Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прашноттари о медитации
Вопрос: Что такое брахма-мухурта? Ответ: Так называют часы с четырех до шести утра. Вопрос: Почему риши так хвалят этот период? Ответ: Он очень благоприятен для медитаций на Боге, Брахмане. Потому его и называют брахма-мухурта. Вопрос: Какие преимущества получит садхак, медитирующий в эти часы? Ответ: В это время суток разум очень спокоен и безмятежен. Он свободен от земных мыслей, забот и волнений. Разум похож на чистый лист бумаги и относительно свободен от мирских санскар. В это время, пока ум не заполнен обыденными мыслями, ему легче придать нужную форму. Кроме того, воздух в эти часы больше, чем когда-либо, заряжен саттвой. Наконец, ранним утром обычно нет шума и суеты. Вопрос: Нужно ли принимать ванну перед медитацией? Ответ: Если ты достаточно силен, молод, крепок и здоров, если позволяет погода и время года, можно принять холодную, горячую или теплую ванну — по выбору. Можно и просто омыть лицо, руки и ноги холодной водой. Проводи ачаману (питье воды маленькими глотками, сопровождаемое мантрой: «Ом ачьютайя намах, Ом анантайя намах, Ом говиндайя намах»). Вопрос: Как медитировать или концентрироваться на экаграте? Ответ: Сначала нужно в течение года сосредоточиваться на изображении четырехрукого Господа Хари. Затем можно переходить к абстрактной медитации, медитации на идее. Можно медитировать на такой мантре: «Ом экам акханда, чидакаша, сарвабхута-антаратма»: «Единый неразделимый Атман, внутренняя сущность всех существ, эфироподобное всепроникающее утонченное сознание». Вопрос: Концентрация дается мне с большим трудом. Во время медитации разум почти всегда отвлекается. Что мне делать? Ответ: Укрепляй вайрагью и абхьясу. Нужно снова и снова возвращать мысли к лакшье. Если удастся уменьшить число отклонений с пятидесяти пяти до полусотни, это уже большое достижение. Очень поможет мауна, обет молчания. Зимой занимайся медитацией четыре раза в сутки: утром, днем, вечером и перед сном. Вопрос: Что, кроме пранаямы, бодрит разум, если он притупляется во время медитации? Можно ли пользоваться противоположным внушением? Ответ: Когда разум притупляется, думай: «Я — Атман, я полон знаний, я джняна-сварупа (знающий природу Брахмана), я всемогущ. ОМ, ОМ, ОМ». Разум взбодрится и сможет продолжать медитацию. Вопрос: Один йог сказал, что, медитируя на Боге, он слышит звучание флейты Шри Кришны и пение раковины. Правда ли это? Если да, то как этого добиться? Ответ: Да, такое бывает. Концентрируйся на изображении Кришны, и услышишь эти два звука. Заткни уши большими пальцами или шариками из воска с ватой, глубоко сосредоточься на звуках в правом ухе. Ты услышишь музыку. Занимайся этим по вечерам. Вопрос: Прошу, дайте мне дополнительные указания, какие-нибудь новые методы дхьяны и советы о том, как идти по верному пути. Ответ: Мысленно воображай все части тела Шри Кришны, Его украшения, питамбару (желтую шелковую одежду), флейту и так далее. Образ должен быть устойчивым. Если разум мечется и ты не можешь вернуть его к цели, на некоторое время предоставь ему полную свободу. Вскоре он устанет метаться и успокоится. Вопрос: Зачем тратить время на медитацию? Ведь Богу не нужны наши молитвы. Ответ: Все несчастья, рождение, старость смерть прекращаются только после осознания Бога. Осознания можно достичь путем медитации на Боге. Другого пути нет, мой дорогой Рама. Потому и нужно заниматься медитацией. Бог побуждает нас к молитвам, джапе и тому подобному, потому что Он — прерака (подгоняющий, ускоряющий). Вопрос: Могу ли я получить помощь от Бога во время медитации? Ответ: Да. Присутствие, извечно обитающее и сияющее в твоем сердце, с распростертыми объятиями ждет искренне преданного. Вопрос: Можно ли медитировать вечером, после ужина? Грихастха обычно слишком занят, чтобы заняться медитацией раньше. Ответ: Медитировать вечером, второй раз в сутки совершенно необходимо. Если есть время, медитируй хотя бы десять-пятнадцать минут перед сном. Это усиливает духовные санскары — очень важные, бесценные сокровища. Кроме того, ночью не приснятся дурные сны. Мысли о Божественном перенесутся в сновидения и оставят благие впечатления. Вопрос: В чем разница между джапой и медитацией? Ответ: Джапа — это беззвучное повторение Имени Господа. Медитация — это непрестанное течение одной мысли о Боге. Когда повторяешь: «Ом намо нарайяна», это джапа вишну-мантры. Когда думаешь о раковине, диске, палице и цветке лотоса в руках Вишну, о Его серьгах, венце на голове, Его питамбаре, — это медитация. Размышления о качествах Бога (Всеведение, Всемогущество и так далее) — тоже медитация. Вопрос: Дайте мне практические советы о том, как нужно медитировать. Ответ: В уединенной комнате прими падмасану или сиддхасану. Держи голову, шею и туловище на одной прямой. Закрой глаза. Представь, что в тайниках твоего сердца сияет огромное лучистое солнце. Помести в центр цветка лотоса изображение Вишну, а затем перенеси всю картину в центр сверкающего солнца. Мысленно повторяй Его мантру («Ом намо нарайяна») и созерцай Его образ, перемещая мысленный взор от ног к голове. Отгоняй любые мысли о земном. Вопрос: Медитируя, я чувствую тяжесть в голове. Как от нее избавиться? Ответ: Принимай холодные ванны. Перед медитацией окати голову холодной водой. Тебе станет лучше. Не сражайся со своим умом. Вопрос: Насколько важно уединение? Ответ: Оно совершенно необходимо. Без этого не обойтись. Вопрос: Как долго нужно вести жизнь отшельника? Ответ: Три года. Вопрос: Как подготовить себя к созерцательной жизни? Ответ: Раздай свое имущество трем сыновьям Оставь немного себе, чтобы было на что жить. Часть потрать на благотворительность. Построй в Ришикеше кутиру (хижину) и живи там. Не пиши писем сыновьям. Не спускайся на равнину. Приступай к медитациям. Тогда твой разум успокоится. Не тяни с этим. Тебе нужно спешить. Вопрос: Когда я жил в Гималаях, у меня были ништха, возвышенные вритти и хорошая дхарана. После прихода сюда, на равнину, они исчезли, хотя я продолжаю садхану. Почему это случилось? Как мне вернуться к прежнему состоянию? Ответ: Общение с людьми, которые переполнены обыденными заботами, оказывает непосредственное влияние на разум. Появляется викшепа. Разум начинает подражать окружающим. Развиваются дурные привычки, тяга к роскоши. Дурное окружение и дурное общение играют огромную роль, они очень плохо влияют на разум садхака. Оживают старые санскары. Я советую немедленно вернуться в горы. Не задерживайся ни на минуту. Разум подпитывается самой тонкой составляющей пищи и потому привязывается к тому, от кого получает питание. Не думай, что ты кому-то чем-то обязан. Живи независимо. Полагайся только на самого себя.
|