![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Очков). Затем ознакомьтесь с соответствующим абзацем в конце этой главы.
0-6. Результаты тестов свидетельствуют: у вас налицо весьма высокая степень эмоциональной зрелости, и, как правило, вы действуеге исходя из ваших главных интересов. У вас сформировалось позитивное отношение к жизни с ее проблемами и возможностями. Если вы и далее сумеете чутко реагировать на требования, которые предъявляет вам жизнь, соотнося ваши запроса и возможности, вам гарантировано большое будущее. Результаты тестов указывают на то, что у вас очень много достоинств и сильных сторон. Но отдельные свойства и особенности характера удерживают вас от успешного продвижения к заветным целям. Немного поработав над собой, вы получите отличную возможность изменить ваше существование к лучшему. Впрочем, вы ближе к успеху, чем вам кажется. Нужно только приложить некоторое количество целенаправленных усилий. Результаты тестов, как говорится, наводят на размышления, но вы в ваших проблемах не одиноки. Пора вам взять судьбу в собственные руки и ликвидировать те области, которые мешают вам двинуться к победам. Разумеется, на это потребуется какое-то время. Если вы будете усердно выполнять упражнения, включенные в эту книгу, у вас неплохие возможности изменить жизнь в лучшую сторону. 23-30. Вне всякого сомнения, вы усиленно занимаетесь самосаботажем и ваши слабости тянут вас вниз, если еще не утянули на дно. Возможно, именно поэтому вы и выбрали эту книгу, а стало быть, рано отчаиваться. Если ваша жизнь и ползет под уклон, еще есть время принять меры и переломить ход событий. Тех, кто со всей искренностью может воскликнуть: «Так жить надоело», ожидают благоприятные перемены. Да, вам предстоит немало потрудиться, но если у вас хватит сил и упорства, вы сумеете двинуться в правильном направлении». Самоактуалнзационный тест (CAT). Теперь определимся с собственной самоактуализацией — с помощью второго из обещанных мною тестов: CAT Э. Шострем. Важность и значимость определения уровня своей самоактуализации бесспорна, так как в этой книге я, по сути, хочу помочь вам осуществить этот самый процесс — самоактуализации, которая необходима всем и каждому, дабы жить, а не выживать. Для того, чтобы определить, что здесь вам нужно в себе перепрограммировать, чтобы добиться самоактуализации, я и включил в книгу довольно объемный самоактуализационный тест вышеупомянутого автора, каковой (тест) позволит вам измерить, где вы находитесь (или застряли) на пути к этому приятному состоянию — равно как и узнать то, на что вам нужно обратить внимание (а что — развить), дабы самоактуализироваться. Описание этого теста, который в данной книге условно назван техникой определения уровня самоактуализации, я привожу по работе Ю. Алешиной, J1. Гозмана и Е. Дубовской «Социально-психологические методы исследования супружеских отношений». Каждый пункт данного опросника содержит в себе два высказывания (а и б). Внимательно прочтите каждое из них и пометьте то из двух, которое в большей степени соответствует Вашей точке зрения. • а) Я верю в себя только тогда, когда чувствую, что могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами. б) Я верю в себя даже тогда, когда чувствую, что не могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами. • а) Я часто внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты. б) Я редко внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты. • а) Мне кажется, что человек может прожить свою жизнь так, как ему хочется. б) Мне кажется, что у человека мало шансов прожить свою жизнь так, как ему хочется. •а) Я всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод. б) Я далеко не всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод. • а) Я чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю. б) Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю. •а) В сложных ситуациях надо действовать уже испытанными способами, так как это гарантирует успех. б) В сложных ситуациях всегда надо искать принципиально новые решения. • а) Для меня важно, разделяют ли другие мою точку зрения. б) Для меня не слишком важно, чтобы другие разделяли мою точку зрения. • а) Мне кажется, что человек должен спокойно относиться к тому неприятному, что он может услышать о себе от других. б) Мне понятно, когда люди обижаются, услышав что-то неприятное о себе. • а) Я могу без всяких угрызений совести отложить до завтра то, что я должен сделать сегодня. б) Меня мучают угрызения совести, если я откладываю до завтра то, что я должен сделать сегодня. • а) Иногда я бываю так зол, что мне хочется «бросаться» на людей. б) Я