Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Марта — 240 лет назад в Москве основан Большой театр






(1776)

Государственный академический Большой театр РФ (ГАБТ, Большой театр) — крупнейший центр российской и мировой музыкальной культуры.

Датой основания театра считается 28 марта (17 марта по ст. стилю) 1776, когда князь П. В. Урусов вместе с антрепренером М. Мэддоком получили правительственную привилегию на содержание в Москве постоянной труппы с обязательством построить театр. Первоначально труппа была небольшой, одновременно драматической, оперной и балетной, и состояла из крепостных актеров и музыкантов, выкупленных казной. С 1776 спектакли ставились в доме графа Р. И. Воронцова на Знаменке. В 1780 театр переехал в здание на ул. Петровка и стал именоваться Петровским, но в 1805 здание сгорело, и до 1825 спектакли ставились на разных сценах. В 1824 на месте Петровского театра по проекту О. И. Бове (архитектор А. А. Михайлов) было построено новое здание театра. После очередного пожара 1853 спектакли шли на сцене Малого театра.

В 1856 открылся собственно Большой театр в значительно перестроенном прежнем здании (архитектор А. К. Кавос, квадрига — скульптор П. К. Клодт). Здание театра — выдающийся образец русской архитектуры эпохи позднего классицизма и одно из крупнейших театральных сооружений в Европе. Сохранив планировку и объем здания, А. Кавос изменил форму и размеры зала (он стал вмещать свыше 2 тыс. зрителей), в таком виде театр сохранился до наших дней.

В конце XVIII в. репертуар включал русские народно-бытовые музыкальные комедии с пышными балетами и оперы итальянских композиторов — А. Сальери, Дж. Перголези и др. С 1825, когда инспектором музыки Императорских московских театров стал А. Н. Верстовский, в репертуаре появились русские водевили и классические европейские оперы — «Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Фиделио» Л. ван Бетховена и др.

В 1842 театр перешел в подчинение санкт-петербургской Дирекции Императорских театров и получил новую труппу из Санкт-Петербурга, силами которой были осуществлены постановки первых русских классических опер — «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. В 1850-х ставились оперы А. С. Даргомыжского, а с 1869 — оперы и балеты П. И. Чайковского. Ряд балетных спектаклей поставил французский балетмейстер М. Петипа. Своими операми в театре дирижировали: А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, А. С. Аренский, Э. Ф. Направник, позже С. В. Рахманинов.

В 1919 театр получил академический статус. На его сцене в разные годы появляются артисты, чьи имена становятся широко известными в России и за рубежом — певцы (Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, А. С. Пирогов, М. Д. Михайлов, М. О. Рейзен, И. И. Петров, И. К. Архипова, Г. П. Вишневская, В. А. Атлантов, А. Ф. Ведерников, Е. В. Образцова, Е. Е. Нестеренко, З. Л. Соткилава и др.) и солисты балета (Е. В. Гельцер, В. Д. Тихомиров, А. М. Мессерер, Г. С. Уланова, О. В. Лепешинская, М. М. Плисецкая, Н. В. Фадеечев, Н. И. Бессмертнова, Е. С. Максимова, В. В. Васильев, М. Э. Лиепа и др.). В разные годы в театре работали: режиссеры (Л. В. Баратов, Б. А. Покровский), балетмейстеры (А. А. Горский, К. Я. Голейзовский, Л. М. Лавровский, Ю. Н. Григорович), художники (А. Я. Головин, В. Ф. Рындин, В. Я. Левенталь, С. Б. Вирсаладзе и др.) и дирижеры (М. М. Ипполитов-Иванов, Н. С. Голованов, В. В. Небольсин, С. А. Самосуд, А. М. Пазовский, А. Ш. Мелик-Пашаев, Б. Э. Хайкин, Е. Ф. Светланов, А. Н. Лазарев, Г. Н. Рождественский).

В советское время запрет на обращение к творчеству зарубежных современных композиторов компенсировался постановками русской оперной и балетной классики, золотой фонд которой в 1940—1950-х пополнили балеты «Золушка» и «Ромео и Джульетта», а также опера «Война и мир» С. С. Прокофьева. В конце 1950-х были осуществлены постановки балетов А. И. Хачатуряна «Гаянэ» и «Спартак», 1960-е отмечены постановками произведений Р. К. Щедрина (в их числе балет «Кармен-сюита», 1967). Одновременно ставились произведения зарубежных авторов. В 1990-е труппа осуществила постановки (в реставрированной редакции) оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя», балета С. С. Прокофьева «Блудный сын» в хореографии Дж. Баланчина, возобновила балеты М. Петипа «Баядерка» Л. Ф. Минкуса и «Корсар» А. Адана.

За последние годы Большой театр познакомил публику с операми «Игрок», «Огненный ангел» и «Война и мир» и балетом «Золушка» С. С. Прокофьева; оперой «Леди Макбет Мценского уезда» и балетами «Светлый ручей», «Болт» и «Золотой век» Д. Д. Шостаковича, а также с другими спектаклями. Осуществлен ряд проектов просветительского характера: премьера «Песен Гурре» А. Шенберга, концертное исполнение драмы «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза; возрождены выступления симфонического оркестра театра на разных сценах.

29 ноября 2002 премьерой оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» открылась Новая сцена Большого театра.

В июле 2005 Основная сцена Большого театра закрылась на реконструкцию. Были восстановлены многие утраченные черты исторического облика здания. Большой театр встал в ряд самых технически оснащенных театров мира. 28 октября 2011 состоялось торжественное открытие Исторической сцены Большого театра. В сегодняшнем репертуаре театра — оперные спектакли: «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Чародейка» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «История Кая и Герды» С. Баневича, «Дитя и волшебство» М. Равеля, «Сомнамбула» В. Беллини, «Кавалер розы» Р. Штрауса, «Риголетто» и «Травиата» Дж. Верди; балеты: «Аполон Мусагет» И. Ф. Стравинского, «Иван Грозный» С. С. Прокофьева, «Мойдодыр» Е. И. Подгайца, «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Dream of Dream» С. С. Рахманинова, «Жизель» А. Адана и др.

 

Литература:

 

1. Ансимов Г. П. Звездные годы Большого: [эссе об опере Большого театра второй половины ХХ в.] / Георгий Ансимов. — Москва: ГИТИС, 2001. — 167 с.: ил., портр.

2. Большой / [науч. ред.: Вадим Гаевский, Алексей Парин, Елизавета Суриц; авт. ст.: Александр Будберг и др.]. — [Москва]: Большой театр, [2011? ]. — 575 с.: ил., цв. ил., портр.

3. Большой театр. Великие имена: к 225-летию ГАБТа / [ред.-сост. Н. А. Андреева]. — Москва: РИК Русанова, 2001. — 426, [5] с., [32] л. цв. ил., портр.

4. Война и музыка. Большой театр в годы войны. 1945/2005 / [сост. Л. Д. Рыбакова]. — Владимир: Фолиант, 2005. — 300 с., [24] л. ил., портр.

5. Демидов А. П. Большой театр под звездой Григоровича / Александр Демидов. — Москва: Эксмо: Алгоритм, 2011. — 397, [2] с. — (Лица и лицедеи).

6. Кузнецова Т. А. Хроники Большого балета / Татьяна Кузнецова, Татьяна Вольтская. — 2-е изд., перераб. — Москва: РИПОЛ классик, 2011. — 335 с.

7. Московский Императорский Большой театр в фотографиях, 1860—1917: из собрания Музея Большого театра: [альбом] / [авт.-сост.: Т. Г. Сабурова, Е. А. Чуракова]. — Москва: Кучково Поле, 2013. — 341, [2] с.: ил., портр.

8. Петров И. И. Четверть века в Большом: жизнь, творчество, размышления / Иван Петров. — Москва: Алгоритм, 2003. — 381 с., [24] л. ил., портр. — (Зеркало души).

9. Привалов А. Об акустике Большого театра // Эксперт. — 2012. — № 37. — 17 сентября.

10. Соболева Г. Как становятся Звездами Большого Балета: (избранные страницы истории) / Галина Соболева. — Москва: Гуманитарий, 2013. — 141, [3] с.: ил.

11. Тайны и легенды Большого театра: [очерки]. — Москва: Спецкнига, 2011. — 588, [3] с.: ил., портр., факс. — (Московская серия).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал