Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Констатирующий этап эксперимента
Диагностика уровня развития воображения проводится у детей по 4 параметрам: исполнительская деятельность, сочинение, слушание, игровая деятельность. Наиболее оптимальные методы диагностирования: наблюдение за детьми в процессе музыкального занятия в условиях выполнения специально подобранных заданий, диагностические срезы по определенному виду деятельности, игровая деятельность детей на музыкальном занятии. На итоговом занятии, используя метод наблюдения при контроле знаний и умений, делаем вывод о развитии музыкального воображения у детей соответственно накопленному опыту. Диагностика проводится поэтапно на протяжении 2 лет в старшей и подготовительной группах. Цель диагностики: выявление уровня развития воображения (начальный уровень, динамика развития, эффективность педагогического воздействия). Экспериментальное исследование было организовано в соответствии с выдвинутыми теоретическими предположениями, в ходе которых выявлены необходимые педагогические условия для развития творческого воображения детей дошкольного возраста посредством восприятия музыки. Непрерывный педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный) проводился с учащимися дошкольного возраста детского сада на музыкальных занятиях в 2013 учебном году. Занятия проходили 1 раз в неделю по 45 минут. В эксперименте участвовало 49 детей, из них 24 представляли контрольную группу (КГ), 25 вошли в экспериментальную группу (ЭГ). В ходе опытно-экспериментальной работы предстояло проверить выдвинутую гипотезу о том, что развитие творческого воображения детей дошкольного возраста будет наиболее успешным и продуктивным, если: С целью проверки эффективности разработанных педагогических условий формирования творческого воображения у младших школьников в классе фортепиано, был проведен педагогический эксперимент с детьми ДОУ, посещающими подготовительную группу (возраст 6-7 лет) Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов (констатирующего, формирующего и контрольного), а также предварительной поисковой работы. На первом этапе эксперимента были определены экспериментальная и контрольная группы с примерно одинаковым уровнем подготовки (по 13 учащихся в каждой группе), выделены критерии сформированности эмоционально-мотивационного, художественно-креативного компонентов, представленные в табл. 2.1.1. По выявленным критериям была проведена диагностика уровня сформированности творческого воображения у младших школьников. С целью определения уровня сформированности эмоционально-мотивационного компонента учащимся были предложены различные тесты. Степень эмоциональной отзывчивости детей выявлялась в игровых видах деятельности, в творческих заданиях, в процессе беседы о прослушанной музыке. На протяжении всех этапов с помощью диагностических заданий, проводилось обследование уровней развития творческого воображения по следующей структуре: - музыкальный слух; - музыкальный ритм; - музыкальная память; - эмоциональная отзывчивость на музыку. Во время констатирующего этапа эксперимента создавались одинаковые условия для всех детей, т.е. время проведения, место проведения, одинаковые методики диагностики творческого воображения, создание благоприятной атмосферы, доброжелательное отношение к детям. В исследовании были разработаны критерии для проведения диагностики, на основе которых выделены три уровня развития творческого воображения: высокий, средний, низкий, каждый из которых имеет свои характеристики. Таблица 2.1.1. Характеристика уровней и критерии развития творческого воображения дошкольников
Для диагностики развития творческого воображения нами были использованы следующие задания: 1. На определение музыкального слуха: игра «Попади в свою комнату», игра «Идем в гости». Игра «Мамы-птицы и птенчики». Игра «Музыкальное эхо». Игра «Музыкальные загадки». 2. Диагностика музыкального ритма: игра «Умные ладошки», игра «Непослушная музыка». 3. Диагностика музыкальной памяти: игра «Угадай мелодию», игра «Повтори мелодию». 4. Диагностика музыкальной отзывчивости на музыку: игра «Угадай, что за музыка звучит?». Игра «Музыка и ты» (двигаться под музыку). Так, для диагностики музыкального слуха нами выявлялся уровень сформированности звуковысотного слуха и ладового слуха. Детям предлагалось прослушать пьесы: «Медведь» Е. Каменоградкого, «Птичка» Э. Грига, Колыбельная Н. Тер-Саркисян. Дети придумывают название к каждой пьесе. Педагог объясняет детям, что медведь ревет низким голосом, следовательно, он изображается звуками низкого регистра; птичка живет высоко на дереве, у нее высокий регистр; у мамы, которая поет нам колыбельную песню тот же голос, что у нас, т.е. в среднем регистре. В игре «Попади в свою комнату» ставятся три стула. На левый стул от детей кладется игрушечный медведь, на стул, который стоит посередине -кукла, а на правый - птичка. Каждая из игрушек живет в своей комнате. Соответственно звучанию музыки, дети должны угадать, в какую комнату идти к медведю, птичке или к кукле. В игре «Идем в гости» дети должны определить, к кому в гости идет музыка - к мишке, к птичке или к кукле. В игре «Мамы-птицы и птенчики» использовалась музыка Е. Тиличеевой. На звук до первой октавы летают птицы-мамы, а на звук до второй октавы - птенчики. Для определения уровня сформированности художественно-креативного компонента учащимся предлагалось прослушать различные исполнительские трактовки произведений с разными названиями, но сходными по содержанию, высказать свои впечатления, нарисовать картинку, отображающую характер сочинения. Результаты проведенной диагностики в экспериментальной и контрольной группах (ЭГ и КГ) отражены в табл. 2.1.2. Анализ определения детьми регистрового звучания, а также умения соотнести звуки по принципу «выше-ниже» показал, что далеко не все дети справились с этими заданиями. В игре «Музыкальное эхо» исполняется произведение «Музыкальное эхо», слова и музыка М. Андреевой. Дети, подобно эхо в лесу повторяют фразы вслед за педагогом. Определение уровня развития звуковысотного слуха показало, что только 10 % детей могут чисто интонировать заданную мелодию. Это задание оказалось самым сложным для детей. Почти все дети не смогли повторить точно фразы, исполненные педагогом. С целью определения уровня ладово-гармонического слуха, т.е. способности определить количество звуков в созвучии и характер звучания в ладовых созвучиях использовались игры: 1. «Музыкальные загадки», в которой дети должны отгадать количество звуков в созвучии. Дети идут по залу, ищут грибы. Звучит пауза, потом звук или созвучие. Один звук — один гриб нашли, два звука - два гриба и т. д. 2. Игра «Вернулся ли зайчик домой» (тоника или нет). Ребенок-зайчик бегает вокруг своего домика (стульчика). Звучит музыка. Во время звучания тоники зайчик должен попасть в домик (сесть на стульчик). Анализ результатов показал, что дети не всегда определяют количество звуков в каждом созвучии, последовательность звуков, а также ладово-гармоническое тяготение. Для определения развитости чувства музыкального ритма у детей проводились игры «Умные ладошки» и «Непослушная музыка». В игре «Умные ладошки» дети должны «умными ладошками» прохлопать заданный ритмический рисунок. В игре «Непослушная музыка» детям предлагалось подвигаться под музыку, при этом менялся темп, то внезапно ускорялся, то замедлялся, потом менялся ритм музыки и характер. Диагностика выявления чувства музыкального ритма показала, что дети с удовольствием выполняли задание. Наиболее сложным для них оказалось прохлопать ритмический рисунок по памяти. При этом использовались как простые, несложные по музыкальному рисунку произведения, так и просто хлопки в ладоши, по коленям, по щечкам и т. д. Способность к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. переживание ее содержания выявлялась с помощью игр «Угадай, что за музыка звучит?», «Музыка и ты». При этом детям предлагалось прослушать несколько разнохарактерных произведений и высказаться о том, что рассказывает музыка. В игре «Музыка и ты» предлагалось подвигаться под музыку в соответствии с ее характером. Дети с удовольствием выполняли задания. Но можно отметить тот факт, что большинство детей с трудом справлялись с ними. Итак, проведенное исследование на констатирующем этапе эксперимента позволяет заключить, что у детей дошкольного возраста отмечается сформированность всех структурных компонентов творческого воображения, однако укажем на различную степень их проявления в разнообразных видах деятельности дошкольников. Полученные результаты приведены в табл. 2.1.2. в процентном соотношении контрольной и экспериментальной групп.
Таблица 2.1.2. Полученные результаты диагностики творческого воображения на констатирующем этапе эксперимента
Как видно из таблицы, средние и низкие показатели выполнения детьми заданий на определение творческого воображения в процентном отношении в экспериментальных и контрольных группах практически одинаковы. Итак, результаты диагностики творческого воображения детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента позволили сделать следующие выводы: 1) дети эмоционально скованы при выполнении заданий, несмотря на то, что все задания представлены в игровой форме; 2) у детей слабо развит звуковысотный и ладовый слух, недостаточно развито чувство ритма. Выполнение простейших заданий для них оказалось непосильным; 3) у детей недостаточно развито восприятие музыки. Они не научены слушать произведение с начала до конца; 4) дети не научены анализировать свое исполнение в любом виде музыкальной деятельности; Результаты констатирующего этапа эксперимента убеждают нас в необходимости проведения формирующего этапа экспериментальной деятельности.
|