никогда не бываю зол настолько, чтобы мне хотелось «бросаться» на людей. • а) Мне кажется, что в будущем меня ждет много хорошего. б) Мне кажется, что будущее сулит мне мало хорошего. • а) Человек должен оставаться честным во всем и всегда. б) Бывают ситуации, когда человек имеет право быть нечестным. • а) Взрослые никогда не должны сдерживать любознательность ребенка, даже если ее удовлетворение может иметь отрицательные последствия. б) Не стоит потакать излишнему любопытству ребенка, когда оно может привести к дурным последствиям. • а) У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется. б) У меня почти никогда не возникает потребности найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется. • а) Я всячески стараюсь избегать огорчений, б) Я не стремлюсь всегда избегать огорчений. • а) Я часто испытываю чувство беспокойства, думая о будущем. б) Я редко испытываю чувство беспокойства, думая о будущем. • а) Я не хотел бы отступать от своих принципов даже ради того, чтобы совершить нечто, за что люди были бы мне благодарны. б) Я хотел бы совершить нечто, за что люди были бы благодарны мне, даже если ради этого нужно было бы несколько отойти от своих принципов. • а) Мне кажется, что большую часть времени я не живу, а как бы готовлюсь к тому, чтобы по- настоящему начать жить в будущем. б) Мне кажется, что большую часть времени я не готовлюсь к будущей «настоящей» жизни, а живу по-настоящему уже сейчас. • а) Обычно я высказываю и делаю то, что считаю нужным, даже если это грозит осложнениями в отношениях с другом. б) Я стараюсь не говорить и не делать такого, что может грозить осложнениями в отношениях с другом. • а) Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда меня раздражают. б) Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию. • а) Мне не нравится, когда люди проводят много времени в бесплодных мечтаниях. б) Мне кажется, что нет ничего плохого в том, что люди тратят много времени на бесплодные мечтания. • а) Я часто задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации. б) Я редко задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации. • а) Мне кажется, любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь. б) Я не думаю, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь. • а) Главное в нашей жизни — это создавать что- либо новое. б) Главное в нашей жизни — быть честным и благородным человеком, приносить людям пользу. • а) Мне кажется, что было бы лучше, если бы у большинства мужчин преобладали традиционно мужские черты характера, а у женщин — традиционно женские. б) Мне кажется, что было бы лучше, если бы и мужчины, и женщины сочетали в себе традиционно мужские и традиционно женские свойства характера. • а) Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего доставить удовольствие другому в противовес свободному выражению своих чувств. б) Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего выразить свои чувства в противовес стремлению доставить удовольствие другому. • а) Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, являются естественными проявлениями их человеческой природы. б) Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, не являются проявлениями человеческой природы. • а) Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья. б) Осуществление моих планов в будущем лишь в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья. • а) Я уверен в себе, б) Я не уверен в себе. • а) Мне кажется, что наиболее ценным для человека является любимая работа. б) Мне кажется, что наиболее ценным для человека является счастливая семейная жизнь. • а) Я никогда не сплетничаю. б) Иногда мне нравится сплетничать. • а) Я мирюсь с противоречиями в самом себе. б) Я не могу мириться с противоречиями в самом себе. • а) Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я чувствую себя обязанным ему. б) Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я не чувствую себя обязанным ему. • а) Иногда мне трудно быть искренним даже тогда, когда мне этого хочется. б) Мне всегда удается быть искренним, когда мне этого хочется. • а) Меня редко беспокоит чувство вины, б) Меня часто беспокоит чувство вины. • а) Я постоянно чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение. б) Я не чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение. • а) Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление об основных законах физики. б) Мне кажется, что многие люди могут обойтись без знания законов физики. • а) Я считаю необходимым следовать правилу: «не трать времени даром». б) Я не считаю необходимым следовать правилу: «не трать времени даром». • а) Критические