![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Если эти части функциональные (крылья, щупальца и
т. п.), то это проявление желания человека охватить разные области жизни, завоевать себе «место под солнцем», потеснив других, увлеченность, смелость, энергичность, уверенность в себе. Украшающие детали: перья, бантики, кудри — проявление демонстративности, желания обратить на себя внимание, манерности. Хвосты. Хвост, направленный вверх — человек положительно оценивает свои действия, решения. Хвост, направленный вниз — недовольство собой, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние. Хвост, направленный вправо выражает отношение человека к своим действиям или поступкам. Хвост, направленный влево — к его мыслям и решениям. Контур фигуры. Наличие шипов, панцирей — защита от окружающих. Иглы, панцирь в виде острых углов — агрессия. Затемнение лиши контура, удвоенные линии — проявление тревоги, страха, подозрительности. Направленность такой защиты соответственно пространственному положению: верхний контур против вышестоящих: родителей, учителей, начальников; нижний контур — против насмешек, отсутствия авторитета у младших, подчиненных; боковые контуры — готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях. Сильный нажим рисунка (линии, видимые даже с обратной стороны листа) — резкая тревожность (обратите внимание, какая деталь рисунка выполнена с сильным нажимом — т. е. к чему привязана тревога). Общая оценка животного. Оно может быть угрожающим, угрожаемым и нейтральным. Это отношение к собственной персоне, к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификации себя по значимости (с зайцем, слоном, букашкой и т. п.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего. Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует тенденцию к замкнутости, закрытости своего внутреннего мира, нежеланию подвергаться тестированию. Вмонтирование механических частей в живую ткань животного (постановка фигуры животного на танковые гусеницы, прикрепление к телу пропеллера, проводов, рукояток, антенн и т. п.) — проявление шизоидности, склонности к шизофрении. Названия. Если в названии рациональное соединение смысловых частей (бегекот, мухобык) — рациональность, способность к адаптации. Названия с научным оттенком (ратолетиус, наплиолярия) — демонстрация своего интеллекта, эрудиции. Звуковые названия (лалио, шама) без всякого осмысления — проявления легкомысленности, неумения учитывать сигналы опасности. Иронические названия — проявление снисходительно-иронического отношения к окружающим. Удлиненные названия — проявление защитных тенденций, склонность к фантазированию защитного порядка. Инициированная проекция символов. Л теперь «нырнем» еще глубже — с помощью, как вы поняли, техники инициированной проекции символов. Это торжественное и немного высокопарное название принадлежит очень интересной психотехнологии, которая применяется отнюдь не только в качестве метода психодиагностики «среднего» бессознательного (название опять-таки условное), но и как прекрасный инструмент психотерапии и инициирования личностного роста (с этой ее ипостасью в качестве символодрамы вы познакомитесь далее). Теория И ПС весьма сложна и пространна. Однако я искренне надеюсь, что вас интересует не она, а вполне конкретная практика, отчего изложение теоретических аспектов работы с символами оставляю на более позднее время. Дальнейшее же описание собственно техники инициированной проекции символов я буду осуществлять по работе Г. Лейнер и X. Кор- надт «Инициированная проекция символов» — это статья из сборника «Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии» (с моими изменениями и дополнениями). Исходным — главным и довольно важным — для применения как техники инициированной проекции символов, так и символодрамы, является релаксация — сиречь расслабленное состояние, в коем вы, во-первых, будете меньше осознавать реалии внешнего мира (он не будет вам отвлекать), а во- вторых, ослабите критику и самокритику собственного эго. Нет, это не гипноз, хотя я предпочитаю проводить символодраму со своими клиентами, предварительно вводя их в состояние легкого транса. Однако вам будет вполне достаточно, если вы добьетесь ощущения тяжести и теплоты (те, кто занимался аутогенной тренировкой, сделают это без труда), а еще и «поставите» глубокое и регулярное дыхание — не важно, носом или ртом. После этого вы вполне можете приступать к основной процедуре, каковая заключается в том, что вам просто-напросто надо вообразить себе каждую из «картин», входящих в стандартную серию из двенадцати символических сюжетов (в символодраме их будет куда больше). То есть вы должны просто- напросто • Представить себя на лугу; • Вообразить гору и возможность восхождения на нее; • Представить себе ручей; • Вообразить дом и мысленно его посетить; • «Услышать» в своем воображении первое пришедшее на ум имя человека того же пола, что и вы, представить себе воображаемого субъекта, которому принадлежит это имя, и описать его; • Представить на лугу или в ином приятном вам месте семью животных (например, корову, быка и теленка); • Вообразить розовый куст (это если вы мужчина) или представить, как вы в сумерках возвращаетесь домой, оставив за плечами долгий и изнурительный путь по сельской местности, а сзади появляется автомобиль, который, поравнявшись с вами, останавливается, и водитель предлагает вас подвезти (это если вы женщина); • Вообразить заболоченную лужу посреди луга и всмотреться в поверхность этой лужи; • Представить, что вы стоите перед пещерой под защитой дерева и ждете, что кто-то или что- то появится у пещеры; • Вообразить извержение вулкана; • Представить себе льва, с которым вы где-то и как-то случайно встретились; • Вообразить подвал воображаемого же дома и начать рыть яму в