Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Июня — 155 лет со дня рождения Ульянинского Дмитрия Васильевича






(1861—1918)

 

УЛЬЯНИНСКИЙ Дмитрий Васильевич — библиограф, библиофил. Член (1886—1918), председатель (1902—1910) Русского библиографического общества при Московском университете.

Родился в Туле в небогатой дворянской семье. Окончил гимназию и физико-математический факультет Московского университета (1884), однако всю свою жизнь посвятил собиранию и изучению книг. Некоторые книжные собрания он приобрел фактически целиком: библиографический отдел библиотеки Н. В. Губерти, редкие книги из собрания Я. Ф. Березина-Ширяева, ряд изданий из коллекций Д. А. Наумова, В. Е. Румянцева, А. А. Третьякова, Г. Д. Филимонова, А. Н. Неустроева, П. А. Муханова. Ежегодно Ульянинский приобретал от 150 до 200 книг. К концу жизни его собрание включало 4, 4 тыс. томов, в т. ч. особо ценный раздел Rossici, посвященный России.

Библиотека Ульянинского принадлежала к числу лучших русских частных собраний своего времени, как по количеству редких и редчайших изданий, так и по сохранности экземпляров. Он составил и издал полное библиографическое описание собственной библиотеки, в котором каждому изданию посвящено своего рода небольшое книговедческое исследование. К числу редкостей, которыми владел Ульянинский, следует отнести подборку «летучих изданий» 1740-х: манифестов и указов, изданных от имени младенца-императора Ивана VI (Иоанн Антонович). Тут были и листы, известные всего в одном экземпляре. Позднее эти раритеты были приобретены Императорской Публичной библиотекой. В 1903 выпустил книгу воспоминаний «Среди книг и их друзей», а в 1912—1915 — свой главный труд, трехтомный каталог «Библиотека Д. В. Ульянинского. Библиографическое описание». После Октябрьской революции 1917, лишившись казенного места и квартиры, а тем самым и возможности сберечь коллекцию, покончил с собой. После смерти собирателя вся его библиотека и коллекции экслибрисов и портретов русских библиофилов и библиографов были куплены у вдовы Румянцевским музеем. Ныне они хранятся в отделе редких книг Российской государственной библиотеки. Музей не смог приобрести архив Ульянинского, и он был утрачен.

 

Литература:

 

1. Ульянинский Д. В. Среди книг и друзей / Д. В. Ульянинский. — Москва: Книга, 1979. — 138 с. — (Библиофильские редкости).

2. К 150-летию Д. В. Ульянинского (1861—1918): заседание клуба «Библиофильский улей», 18 июня 2011 года / сост. Л. Г. Якунина. — Москва: Нац. союз библиофилов, 2011. — 26 с.: ил., портр., факс. — (Памятка / Нац. союз библиофилов № 8).

 

29 июня — 455 лет назад завершено строительство Покровского собора на Красной площади (1561)

 

Собор Покрова что на Рву, также называемый собором Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII в. обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящен Святой Троице; был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха.

В настоящее время Музей «Покровский собор» (храм Василия Блаженного) — филиал Государственного исторического музея. Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Покровский собор — одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих жителей планеты Земля он является символом Москвы (таким же, как Эйфелева башня для Парижа). Перед собором с 1931 размещается бронзовый памятник Минину и Пожарскому (установлен на Красной площади в 1818).

Покровский собор был построен в 1555—1560 по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством.

Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, широко известной версии, Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве (эта версия ныне устарела). По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее — значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла четкого документального подтверждения.

Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако, если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплен, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.

Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.

Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное — Царство «осьмого века» (или «осьмое царство»), которое наступит после Второго Пришествия Христа — после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7.

Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир.

Восьмиконечная звезда — напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, — символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы — Владычицы Церкви и Царицы Небесной.