замечания в мой адрес снижают мою самооценку. б) Критические замечания в мой адрес не снижают мою самооценку. • а) Я часто переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного. б) Я редко переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного. • а) Я предпочитаю оставлять приятное «на потом». б) Я не оставляю приятного «на потом». • а) Я часто принимаю спонтанные решения, б) Я редко принимаю спонтанные решения. • а) Я стремлюсь открыто выражать свои чувства, даже если это может привести к каким-либо неприятностям. б) Я стараюсь не выражать открыто своих чувств, в тех случаях, когда это может привести к каким-либо неприятностям. • а) Я не могу сказать, что я себе нравлюсь, б) Я могу сказать, что я себе нравлюсь. • а) Я часто вспоминаю о неприятных для меня вещах. б) Я редко вспоминаю о неприятных для меня вещах. • а) Мне кажется, что люди должны открыто проявлять в общении с другими свое недовольство ими. б) Мне кажется, что в общении с другими люди должны скрывать свое недовольство ими. • а) Мне кажется, что я могу судить о том, как должны вести себя другие люди. б) Мне кажется, что я не могу судить о том, как должны вести себя другие люди. • а) Мне кажется, что углубление в узкую специализацию является необходимым для настоящего ученого. б) Мне кажется, что углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным. • а) При определении того, что хорошо, а что плохо, для меня важно мнение других людей. б) Я стараюсь сам определить, что хорошо, а что плохо. • а) Мне бывает трудно отличить любовь от простого сексуального влечения. б) Я легко отличаю любовь от простого сексуального влечения. • а) Меня постоянно волнует проблема самоусовершенствования. б) Меня мало волнует проблема самоусовершенствования. • а) Достижение счастья не может быть целью человеческих отношений. б) Достижение счастья — это главная цель человеческих отношений. • а) Мне кажется, я могу вполне доверять своим собственным оценкам. б) Мне кажется, я не могу доверять в полной мере своим собственным оценкам. • а) При необходимости человек может достаточно легко избавиться от своих привычек. б) Человеку крайне трудно избавиться от своих привычек. • а) Мои чувства иногда приводят в недоумение меня самого. б) Мои чувства никогда не повергают меня в недоумение. • а) В некоторых случаях я считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным. б) Я никогда не считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным. • а) Можно судить со стороны, насколько счастливо складываются отношения между людьми. б) Наблюдая со стороны, нельзя сказать, насколько удачно складываются отношения между людьми. • а) Я часто перечитываю понравившиеся мне книги по несколько раз. б) Я думаю, что лучше прочесть какую-либо новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанному. • а) Я очень увлечен своей работой. б) Я не могу сказать, что я увлечен своей работой. • а) Я недоволен своим прошлым, б) Я доволен своим прошлым. • а) Я чувствую себя обязанным всегда говорить правду. б) Я не чувствую себя обязанным всегда говорить правду. • а) Существует очень мало ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться. б) Существует множество ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться. • а) Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают излишне бестактны. б) Стремление разобраться в характере и чувствах окружающих естественно для человека и поэтому может оправдать бестактность. • а) Обычно я расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей. б) Обычно я не расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей. • а) Я чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие. б) Я не чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие. • а) Интерес к самому себе всегда необходим для человека. б) Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия. • а) Иногда я боюсь быть самим собой. б) Я никогда не боюсь быть самим собой. • а) Большая часть того, что мне приходится делать, доставляег мне удовольствие. б) Лишь немногое из того, что я делаю, доставляет мне удовольствие. • а) Лишь тщеславные люди думают о своих достоинствах и не думают о недостат ках. б) Не только тщеславные люди думают о своих достоинствах. • а) Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили. б) Я вправе ожидать от других, чтобы они оценили то, что я делаю для них. • а) Человек должен раскаиваться в своих проступках. б) Человек совсем не обязательно должен раскаиваться в своих проступках. • а) Мне необходимы обоснования для принятия моих чувств. б) Обычно мне не нужны никакие обоснования для принятия моих чувств. • а) В большинстве ситуаций я прежде всего стараюсь понять, чего хочу я сам. б) В большинстве ситуаций я прежде всего пытаюсь понять, чего хотят окружающие. • а) Я стараюсь никогда не быть «белой вороной», б) Я позволяю себе быть «белой вороной». • а) Когда я нравлюсь сам себе, мне кажется, что я нравлюсь всем окружающим. 