами Ч.: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические, родительские и др. По степени обобщенности предметного содержания Ч. подразделяются на конкретные (напр., к ребенку, произведению искусства), обобщенные (к детям, музыке) и абстрактные (чувство справедливости, трагического и т. п.). Отсутствие исчерпывающей классификации Ч. объясняется большим их разнообразием, а также их исторической изменчивостью.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ – способность живого организма воспринимать адекватные и неадекватные раздражения, отвечая на них каким-либо образом: движением, осознанным ощущением, вегетативной реакцией и т. п.; в узком смысле – способность органов чувств – анализаторов реагировать на появление раздражителя или его изменение.


Различают абсолютную и дифференциальную Ч. Первую понимают как способность к восприятию раздражителей минимальной величины; вторую – как способность к восприятию изменений раздражителя или различению близких раздражителей.

Теории, отрицающие пороговый принцип работы сенсорных систем (см. Классическая теория непрерывности сенсорного ряда), используют в качестве меры Ч. не порог, а некоторые другие показатели.

Ш

ШАБЛОНЫ (в рисовании). Детскому рисованию присуща известная тенденция к закреплению привычек графических образов. При определенных условиях это превращает образы в застывшие графические Ш. Изобразительные Ш. представляют собой весьма прочные образования, т. к. они отвечают элементарным требованиям изображения и находят признание у окружающих людей. Ш. могут передаваться из поколения в поколение. В индивидуальном опыте ребенка Ш. могут жить очень долго.

Закрепление графических образов, превращение их в Ш. имеет двоякое значение для развития изобразительной деятельности. С одной стороны, шаблониза-ция графических образов создает основу изобразительной деятельности: рисующий соотносит реальный предмет с возникающим графическим построением этого предмета. Именно наличие набора графических построений позволяет ребенку успешно продвигаться в собственно изобразительной деятельности. Однако, с другой стороны, Ш. представляют большую опасность для дальнейшего развития детского рисования. Если не управлять этим процессом, ребенок может так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных им застывших графических построений определенных предметов.

ШАГ ГЕФФДИНГА – процесс обработки информации о стимуле, предшествующий его распознаванию; назван по имени датского философа Г. Геффдинга, подчеркнувшего, что объект вызывает



ассоциации не сам по себе, а только через контакт его образа со следами памяти.

ШАГ УСВОЕНИЯ представляет собой микроэтап процесса обучения, в результате которого уч-ся усваивает некоторый минимум учебной информации или совершенствует (тренирует) усвоенный способ действия. Различие между кадром программированных учебных материалов и Ш. у. в том, что первый является элементом учебного пособия, а второй – процесса усвоения. Психологическое содержание Ш. у. составляет усвоение новых знаний в проблемной ситуации. Величина одного Ш. у. определяется степенью новизны и обобщенности усваиваемых знаний. Различия в величине Ш. у. характеризуют индивидуальные возможности уч-ся. Возможности усвоения более или менее сложной системы знаний обеспечиваются последовательностью Ш. у., определяемой закономерностями развития знаний и действий человека.

ШПИЛЬРЕЙН ИСААК НАФ-ТУЛЬЕВИЧ (1891 – 1937)–отечественный психолог, один из создателей российской психотехники, высшее образование получил в университетах Гейдельберга и Лейпцига. Разрабатывал г. о. проблемы психологии труда: рационализации труда, утомления, автоматизации трудовых действий, профессионального отбора и др. Ш. был активным деятелем движения научной организации труда (НОТ) в СССР, организатором и председателем Всероссийского общества психотехники и прикладной психофизиологии, президентом Международной психотехнической ассоциации. Арестован 26 января 1935г., «основания» для обвинения в «контрреволюционной пропаганде» и «троцкизме» были найдены в книге: Шпильрейн И. Н., Рейтынбарг Д. И., Н е ц к и и Г. О. Язык красноармейца: Опыт исследования словаря красноармейца московского гарнизона (М; Л., 1928). Расстрелян по тайному приговору. Реабилитирован посмертно.

ШУМ – звук с частотно непрерывным спектром. В отличие от звуков с гармонической структурой, в слуховом восприятии Ш. высотный и тембровый компоненты не дифференцируются. Дифференцированному восприятию Ш. способствует различное распределение интенсивности спектра вдоль частотной оси и инди-


видуальность временных характеристик. К Ш. относят грохот, треск, шорох, шелест, согласные звуки речи, звуки шумовых музыкальных инструментов и т. д. Между Ш. и интонированными звуками существует много промежуточных и смешанных звуков (напр., жужжание, журчание, гласные звуки речи). Многочисленные экспериментальные исследования установили отрицательное влияние длительного воздействия шумов. Напр., обнаружена обратно пропорциональная зависимость между уровнем городского шума и школьной успеваемостью детей. Шум с уровнем 75 дБ приводит к снижению слуховой чувствительности, повышению артериального давления; высокочастотные шумы с уровнем 80 дБ – к значительному изменению артериального давления, быстрому утомлению, снижению работоспособности. Длительное воздействие шумов выше 80 дБ может быть причиной тугоухости, глухоты, гипертонической и язвенной болезней.

В теории связи и инженерной психологии термин «Ш.» применяется в значении «помеха» и противопоставляется понятиям «сообщение» или «полезный сигнал».

ЭББИНГАУЗ ГЕРМАН (1850 – 1909) – немецкий психолог. Наиболее известен своими экспериментальными исследованиями по психологии памяти (1885). Суть экспериментальной процедуры при всех частных различиях ее вариантов заключалась в следующем. Составив множество трехбуквенных бессмысленных слогов и образовав из них ряды различной длины, Э. прочитывал их под метроном, пытаясь запомнить предъявленный материал. Кажущаяся простота и механистичность процедуры эксперимента привели, однако, к открытию множества феноменов из области психологии памяти. Э. обнаружил т. н. «фактор края», т. е. лучшее запоминание первых и последних слогов ряда, объясняемое Э. фактом «тормозящего влияния» представлений слогов в сознании друг на друга (в середине ряда торможение имеет место с двух сторон, а по краям – только с одной стороны). Были выведены



также кривые заучивания и забывания, которые показывают, что эти процессы носят отчетливо нелинейный характер. Кроме того, Э. установил факт увеличения скорости запоминания осмысленного материала по сравнению с бессмысленным. Его последователь А. Йост, пользуясь приемами Э., открыл закон влияния распределения одного и того же количества повторений во времени (напр., по дням) на эффективность запоминания (закон А. Йоста). Разработанные Э. методики до сих пор используются в эмпирических и прикладных исследованиях процессов памяти.

ЭБНЕЯ ЗАКОН – экспериментально установленное правило: яркости отдельных спектральных цветов при их комбинации, дающей новый цвет, суммируются.

ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ РЕЧЬ-

одно из внешних проявлений эгоцентрической позиции ребенка. Ж. Пиамсе считает, что детская речь эгоцентрична потому, что ребенок говорит лишь «со своей точки зрения» и не пытается стать на точку зрения собеседника. Ребенок думает, что другие его понимают (так же как он себя), и не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему что-либо. Для него важен лишь интерес со стороны собеседника.

спонтанную [эгоцен; V, вся его

Такое понимание Э. р. встретило много возражений (Л. С. Выготский, Ш. Бюлер, В. Штерн, С. Айзенк и др.), и Ж. Пиаже в более поздних работах попытался уточнить смысл этого понятия. По Пиаже, ребенок не осознает различия собственной и чужой точек зрения. Э. р. не охватывает всю спонтанную речь ребенка. Коэффици-

эгоцентрическая речь

ент Э. р. | '" " ' – * | изменчив

, вся спонтанная речь

и зависит от активности самого ребенка и от типа социальных отношений, установившихся между ребенком и взрослым и между детьми-ровесниками.

В среде, где господствуют спонтанные, случайные связи и ребенок предоставлен самому себе, коэффициент Э. р. возрастает. Во время проведения символической игры он более высок по сравнению с обстановкой совместно организованной работы детей. С возрастом устанавливаются различия между игрой и экспериментированием, и коэффициент Э. р. уменьшается.


В 3 года он достигает наибольшей величины: 75% от всей спонтанной речи. От 3 до б лет Э. р. постепенно убывает, а после 7 лет практически исчезает совсем. Там, где господствуют авторитет взрослого и отношения принуждения, процент Э. р. довольно высокий. В среде ровесников, где возможны дискуссии и споры, процент Э. р. снижается.

Л. С. Выготский придавал понятию «Э. р.» иное значение. Согласно его концепции, Э. р. – это «речь для себя», и в ходе развития она не исчезает бесследно, а превращается во внутреннюю речь. Пиаже высоко оценил гипотезу Л. С. Выготского, одновременно подчеркнув своеобразие собственной концепции. Э. р. характеризуется, по мнению Пиаже, тем, что субъект недостаточно осознает значение своей позиции и личных возможностей в картине внешнего мира и проецирует в этом мире свои субъективные представления.

ЭЙДЕТИЗМ (от греч. iidos – образ, внешний вид) – воспроизведение во всех деталях образов предметов, не действующих в данный момент на анализаторы. Эйдетические образы отличаются от обычных тем, что человек как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие. Физиологическая основа эйдетических образов – остаточное возбуждение анализатора.

ЭЙФОРИЯ (от греч. euphoria – состояние удовольствия) – повышенно радостное, веселое настроение; состояние благодушия и беспечности, не оправданное ни объективным состоянием человека, ни окружающей обстановкой. При Э. наблюдается мимическое и общее двигательное оживление, иногда психомоторное возбуждение, многословие.

Э. отмечается при олигофрении, травматических заболеваниях (особенно при поражении лобных долей мозга), при некоторых психических, инфекционных, эндокринных расстройствах и др.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал