![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Для того, чтобы экологично жить, нам стоит
Надеюсь, что большинство из описанного в таблице (и представленного на рисунке) вам понятно. Кое-что не очень понятое (например, преодоление раздробленности собственного «Я» и раскола на полярности) станет окончательно ясным немного далее. А сейчас попробую добавить несколько штрихов к абрису того, каким стоит быть — но уже, как говорится, по жизни (т. е. с точки зрения жизни, которую вы обретете). Права и свободы человека. Прежде всего, став самоподдерживающимся, самоактуализирующимся и личностно-устойчивым, вы наконец-то сможете уверенно-спокойно (а не истерично и «с боем») реализовать свои права и пользоваться этими правами. Нет, я не о правах человека, сформулированных ООН. Речь здесь идет о психологических правах любого из нас, составленных К. Келли1: • право быть независимым, • право на успех, • право быть выслушанным и принятым всерьез, • право получать то, за что платишь„ • право иметь права, • право отвечать отказом на просьбу, не чувст вуя себя виноватым или эгостичным, • право просить то, чего хочешь, • право делать ошибки и быть ответственным за Них, • право не быть напористым (т. е. не участвовать во всеобщих крысиных бегах etc — С. К.). Энэлперы добавляют к этому еще несколько прав — пять базовых свобод В. Сэтир • свобода ощущать, • свобода думать и интерпретировать то, что думаешь, • свобода чувствовать, • свобода желать и выбирать, • свобода воображать. А еще — присовокупляют к этому свою искреннюю и глубокую убежденность в том, что все мы абсолютно свободны: • видеть и слышать то, что есть, вместо того, что должно быть, было или будет, • говорить, что мы чувствует и думаем на самом деле, вместо того, чтобы говорить о том, что нам следовало бы чувствовать и думать, • чувствовать то, что мы чувствуем, вместо того, чтобы чувствовать то, что мы должны чувствовать, • просить того, чего мы хотим, вместо того, чтобы ждать разрешения, • рисковать на свою ответственность вместо того, чтобы бояться «раскачать лодку». 1 По: К. Рудерстам. «Групповая психотерапия».
Такие вот очень нужные каждому права. Жаль, что полноценно, без борьбы, воплей и истерик воплотить их удается только действительно «продвинутым» людям. Однако шанс сделать это есть у каждого из нас. И, кстати, если вы начнете последовательную «парламентскую» (т. е. «конституционными методами») борьбу за реализацию этих прав в своей жизни, вы явно продвинетесь на пути своего личностного роста и саморазвития. Вот только помните: любая морадь, конечно же, относительна. Но абсолютным является надморальный закон, именуемый категорическим императивом И. Канта и в наиболее общем смысле формулируемый так: ТЫ МОЖЕШЬ ДЕЛАТЬ ВСЕ, ЧТО ЗАХОЧЕШЬ — НО ТОЛЬКО ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ЭТО НЕ МЕШАЕТ ДРУГИМ ЛЮДЯМ. Жизнь, которую вы обретете. Итак, в результате своего роста и развития вы получите подлинные права человека, позволяющие вам жить намного эффективнее и счастливее. Но помимо этого вы приобретете и еще нечто бесценно-важное — не просто новую жизнь, но новый, качественно более высокий фундаментальный модус вашего существования в мире. Поясню это свое утверждение. Согласно И. Ялому1, в 1926 году известнейший ныне экзистенциалист М. Хайдеггер обнаружил, что имеются как бы два уровня этого самого модуса существования • состояние забвения бытия и • состояние сознавания бытия. Забвение бытия — это как раз и есть способ существования большинства из нас. В нем мы как бы бежим от жизни и живем в мире вещей, погруженные в жизненную рутину. Человек в этом модусе существования «снижен», поглощен «пустой болтовней», затерялся в «они» (орфография И. Ялома). Он в буквальном смысле этого слова капитулировал перед повседневностью, в коей более всего озабочен тем, каковы — хорошие или плохие, правильные или неправильные, полезные или вредные и т. д. и т. п. — вещи, события, обстоятельства да и сама жизнь. Забвение бытия — это, по М. Хайдеггеру и И. Ялому, повседневный способ существования, в котором мы не осознаем себя творцами собственной жизни и мира; спасаемся от них бегством, то и дело попадая в ловушки, и избегаем выбора, будучи «унесенными в успокаивающую «никтовость» («я — никто, а с никто и взятки гладки» — в общем, «моя хата с краю...»). Сознавание бытия — это уже нечто совсем другое (и качественно иное). Пребывая на этом модусе существования, человек сосредоточен не на «как», в а на «что» — не на свойствах и оценках вещей, а на том, что они просто есть. Так, например, когда мы действительно любим кого-то, то любим его не за то, что он умный, добрый, храбрый и красивый (ибо в этом случае должны немедленно «разлюбливать» этого другого, как только он таковым перестанет быть), а просто за то, что есть. И тогда неважно, что с течением времени все эти его прекрасные качества как-то стерлись, поблекли и потускнели — он просто есть, и этого достаточно... Существовать в данном модусе — это значит действительно непрерывно сознавать свое бытие и свою ответственность за него. Именно на модусе сознавания бытия мы являемся полностью самосознающими, живущими «здесь и сейчас» и приемлющими мир и самого себя — со всеми своими как возможностями, так и ограничениями. Принимающими жизнь такой, какова она есть, а не такой, какой она должна быть в соответствии с нашим туннелем реальности... По М. Хайдеггеру и И. Ялому, переход на более высокий модус осознавания бытия часто происходит в силу трагического в своей сути столкновения с реальностью конечности жизни и неизбежной смерти. Так, уже только И. Ялом исследуя больных раком, обнаружил, что многие из них использовали кризисную интуицию и нависшую над ними угрозу как стимул к изменению. И у них произошли порази- • «Экзистенциальная психотерапия». тельные сдвиги, внутренние перемены, которые нельзя охарактеризовать иначе, как личностный рост. У этих людей буквально возникло следующее: • изменение жизненных приоритетов и уменьшение значения жизненных тривиальностей; • чувство освобожден! iости: появление способности сознательно не делать то, что не хочешь; • обостренное переживание жизни в настоящем вместо откладывания ее до пенсии или до какой- нибудь еще точки будущего; • переживание природных явлений: смены времен года, перемены погоды, опадания листьев и т. п. как высокозначимых событий; • более глубокий, чем до кризиса, контакт с близкими; • уменьшение страхов, связанных с межличностным общением и озабоченностью отвержением; большая, чем до кризиса, готовность к риску. Существование на модусе осознания бытия хорошо раскрыто в концепции метанавыков А. Мин- делла2, трактуемых как некие глубокие духовные качества, убеждения, верования и принципы, составляющие чувственные качества человека и выражающие его взгляды на жизнь. В качестве таковых — экологичных и процессуальных, то есть соответствующих сути и течению жизни — его жена, Э. Минделл выделяет некий набор даосских (т. е. последователей ДАО) качеств: • сочувствие — ко всем и ко всему, а более всего к себе, • переработку — всего и вся, что бы ни случилось, • склонность к игре — везде и во всем, • отстраненность от происходящего, дабы понять, что же происходит, • деятельность по принципу «рыбалки» — соединение в себе расслабленности и сосредоточенности1, • соединение иишинизма и учености — 4vecm- венно-интуитивных и познавательно-аналитических методов жизни, работы и познания мира, • спонтанное творчество — во всем, • гибкость и спокойствие. Здесь мы вплотную подошли к еще одному моменту — деятельности, труда, работы, — каковые, как вы, надеюсь, поняли, лучше осуществлять по принципу «рыбалки». Но есть здесь и еще кое-что. Ф. Клакхольм2 предложила следующую антропологическую классификацию ценностных ориентаций людей в отношении деятельности, каковую я намеренно «перевернул» • делание • бытие-в-становлении • бытие В первом случае — ориентации на «делание» (на низком уровне развития — С. К.) — для нас значимы преимущественно достижения, оцениваемые по внешним стандартам. В результате такого вот доминирования принципа «главное — чтобы дела были сделаны» (и «чем ты занимаешься» вместо «кто ты есть») мы и становимся обезумившими трудоголиками, скрывающими свой страх жизни и неудовлетворенность ею за кучей дел и обязанностей. Надо ли говорить о том, что для такого человека крах его дела как отход от деятельности (уход от дел, связанный, например, с уходом на пенсию) — это воистину крушение всей его жизни! Во втором случае — «бытия-в-становлении» (и среднего уровня развития), — акцент меняется, и на первое место выходит не то, что мы можем достичь, а то, что мы есть. В ней уже важное место занимает понятие развития, а на передний план выходит активность, направленная на совершенствование всех аспектов самости. Ну а в третьем случае — «бытия» (и высокого уровня развития, эквивалентного мудрости) главный становится сама по себе активность в отличие от цели и процесс, в отличии от результата. Суть спонтанное и естественное «деятельностное» самовыражение личностной «есгь-ности» — (то есть того, что вы есть...). И, конечно же, результатом личностного роста и саморазвития становится обретение мастерства в профессиональной и иной деятельности. Лучше всего, на мой взгляд, в этом вопросе разобрались энэл- перыг которые в доставшемся мне неизвестно откуда листочке семинара по НЛП, по-видимому, проведенного ИГИСП, так определили различия между просто уровнем компетенции и уровнем Мастера: У. Делание своего дела: • без усилий, • без намеренных попыток, • без внутреннего диалога, • без дополнительного напряжения, • без предварительного просмотра. • Осуществление деятельности в интеграции: ~ сознательного и бессознательного, • ориентации на достижение результата и любопытства, «незнания» и удивления, • цели и бесцельности («цель в том, чтобы не иметь цели»). • Соединение наработанной практики и спонтанности (так, мастер айки-до практикуется, чтобы действовать в строго дисциплинированном состоянии незнания — действовать и пытаться понять, что ты делаешь, приводит к расщепленному сознанию, что плохо сказывается на овладении предметом и самой деятельности). • Деятельность со способностью изменять личные границы —- т. е. способность сознательно менять фокус внимания (так, гонщик чувствует дорогу через колеса машины, а глаза слепого находятся на кончике его палки. • Осуществление активности в состоянии конгруэнтности: • с Союзниками внутри тебя, • с мечтами, фантазиями и снами и • с обществом (сообществом), которое создает контекст для проявления твоих способностей и мастерства. • Делание в режиме управляемого внимания — т. е. способность направлять внимание па важные точки во времени события и поступки (эти точки могут быть и внутренними, и внешними): иными словами, это способность правильно выбирать себе фильтры туннелей реальности. • Осуществление деятельности в «множественном» описании, ибо уровень Мастера — это способность описывать события с разных точек зрения и использовать наиболее подходящую из них для достижения желаемого эффекта. Заканчивается «энэлперский лист» словами, ка- ЭТО ЛЕГКО, НО НЕ ПРОСТО ковыми и я хочу завершить всю эту главу: ИЛИ ТРУДНО, НО НЕ СЛОЖНО Упражнение 11. Техника анализа и конкретизации удовлетворенности потребностей. Оцените уровень собственной удовлетворенности основных потребностей по А. Маслоу, обведя кружком соответствующую вашему выбору цифру: • — полностью не удовлетворены; • — большей частью не удовлетворены; • — в основном не удовлетворены; • — в чем-то удовлетворены, а в чем-то нет; • — в основном удовлетворены; • — большей частью удовлетворены; • — полностью удовлетворены.
-♦ Для каждой из потребностей, которую вы оценили ниже 4, ответьте на следующих два вопроса: • Чего я хочу в связи с этой потребностью — что иметь и чем обладать? • Что мне надо прямо сейчас или в ближайшее время для того, чтобы уровень удовлетворенности этой самой потребности повысился хотя бы на 1—2 балла? - Теперь для каждой из вещей или целей, которые «всплыли» и вас при ответе на вопрос «Что мне надо?» придумайте и запишите по три действия, которые помогут вам приблизиться к обладанию желаемым. Упражнение 12. Техника анализа характеристик самоактуализации. - Внимательно изучите список качеств, присущих самоактуализирующей личности, и оцените, насколько каждое из них присуще именно и конкретно вам по, например, пятибалльной системе:
Если сомневаетесь в своей объективности, доверьте право оценить вас кому-нибудь из близких. - Аналогичным образом прикиньте, насколько вам свойственны
Упражнение 13. Техника оценки ключевых показателей развития. -♦ Проанализируйте перечень ключевых показателей Ф. Фанча и определите, где именно вы находитесь между полярностями
- Теперь проанализируйте структуру психосоматического здоровья С. Ковалева. Оцените, насколько ей соответствует ваша собственно индивидуальность. И попробуйте наметить основные направления вашего будущего личностного развития. Упражнение 14. Техника создания новых качеств. - 1. Выберите качество, которое, как вы чувствуете, в настоящее время будет способствовать осуществлению постепенно раскрывающегося замысла вашей жизни. • Теперь представьте, какими бы вы были, если бы обладали этим качеством во всей его полноте. Позвольте этому образу себя сформировать во всех деталях. Посмотрите, как это качество проявляется в его взоре, положении тела, выражении лица. (Поначалу образ может быть не очень устойчивым, размытым, появляться и исчезать. Но и в этом случае он окажет сильное воздействие на ваше бессознательное). Несколько мгновений удерживайте в уме этот образ, призывая его все полнее проявлять выбранное вами качество. • Представьте, что вы входите в этот образ и образуете с ним одно целое, — как если бы оделись в новую одежду. Слившись с ним, почувствуйте, что выражаемое им качество стало частью вас. Представьте, как ощущается полнота обладания этим качеством. Почувствуйте, что оно наполняет ваше тело. Почувствуйте, что оно проникло в каждую клетку, что оно течет по жилам, пропитывает все ваше тело. Представьте, что это качество пронизывает ваши чувства, образ мысли и движущие вами мотивы. • Наконец, представьте себя в одной или нескольких ситуациях повседневной жизни, проявляя это качество больше обычного. Подробно представляйте, как разворачиваются эти ситуации. • Проделайте тоже самое для других важных качеств. Упражнение 15. Техника определения уровня личностного развития. - Ответьте на вопросы опросника личностного роста И. Ялома. Никогда — 1, редко — 2, иногда — 3, часто — 4, всегда — 5. • Я могу открыто говорить со своим(ей) супругом(ой) 1 2 3 4 5 • Я чувствую красоту природы 1 2 3 4 5 • У меня есть ощущение личной свободы 1 2 3 4 5 • Я стараюсь быть открытым(ой) со своими детьми 1 2 3 4 5 • Я получаю от жизни много удовольствия 1 2 3 4 5 • В общении я честен(на) и открыт(та) 1 2 3 4 5 • Я делаю только то, что по-настоящему хочу делать 1 2 3 4 5 • Я живу в настоящем, а не в прошлом или будущем 1 2 3 4 5 • У меня бывают моменты глубокой умиротворенности 1 2 3 4 5 • Я отстаиваю свои личностные права 1 2 3 4 5 • Я чувствую себя психологически комфортно 1 2 3 4 5 • В общении с друзьями я открыт(а) 1 2 3 4 5 • Мне кажется, я знаю нечто важное о жизни, что могу передать другим 1 2 3 4 5 • Я способен(на) определять, что хочу делать 1 2 3 4 5 • Моя жизнь имеет смысл и значение 1 2 3 4 5 Определите «средний балл» уровня вашего развития (а точнее — осознания бытия) по формуле уровень осознания бытия = I баллов/15 Скорее всего, он окажется невысоким. Что ж, вернитесь к опроснику и как следует проанализируйте ваши позиции по всем тем пунктам, которые получили низкие оценки. ^► Оцените, как часто в вашей собственной жизни вы оказываетесь способным реализовать основные права человека (техника оценки реализации прав человека): Никогда — 1, редко — 2, иногда — 3, часто — 4, всегда — 5. • Право быть независимым 1 2 3 4 5 • Право на успех 1 2 3 4 5 • Право быть выслушанным и принятым всерьез 1 2 3 4 5 • Право получать то, за что платишь 1 2 3 4 5 • Право иметь права 1 2 3 4 5 • Право отвечать отказом на просьбу 1 2 3 4 5 • Право просить то, чего хочешь 1 2 3 4 5 • Право делать ошибки и быть ответственным за них 1 2 3 4 5 • Право не быть напористым 1 2 3 4 5 *^~ г- —щ-™ — -... ■ ■ ' " 11 *ш 1 11 1! ' - Так же определите средний балл уровня реализации ваших прав (Z баллов/9) и проанализируйте свои позиции по пунктам, которые получили низкие оценки. - А теперь с учетом всего того, что вы обнаружили в упражнениях 11, 12, 13 и 15 подумайте о том, как и каким вы хотели бы жить дальше. Результаты своих размышлений зафиксируйте в какой-либо произвольной, но письменной форме — ну, например, (хотя бы): «Отныне я буду жить: • доверяя миру, • чувствуя красоту природы, • получая от жизни много удовольствия, • определяя, что я действительно хочу делать, • независимо и • получая то, за что я плачу».
|