полу, чтобы разыскать там старинную книгу со многими картинками, а найдя ее, описать некоторые из картинок и даже «прочитать» текст. Эти инструкции как раз и соответствуют двенадцати темам ИПС: • Луг. • Восхождение на гору. • Ручей. • Посещение дома. • Другое Я (название мое. — С. К.). • Животные (так же. — С. К.). • Розовый куст/Предложение подвезти (аналогично. — С. К.). • Заболоченная лужа. • Существо из пещеры. • Извержение вулкана. • Лев. • Картинки в старой книге. Лучше всего будет, если каждую из этих символических сцен вы будете воображать по отдельности, и только после этого познакомитесь с интерпретацией того, что вы напредставиляли. Интерпретаций этих буквально бесчисленное множество (я, например, запросто мог написать книгу, посвящен ную только расшифровке результатов ИПС). Но без специального образования и немалой практики (а также «символической» ориентации своего мышления) разобрать и интерпретировать колоссальное количество информации, представленной вашим бессознательным в картинках-символах, вам будет очень и очень нелегко. Поэтому ограничимся наиболее существенным, обратив преимущественное внимание на первые три картины. Луг. Размеры луга представляют площадь зоны вашего относительного психологического комфорта (чем он меньше, чем, соответственно, меньше и она). То, что окружает этот луг (как правило, лес), соответствует границам и препятствиям к расширению этой самой вашей зоны комфорта. Пейзаж и погода дают довольно точное представление о вашем общем психическом здоровье (естественно, что, например, пустыня и ненастье со снегом и дождем об этом самом здоровье свидетельствуют слабо ). Высота травы на лугу передает присущий вам уровень желаний и эмоций, причем короткая «травка» говорит о том, что вы их, скорее всего, сами в себе подавили, а подстриженная — что вам их кто-то подавил. Восхождение на гору. Высота горы свидетельствует о вашем уровне притязаний (чем она выше, тем он больше). Желание на нее взобраться — о мотивации достижения или реализации этого самого уровня. А вот само восхождение на гору — то, сможете ли вы его осуществить (и насколько легко) — репрезентирует вашу внутреннюю оценку возможности удовлетворить свои притязания и самореализоваться (поэтому не забудьте преодолеть или хотя бы изучить препятствия на вашем пути вверх, равно как и пригласить к себе в помощники «инструктора по восхождению», коим будет выступать ваш Внутренний Наставник). Ручей. Количество воды в воображаемом ручье является показателем вашей общей психической энергии (того, что в психоанализе «обзывается» словом «либидо»). Глубина и ширина ручья показывает глубину вашей натуры (доступной вам) и широту ваших взглядов на жизнь. Чистота и относительная прозрачность потока воды показывает осознание вами природы ваших подсознательных энергий; препятствия на пути течения воды — ваши конфликты и комплексы, о которых хорошо знает ваше бессознательное; а бурность потока — то, насколько вас эти комплексы беспокоят. А если вы мысленно пройдете вниз по течению ручья, то в символической форме увидите свое будущее — то есть то, как будет течь ручей дальше, символизирует характеристики вашей будущей жизни, о которых уже знает ваше бессознательное. Здесь важно все: течет ли ручей плавно или извилисто; льется ли вода спокойно или временами замирает в застойных заводях; есть ли препятствия на пути потока или нет. Итак, первые три — самые важные — картинки- символы ИПС показывают вам «пейзаж» вашей жизни; степень реализации эмоции и желаний; уровень притязаний и возможности его реализации и осуществления; энергию и некоторые содержательные характеристики вашего «потока жизни»; а также определенный прогноз вашей жизнедеятельности. В принципе, этого вполне достаточно для того, чтобы сделать Главные Выводы (ну если и не главные, то по крайней мере, любопытные), так что оставшиеся девять кар- тин-тем я «расшифрую» скороговоркой. Воображаемый дом является символом вашего Я, так что исследование его (особенно — захламленных, закрытых, запертых или скрытых комнат) может очень много дать вам в понимании самого себя. Человек, имя которого вы услышали, а после представши (его самого), соответствует вашей идеальной личности той, каковую вы могли бы или должны были бы иметь в результате саморазвития (так изучите собственную идеальную модель). Животные на лугу символизируют вашу родительскую семью (а отношения между ними — семейные отношения), причем характеристики коровы соответствуют вашей маме (тому, как ее представляет ваше бессознательное); быка — характеристикам папы, ну а теленка — вас самого. Розовый куст характеризует вашу сексуальность (это если вы мужчина), причем количество роз на кусте и их «зрелость» (от нераскрывшегося бутона до увядающего цветка) примерно соответствует предполагаемому или желаемому количеству сексуальных партнеров (не за раз, а вообще — в жизни), и их типу (так что не увлекайтесь «бутончиками- нимфетками»!). Для женщин характер их сексуальности проявляется в картине «путешествия» по сельской местности с «догоняющей» машиной и предложением подвезти (ну как минимум то, авантюристка вы ши нет). В заболоченной луже вы можете увидеть многие из своих страхов и фантазий; существо из пещеры обычно представляет подавленные или неразвитые стороны вашей личности; извержение вулкана показывает то, можете ли вы (и как) освободиться от накопившегося в вас аффективного напряжения (изучите то, как извергается ваш вулкан); поведение льва служит показателем вашей способности выразить себя и победить своих противников в реальной жизни (во время визуализации перед львом должны возникнуть какие-то люди, противостоящие вам в реальной жизни); ну а книга вообще позволяет вам увидеть и прочитать о своей жизни и себе все, что захотите... • ^ II I ■ ■ ^ мшмрщ ^чи | ш
|