Престолы восьми храмов собора освящены в честь праздников, приходившихся на дни решающих битв за Казань: Троицы; в честь Великорецкой чудотворной иконы святителя Николая Чудотворца из Вятки; Входа Господня в Иерусалим; в честь мучеников Адриана и Наталии (первоначально — в честь священномучеников Киприана и Иустины — 2 октября); святого Иоанна Милостивого (до XVIII в. — в честь святителей Павла, Александра и Иоанна Константинопольских — 6 ноября); Александра Свирского (17 апреля и 30 августа); Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста); Григория Армянского (30 сентября). Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершенной шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.

Куполов всего 10 — девять куполов над храмом (по числу престолов) и один купол над колокольней. В старину собор Василия Блаженного имел 25 куполов, обозначавших Господа и 24-х старцев, сидящих у престола Его.

В 1588 с северо-востока к собору был пристроен придел, освященный в честь Василия Блаженного (1469—1552), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, возведенный над местом погребения блаженного Иоанна Московского (вначале был освящен в честь Ризоположения, но в 1680 переосвящен как Рождество-Богородицкий), где покоятся мощи Иоанна Блаженного, обретенные в 1672. В 1670-х построена шатровая колокольня.

Собор неоднократно реставрировался. В XVII в. были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).

В главной, Покровской, церкви стоит иконостас из разобранной в 1770 кремлевской церкви Черниговских чудотворцев.

Последний (перед революцией) настоятель собора, протоиерей Иоанн Восторгов, был расстрелян 23 августа (5 сентября) 1919. Впоследствии храм был передан в распоряжение обновленческой общины.

В 1929 храм был закрыт для богослужений, были сняты колокола. Вновь начал действовать 14 октября (праздник Покрова) 1991. Богослужения совершаются клириками храмов в Зарядье и Китай-городе.

С 1990 храм-музей вновь начал собирать колокола. В настоящее время эта коллекция — одно из самых богатых действующих собраний не только Москвы, но и России. Всего в музее 19 колоколов, созданных в 1547—1996 (места отливки — Урал, Ярославль, Москва, а также Франция, Голландия, Германия, Западная Белоруссия). Колокола отлиты такими известными мастерами, как Федор и Иван Моторины, Семен Можжухин, П. И. Оловяшников, П. Н. Финляндский, А. А. Самгин. Собор имеет также интересную коллекцию оружия времен Ивана Грозного.

Раньше храм (как и многие другие допетровские памятники архитектуры) выглядел гораздо живописнее и наряднее, чем сейчас: шатер храма опоясывал поясок из маленьких луковиц, ныне утраченный, а центральная (ныне просто позолоченная) главка имела такую же сложную рельефную форму, как и боковые главы, и роспись стен храма была более сложной.

Высота храма составляет 65 м.

 

Литература:

 

1. Баталов А. Л. Собор Покрова на Рву: (Храм Василия Блаженного) / А. Л. Баталов, Л. С. Успенская; Гос. ин-т искусствознания. — [Изд. 2-е]. — Москва: Север. паломник, 2004. — 96 с.: ил., цв. ил.

2. Богатырев С. Лестница в небеса: Символика власти Ивана Грозного // Родина. — 2004. — № 12. — С. 9—13.

3. Брунов Н. И. Храм Василия Блаженного в Москве: Покровский собор / Н. И. Брунов. — Москва: Искусство, 1988. — 256 с.

4. Васильев В. Собор Покрова — виртуальная экскурсия // Мир ПК. — № 6. — 2009. — С. 83.

5. Гребенников И. Поэт и власть // Наука и религия. — 2007. — № 2. — С. 30. — Об истории и легендах, связанных со строительством храма Василия Блаженного в Москве и описанных в поэме Дмитрия Кедрина «Зодчие».

6. Макарий (Веретенников). Храм-памятник: из истории построения московского храма Покрова Пресвятой Богородицы на Рву / архимандрит Макарий (Веретенников) // Московский журнал. — 2009. — № 7. — С. 54—63: цв. ил.

7. Памятники архитектуры. Инженерные обследования. Вып. 3. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву: (Собор Василия Блаженного) / [Алмазова Н. М., Баталов А. Л.; Рос. ком. ИКОМОС]. — Москва: Бумаж. галерея 2005. — 95 с., [34] л. ил., табл.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал