Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ноября — 215 лет со дня рождения Варламова Александра Егоровича






(1801¾ 1848)

 

ВАРЛАМОВ Александр Егорович — композитор, педагог, певец (тенор), дирижер.

Родился в Москве в семье чиновника, получившего личное дворянство. Обучался в Придворной певческой капелле в Санкт-Петербурге. В 1819—1823 учитель певчих в Русской посольской церкви в Гааге.

С 1823 жил в Санкт-Петербурге, где некоторое время служил в Капелле хористом и учителем. Выступал в концертах как дирижер и певец.

Расцвет творчества А. Варламова приходится на московский период жизни музыканта (1832—1844). Удачный композиторский дебют в пьесе А. А. Шаховского «Рославлев» (1832) позволил ему получить место помощника капельмейстера (1832), а затем композитора при оркестре Дирекции Императорских московских театров. Он написал музыку к шекспировскому «Гамлету» по заказу актера П. С. Мочалова, поставил в Москве балеты собственного сочинения «Забавы султана» и «Хитрый мальчик и людоед». В начале 1830-х появились первые романсы и песни композитора, в т. ч. «Что отуманилась, зоренька ясная» и «Не шумите, ветры буйные». Музыкант успешно выступал как певец, был популярным вокальным педагогом — преподавал в Театральном училище, Воспитательном доме, давал частные уроки. В 1834—1835 издавал журнал «Эолова арфа», куда входили романсы и фортепианные произведения.

После 1845 музыкант жил в Санкт-Петербурге. Всего композитором было создано ок. 200 романсов и песен, большинство из них — на тексты русских поэтов (М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, А. Н. Плещеева, А. А. Фета). Популярности способствовала близость музыки Варламова жанру городского романса, а также органичное использование во многих произведениях элементов русского музыкального фольклора. Некоторые его песни стали народными («Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метет»). Щедро одаренный мелодист, он создал сочинения, отличающиеся большим разнообразием, пластичностью вокального тематизма («На заре ты ее не буди», «Белеет парус одинокий», «Я люблю смотреть в ясну ноченьку», «Ах ты, время, времечко» и др.). Автор сборника обработок народных русских и украинских песен «Русский певец» и первого в России руководства по вокальной методике «Полная школа пения».

А. Е. Варламов скончался в Петербурге, похоронен на Смоленском православном кладбище (могила не сохранилась).

 

Литература:

 

1. Варламов А. Е. Полная школа пения: учеб. пособие / А. Е. Варламов. — 3-е изд., испр. — Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2008. — 120 с.: ноты. — (Мир культуры, истории и философии).

2. Гнедич П. П. Книга жизни: воспоминания, 1855—1918 / П. П. Гнедич. — Москва: Аграф, 2000. — 365 с.: ил., портр. — (Литературная мастерская).

3. Макаров В. Метель Варламова: стихи // Наш современник. — 2007. — № 6. — C. 91.

4. Музей. Проблемы, перспективы: материалы Круглого стола, посвящ. 100-летию со дня рождения С. А. Варламова / Департамент по культуре и искусству Оренбург. обл.; [под общ. ред. Ю. Э. Комлева]. — Оренбург: ОГАУ, 2008. — 62 с.: портр.

5. Овчинников М. А. Творцы русского романса. Вып. 1 / Овчинников Михаил Алексеевич. — Москва: Музыка, 1988. — 159 с.: ил., ноты.

6. Панаева А. Я. (Головачева). Воспоминания / А. Я. Панаева; [вступ. ст. К. И. Чуковского]. — Москва: Правда, 1986. — 509 с., [8] л. ил. — (Литературные воспоминания).

7. Плотникова Н. Музыке нужна душа // Культурно-просветительная работа: Встреча. — 2003. — № 8. — C. 25—27.

8. Решетникова Т. В. «Полная школа пения А. Е. Варламова» и русская вокальная педагогика // Проблемы музыкальной науки. — 2009. — № 1. — С. 152—155.

9. Русские композиторы. История отечественной музыки в биографиях ее творцов: [справ.-биогр. изд. / сост. и ред. Л. А. Серебрякова]. — Челябинск: Урал Л.Т.Д., 2001. — 508 с.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал