Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Борьба с собственным закатом (49-56 лет)
мудрость и. (56-63 года) вторая молодость, когда мы еще раз можем достичь кульминации своей жизни (63-70 лет). Как видите, у данного автора уже снова появляются некие необходимые нам ориентиры и вехи — в плане задач и смыслов отдельных участков жизненного маршрута. Психоэмоциональное развитие человека. Однако полное и конкретное изложение этих самых задач и смыслов в привязке к возрастным стадиям, в коей они решаются и постигаются, содержится в так называемой психосоциальной концепции личности Э. Эриксона (не путать с М. Эриксоном!). В данной концепции он исходил из того, что каждая стадия возрастного развития характеризуется своей задачей, каковую можно как разрешить, так и не разрешить — с далеко вытекающими из этого последствиями1. На стадии младенчества важнейшую роль в жизни ребенка играет его мать, от которой полностью зависит, сформируется ли у него базовое доверие к миру и оптимизм или, наоборот, недоверие к оному и пессимизм. Главное здесь не кормление, а уход в его психоэмоциональной составляющей: обстановка в доме, внимание к ребенку, а также уверенность матери в себе и своих действиях наряду с просто ее «счастливостью». На стадии раннего детства ребенок уже сам решает задачу формирования автономии и независимости, хотя его в этом процессе контролируют стыдящие и наказывающие за провинности взрослые. В результате должно возникнуть некое равновесие «автономии» и «стыда» при безусловном превалировании первой — иначе нерешенная задача этого периода развития надолго, если не навсегда породит зависимое и не самостоятельное существо. На дошкольной стадии в игре, которая занимает центральное место в жизни ребенка в этот период, маленький человечек развивает свои психические возможности (предметная игра) и осваивает отношения между людьми (игра ролевая). И если ему не удастся «наиграться всласть», последующее развитие будет протекать под знаком пассивности и безини- циативности. На школьной стадии ребенок приступает к овладению знаниями и навыками, и если процесс этот протекает успешно, в нем закрепляется уверенность в себе и своих силах. Систематические же неудачи в обучении могут привести к тому, что задача этапа не будет выполнена, и наряду с пробелами в знаниях человек обретет еще и сомнительную радость чувства неуверенности в себе и неполноценности. На юношеской стадии возникает новая — колоссальной важности! — задача: создания целостного образа своего «Я», собственной эгоидентичности, а также определения своих целей и желаний. Если это не произойдет, возникнет и закрепится тревога, чувство одиночества и пассивно-бесплодное ожидание чего-то такого, что наконец-то изменит это не принимаемую человеком жизнь в лучшую сторону. На стадии молодости главным становится уже другое: поиск сотрудничества с другими людьми и интимности — с некоторыми из них. Однако если подобная «диффузия идентичности» не произойдет, человек замкнется в себе и изолируется от других. На стадии зрелости (центральной стадии жизни) задача опять меняется. Возникает острая необходимость в реализации своего «Я», вкладывания своей личности в любимую работу и детей. Если же все это не будет обретено и достигнуто, на смену удовлетворенности своей жизнью придет застой и регрессия. Наконец, на стадии старости должно произойти окончательное осмысление своего «Я» и собственной жизни и их принятие — принятие и себя, и жизни... Но если этого «принятия себя и жизни» не произойдет, душу будет неустанно грызть разочарование и мысль о том, что все было не так и зря... Система Э. Эриксона весьма наглядно представлена в следующей таблице, взятой из вышеупомянутой книги В. Столяренко («Основы психологии»).
Задачи, ресурсы и кризисы развития. Однако несмотря на глубину проработки и несомненную пользу всего вышеизложенного по психосоциальному развитию не могу не отметить главного его (вышеизложенного) недостатка: то, что возраст с 35 до 50 лет описывается здесь как бы скороговоркой. Но ведь именно в эти периоды и происходят все основные кризисы нашей жизни! Более подробно этот самый «кризисный» вопрос рассмотрен в «схеме развития» Э. Коуэна, в которой он наряду с периодизацией стадий ввел еще четыре понятия Согласно А. Айви, М. Айви и JI. Саймэн-Даунинга ключевые системы суть окружение человека, в котором более всего протекает его жизнь. Задачи развития относятся к основным знаниям, направленным на выживание и достижение успеха. Ресурсы развития есть то, что необходимо для решения задач развития. Ну а кризисы развития являются своеобразным результатом жизненной стадии, причем, как и у Э. Эриксона результат этот может быть как позитивным, так и негативным. Более подробно все эти аспекты жизненного пути представлены в следующей таблице.
|