Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Марта — 130 лет со дня рождения Фаворского Владимира Андреевича
(1986 — 1964) ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич — художник, мастер портрета, ксилографии и книжной графики, искусствовед, сценограф, живописец-монументалист, скульптор, педагог и теоретик изобразительного искусства, писатель. Выдающийся иллюстратор, создатель отечественной школы ксилографии. Народный художник СССР (1963), заслуженный деятель искусств РСФСР (1956). Действительный член АХ СССР (1962). Член объединения «Четыре искусства» (1922—1928). Родился в Москве. Учился в художественной школе К. Ф. Юона (1898—1905), в частной художественной школе в Мюнхене (1906—1907), параллельно изучая историю искусств в Мюнхенском университете и на историко-филологическом факультете Московского университета (1907—1913). После начала Первой мировой войны Фаворский был мобилизован (1915). За участие в Брусиловском прорыве получил Георгиевский крест и в 1918 вернулся в Москву. С 1909 начал активно работать в области ксилографии (гравюра на дереве), стремясь к синтетическому оформлению книги через включение шрифтов, заставок, сюжетных иллюстраций в единый образно-стилистический ансамбль («Суждения господина Жерома Куаньяра» А. Франса, 1918, и др.). В 1918—1919 работал для кукольного Театра марионеток, петрушек и теней. В 1920—1930-е преподавал во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе, заведовал кафедрой ксилографии графического факультета, профессор. Разработал стройную теорию оформления книги, которую понимал как целостный организм, единство функциональных и эстетических начал. В 1920-е написал важные труды по теории искусства: «Лекции по теории композиции», «Шрифт, его типы и связь иллюстрации со шрифтом», «Организация стены росписью». Работы в области книжной иллюстрации 1920-х: «Книга Руфь» и «Домик в Коломне» А. С. Пушкина. Оформил книги: «La vita nova» А. Данте (1934), «Гамлет, принц Датский» У. Шекспира (1941). В 1933 начал работать в сценографии («Двенадцатая ночь» У. Шекспира во 2-м МХАТе и др.). Параллельно занимался монументальной живописью, добиваясь ее органичного синтеза с архитектурой (росписи Дома моделей, 1935, не сохранились; портал сцены ЦАТСА, 1951). В 1937 за работу по оформлению Советского павильона на Всемирной выставке в Париже художник был удостоен высшей награды — «Гран при». Занимался преподавательской деятельностью: профессор Полиграфического института (с 1930), профессор Института изобразительного искусства (1934—1938), профессор на кафедре керамики Московского института прикладного и декоративного искусства (1942—1948). В 1945—1947 исполнил серию гравюр «Великие русские полководцы». Вершинами отечественного книжного искусства стали работы Фаворского 1950-х: «Слово о полку Игореве», «Борис Годунов» и «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина. Мастер оставил книгу о своей работе «Рассказы художника-гравера» (1966). Похоронен В. А. Фаворский на Новодевичьем кладбище в Москве. Лауреат Ленинской премии (1962).
Литература:
1. Алпатов М. В. Мастерство Фаворского // Изобразительное искусство в школе. — 2006. — № 5. — С. 3—11. 2. Бабаев Э. Г. Воспоминания / Эдуард Бабаев; [ред. Н. Кононов]. — Санкт-Петербург: ИНАПРЕСС, 2000. — 331, [2] с., [4] л. ил., портр. 3. Загянская Г. А. Владимир Фаворский. Обстоятельства места и времени / Галина Загянская. — Москва: ГИТИС, 2006. — 510 с.: ил., портр. 4. Каталог гравюр Владимира Андреевича Фаворского: гравюры на дереве, линолеуме и металле / сост. А. Михеев. — Санкт-Петербург: А. Михеев, 2010. —186 с., 23 с. ил. 5. Книжная графика В. А. Фаворского: изданные книги, акциденция, издательские проекты: каталог / Московский клуб библиофилов; сост. Л. Чертков. — Москва: Контакт-культура, 2012. — 237, [2] с., 23 с. цв. ил., факс. ил. 6. Тарабукин Н. М Современные русские рисовальщики и граверы: [ст. 1922 г.] / Николай Тарабукин; [авт. вступ. ст. Г. И. Вздорнов] // Наше наследие. — 2009. — № 89/90. — C. 56—72: ил., портр. 7. Фаворский В. А. Что меня характеризует как художника // Изобразительное искусство в школе. — 2006. — № 5. — С. 13—14. 8. Фаворский в театре: [сборник / Союз театр. деятелей РСФСР; сост. Г. И. Морозова; предисл. А. Д. Гончарова]. — М.: СТД РСФСР, 1988. — 156 с., [63] л. ил. 9. Художники в Первой Мировой войне. В. А. Фаворский — М. В. Фаворская. И. С. Ефимов — Н. Я. Симонович-Ефимова: письма / [сост.: Е. А. Ефимова, И. И. Голицын, И. Д. Шаховской]. — Москва: [б. и.], 2013. — 461, [2] с., [32] л. цв. ил.: портр., факс. 10. Эфрос А. М. В. Фаворский и современная ксилография // Русское искусство. — 2008. — № 2. — C. 67—84: ил.
|