6) Даже когда я нравлюсь сам себе, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен. • а) Мое прошлое в значительной степени определяет мое будущее. б) Мое прошлое очень слабо определяет мое будущее. • а) Часто бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию. б) Довольно редко бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию. • а) Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы, так как приносят пользу людям. б) Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы хотя бы тем, что доставляют человеку эмоциональное удовлетворение. • а) Мне всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю. б) Мне не всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю. • а) Я доверию тем решениям, которые я принимаю спонтанно. б) Я не доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно. • а) Пожалуй, я могу сказать, что я живу с ощущением счастья. б) Пожалуй, я не могу сказать, что я живу с ощущением счастья. • а) Довольно часто мне бывает скучно, б) Мне никогда не бывает скучно. • а) Я часто проявляю свое расположение к человеку, независимо от того, взаимно ли оно. б) Я редко проявляю свое расположение к человеку, не будучи уверенным, что оно взаимно. • а) Я легко принимаю рискованные решения. б) Обычно мне бывает трудно принимать рискованные решения. • а) Я стараюсь во всем и всегда поступать честно, б) Иногда я считаю возможным мошенничать. • а) Я готов примириться со своими ошибками. б) Мне трудно примириться со своими ошибками. • а) Обычно я чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично. б) Обычно я не чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично. • а) Дети должны понимать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых. б) Детям не обязательно осознавать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых. • а) Я хорошо знаю, какие чувства я способен испытывать, а какие нет. б) Я еще не понял до конца, какие чувства я способен испытывать, а какие нет. • а) Я думаю, что большинству людей можно доверять. б) Я думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит. • а) Прошлое, настоящее и будущее представляются мне как единое целое. б) Мое настоящее представляется мне слабо связанным с прошлым и будущим. • а) Я предпочитаю проводить отпуск, путешествуя, даже если это сопряжено с большими затратами и неудобствами. б) Я предпочитаю проводить отпуск спокойно, в комфортабельных условиях. • а) Бывает, что мне нравятся люди, чье поведение я не одобряю. б) Мне почти никогда не нравятся люди, чье поведение я не одобряю. • а) Людям от природы свойственно понимать друг друга. б) По природе своей человеку свойственно заботиться о своих собственных интересах. • а) Мне никогда не нравятся сальные шутки, б) Мне иногда нравятся сальные шутки. • а) Меня любят потому, что я сам способен любить. б) Меня любят потому, что я стараюсь заслужить любовь окружающих. • а) Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке не противоречат вдруг другу. б) Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке противоречат друг другу. • а) Я чувствую себя уверенным в отношениях с другими людьми. б) Я чувствую себя неуверенным в отношениях с другими людьми. • а) Защищая собственные интересы, люди часто игнорируют интересы окружающих. б) Защищая собственные интересы, люди обычно не забывают интересы окружающих. • а) Я всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации. б) Я далеко не всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации. • а) Я считаю, что способность к творчеству — природное свойство человека. б) Я считаю, что далеко не все люди одарены природой способностью к творчеству. • а) Обычно я не расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в чем-либо. б) Я часто расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в чем-либо. • а) Иногда я боюсь показаться слишком нежным, б) Я никогда не боюсь показаться слишком нежным. • а) Мне легко смириться со своими слабостями, б) Мне трудно смириться со своими слабостями. • а) Мне кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю. б) Мне не кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю. • а) Мне часто приходится оправдывать перед самим собой свои поступки. б) Мне редко приходится оправдывать перед самим собой свои поступки. • а) Выбирая для себя какое-либо занятие, человек должен считаться с тем, насколько оно необходимо. б) Человек должен всегда заниматься только тем, чем ему интересно. • а) Я могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю. б) Я не могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю. • а) Иногда я не против того, чтобы мной командовали. б) Мне никогда не нравится, когда мной командуют. • а) Я не стесняюсь обнаруживать свои слабости перед друзьями. б) Мне не легко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями. • а) Я часто боюсь совершить какую-нибудь оплошность. б) Я не боюсь совершить какую-нибудь оплошность. • а) Наибольшее удовлетворение человек получает, добившись желаемого результата в работе. б) Наибольшее удовлетворение человек получает в самом процессе работы. • а) О человеке никогда с уверенностью нельзя сказать, добрый он или злой. б) Обычно о человеке можно сказать, добрый он или злой. • а) Я почти всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия. б) Я далеко не всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия. • а) Люди часто раздражают меня, б) Люди редко раздражают меня. • а) Мое чувство самоуважения во многом зависит от того, чего я достиг. б) Мое чувство самоуважения в небольшой степени зависит от того, чего я достиг. • а) Зрелый человек всегда должен осознавать причины каждого своего поступка. б) Зрелый человек совсем не обязательно должен осознавать причины каждого своего поступка. • а) Я воспринимаю себя таким, каким видят меня окружающие. б) Я вижу себя не совсем таким, каким видят меня окружающие. • а) Бывает, что я стыжусь своих чувств, б) Я никогда не стыжусь своих чувств. • а) Мне нравится участвовать в жарких спорах, б) Мне не нравится участвовать в жарких спорах. • а) У меня не хватает времени на то, чтобы следить за новинками в мире искусства и литературы. б) Я постоянно слежу за новинками в мире искусства и литературы. • а) Мне всегда удается руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями. б) Мне не часто удается руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями. • а) Я часто руководствуюсь общепринятыми представлениями в решении моих личных проблем. б) Я редко руководствуюсь в решении моих личных проблем общепринятыми представлениями. • а) Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человек должен обладать определенными знаниями в этой области. б) Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человеку не обязательно обладать определенными знаниями в этой области. • а) Я боюсь неудач. б) Я не боюсь неудач. • а) Меня часто беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем. б) Меня редко беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем. В качестве показателей самоактуализации в тесте Э. Шострем используются две основные и двенадцать дополнительных шкал. Приведу их описание по вышеупомянутой книге Ю. Алешиной, Л. Гозана и Е. Дубовской. Основные шкалы теста CAT. Здесь главными выступают две шкалы. • Шкала компетентности во времени определяет отношения человека с временными параметрами его жизни. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим (т. е. переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не рассматривать то, что происходит «здесь» и «теперь» или подготовку будущей «настоящей жизни»), а во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т. е. видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение говорит о высокой самоактуализации личности. Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и дискретное («отрезочное») восприятие своего жизненного пути. • Шкала поддержки измеряет степень независимости ценностей и поведения человека от воздействия извне. Личность, имеющая высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, что, однако, не означает враждебности к окружающим или конфронтации с групповыми нормами. Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости и конформности (склонности подтверждать мнение значимых других). Дополнительные шкалы самоактуализационного теста. В отличие от основных шкал, измеряющих две глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на выявление отдельных аспектов этого весьма любопытного психологического явления. • Шкала ценностных ориентаций определяет в какой степени человек разделяет ценности, характерные для самоактуализирующейся личности (здесь и далее высокий балл по шкале характеризует большую степень самоактуализации). • Шкала гибкости поведения измеряет степень гибкости в реализации личностью своих ценностей, способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации. Шкалы ценностных ориентаций и гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая — гибкость в их использовании. • Шкала сензитивности (чувствительности) к себе определяет то, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах. • Шкала спонтанности измеряет возможность для личности легко и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, а лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения. Шкалы 3 и 4 составляют блок чувств. Первая свидетельствует о том, насколько человек осознает собственные чувства, а вторая — о том, в какой степени они проявляются в поведении. • Шкала самоуважения определяет способность личности ценить свои достоинства. • Шкала самопринятия измеряет степень принятия себя вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков. Шкалы 5 и 6 составляют блок самовосприятия. • Шкала представления о природе человека регистрирует отношение к людям. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу людей, в целом как положительную («люди в массе своей добры») и не считать полярности (противоположности) мужественности — женственности, рациональности — эмоциональности и тому подобные антагонистическими. • Шкала синергии характеризует способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др. Шкалы 7 и 8 очень близки по содержанию и могут анализироваться совместно. Они составляют блок концепции человека. • Шкала принятия агрессии определяет отношение к «выходам из себя». Высокий балл по шкале свидетельствует о способности принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Однако, конечно же, речь здесь вовсе не идет об оправдании своего или чужого антисоциального поведения. • Шкала контактности характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких контактов с людьми. Шкалы 9 и 10 составляют блок межличностной чувствительности. • Шкала познавательных потребностей измеряет степень выраженности у личности стремления к приобретению знаний об окружающем мире. • Шкала креативности характеризует выраженность творческой направленности человека. Шкалы 11 и 12 составляют блок отношения к познанию. Ключ к опроснику Э. Шострем. Обработка CAT осуществляется с помощью специального ключа, где за выбор указанных ниже суждений дается 1 балл. Шкала ориентации во времени: 11а, 166, 186, 21а, • 386, 406, 416, 456, 606, 646, 716, 766, 826, 916, 1066, 1266. Шкала поддержки: 16, 26, За, 4а, 56, 76, 8а, 9а, 10а, 126, 146, 156, 17а, 19а, 226, 23а, 256, 266, 276, 29а, 316, 32а, 336, 34а, 356, 366, 42а, 43а, 446, 46а, 476, 496, 506, 516, 52а, 53а, 55а, 56а, 57а, 59а, 616, 626, 656, 66а, 676, 68а, 696, 70а, 726, 73а, 746, 756, 77а, 80а, 81а, 83а, 856, 86а, 876, 886, 896, 90а, 93а, 94а, 956, 96а, 97а, 98а, 996, 100а, 102а, 1036, 104а, 1056, 1086, 109а, 110а, 1116, 113а, 114а, П5а, 1166, 1176, 118а, 1196, 120а, 122а, 1236, 1256. Шкала ценностной ориентации: 17а, 29а, 42а, 496, 506, 53а, 56а, 59а, 676, 68а, 696, 80а, 81а, 90а, 93а, 97а, 996, 113а, 114а, 122а. Шкала гибкости поведения: За, 9а, 126, 336, 366, 386, 406, 476, 506, 516, 616, 626, 656, 68а, 70а, 746, 826, 856, 956, 97а, 996, 102а, 1056, 1236 Шкала сензитивности: 26. 56, 10а, 43а, 46а, 55а, 73а, 77а, 83а, 896, 1036, 1196, 122а. Шкала спонтанности: 56, 146, 156, 266, 42а, 626, 676, 746, 77а, 80а, 81а, 83а, 956, 114а. Шкала самоуважения: 26, За, 76, 23а, 29а, 446, 53а, 66а, 696, 98а, 100а, 102а, 1066, 114а, 122а. Шкала самопринятия: 16, 8а, 146, 226, 316, 32а, 34а, 396, 53а, 616, 716, 756, 86а, 876, 104а, 1056, 1066, 110а, 1116, 1166, 1256. Шкала представлений о природе человека: 23а, • 276, 506, 66а, 90а, 94а, 97а, 996, 113а. Шкала синергичности: 506, 68а, 916, 93а, 97а, 996, 11 За. Шкала принятия агрессии: 56, 8а, 10а, 156, 19а, 29а, 396, 43а, 46а, 56а, 676, 856, 93а, 94а, 115а. Шкала контактности: 56, 76, 17а, 236, 266, 366, 46а, 656, 70а, 73а, 746, 756, 796, 96а, 996, 1036, 1086, 109а, 120а, 1236. Шкала познавательных потребностей: 13а, 206, 37а, 48а, 636, 66а, 786, 826, 92а, 1076, 1216. Шкала креативности: 66, 24а, 30а, 42а, 54а, 58а, 59а, 68а, 84а, 101а, 1056, 1126, 1236, 1246. Использование полученных данных. Л вот здесь я вас немного разочарую, ибо не приведу никаких оценок по этому тесту: средних, стандартных и т. п. В принципе, они существуют, но лично вам оценки эти не важны и не нужны (а то еще зазнаетесь или, наоборот, впадете в депрессию). Важно здесь совсем другое. Этот тест должен послужить для вас именно информацией к размышлению — о пробелах в вашей самоактуализации. Чтобы определить их, вполне достаточно будет вычислить «процент актуализированное™» по каждой из шкал по формуле: Содержание тех шкал, в которых обнаружился самый низкий процент, и должно стать объектом вашего самоперепрограммирования.
|