Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
декабря — 80 лет со дня рождения Марцевича Эдуарда Евгеньевича⇐ ПредыдущаяСтр 100 из 100
(1936—2013)
МАРЦЕВИЧ Эдуард Евгеньевич — актер театра и кино. Народный артист РСФСР (1987), заслуженный артист РСФСР (1974). Член Российской ассоциации международного и научного сотрудничества со странами Балтии (1995), Союза кинематографистов СССР (1975), ВТО (1962). Родился в г. Тбилиси. В 1959 окончил Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина (курс К. А. Зубова), а также режиссерский курс в Паневежисе у известного режиссера Ю. Мильтиниса. В 1959—1969 актер Театра им. Вл. Маяковского, с 1969 —Государственного академического Малого театра. Дипломной работой артиста была успешно сыгранная роль в спектакле «Оптимистическая трагедия», поставленном В. Коршуновым. Яркий профессиональный дебют состоялся на сцене Театра им. Вл. Маяковского в роли Гамлета, принесшей молодому исполнителю широкую известность, успех у зрителей и интерес профессиональной критики. Не все совпадали во мнении, судя об интерпретации сложнейшей шекспировской роли молодым исполнителем. Но талант Эдуарда Марцевича, его редкостное сценическое обаяние и врожденный артистизм были неоспоримыми. В Театре им. Вл. Маяковского им сыграны центральные роли в спектаклях: «Иркутская история» и «Нас где-то ждут» А. Арбузова, «Как поживаешь, парень?» и «Проводы белых ночей» В. Пановой, «Царь Эдип» Софокла. Параллельно с работой в театре молодой артист много выступал на концертных площадках, радио и телевидении с чтецкими программами, которые отличались глубоким постижением авторского замысла и стиля, тонким вкусом, мастерством исполнения. На сцене Малого театра им также созданы сложные образы: Мешем в «Стакане воды» Э. Скриба, Дон Жуан в «Каменном хозяине» Л. Украинки, Аркадий Кирсанов в «Отцах и детях» по И. С. Тургеневу, Алеша в «Униженных и оскорбленных» по Ф. М. Достоевскому, Кисельников в «Пучине» А. Н. Островского, Райский в «Обрыве» по И. А. Гончарову и др. Еще в начале своего артистического пути Марцевич пробовал свои силы в режиссуре. Он инсценировал, поставил и вместе с З. Андреевой играл в концертном варианте спектакль «Белые ночи» по Ф. М. Достоевскому. По окончании режиссерского курса подтвердил свою квалификацию, поставив в Паневежисском драматическом театре «Старый дом» А. Казанцева, а затем в разные годы — «Обыкновенную историю» по И. А. Гончарову и «Иванов» А. П. Чехова. В Малом театре он выпустил три спектакля: пьесу А. Стриндберга «Отец», в которой исполнил главную роль Ротмистра, затем комедию А. Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын», а также постановку собственной инсценировки романа Л. Н. Толстого «Воскресение». В кино дебютировал в 1958 в роли Аркадия Кирсанова в фильме «Отцы и дети». Актер выступал в различных жанрах, использовал многообразные стилистические решения, создавал непохожие, разноплановые, запоминающиеся характеры. Ему удалось создать такие емкие и выразительные экранные образы, как великий немецкий поэт Генрих Гейне («Карл Маркс. Молодые годы»), утонченно-изысканный, ироничный лорд Горинг («Идеальный муж»), человек сложной биографии, мучительно ищущий свой путь в жизни священник Александр («Ищу мою судьбу»). Успех сопутствовал также ролям, сыгранным артистом в фильмах: «Война и мир», «Красная палатка», «Отзвуки прошлого», «Женщина в белом», «С вечера до полудня», «Казино», «Пчелка» и др. Всего артист снялся более чем в 60 картинах. Занимался преподавательской и общественной деятельностью. В 1973—1975 педагог Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина. Лауреат премии Правительства РФ в области культуры (2007) за спектакль по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор». Награжден орденами Дружбы (1997) и «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006).
Литература: 1. Кто есть кто в современной культуре: эксклюзивные биографии. Вып. 1 / [гл. ред.: С. М. Семенов]. — Москва: Междунар. объед. биогр. центр, 2006. — 783 с.: фото. 2. Марцевич Э. Е. О современном театре // Станиславский. — 2008. — № 2. — C. 6: ил. 3. Марцевич Э. Е. Побольше души, сердца — это дает человеку крылья: [беседа с актером и режиссером Эдуардом Евгеньевичем Марцевичем / вела Татьяна Карпова] // Россия. — 2007. — 11 янв. 4. Марцевич Э. Е. Служу верой и правдой // Москва. — 1994. — № 2. — C. 181—182. 5. Эдуард Марцевич, актер Малого театра // Новое время. — 1994. — № 50. — C. 46—47: ил. 6. Полякова Е. В отчем доме. Три спектакля из Островского // Театральная жизнь. — 1994. — № 8. — C. 28—31. 7. Сировский В. Человек невидимка // Огонек. — 1999. — № 30. — C. 42—44. 8. Соломин Ю. Гамлет открыл ему все двери // Правда. — 2007. — 16 янв. 9. Шевляков А. Как Эдуард Марцевич артистом стал // Клуб. — 2002. — № 5. — C. 36. — Об обстоятельствах дебюта Э. Марцевича в роли Гамлета.
|