Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Описание и обсуждение результатов исследования. ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Исследование Диагностический опросник «Человек—машина» — предназначен для первичного определения пригодности испытуемого для работы на транспорте.можно проводить и с одним испытуемым и с группой. Испытуемым раздаются тексты опросника (Приложение 1), бланки для ответов, и зачитывается инструкция. Инструкция: Предлагаемый Вам тест содержит 55 вопросов.Прочитайте их и ответьте на все вопросы с помощью бланка. На бланке напечатаны номера вопросов. Если Ваш ответ на вопрос положителен, то есть Вы согласны с тем, о чем спрашивается в вопросе, то на бланке соответствующий номер обведите кружочком. Если же Ваш ответ отрицателен, то есть Вы не согласны, то соответствующий номер зачеркните. Следите, чтобы номер вопроса и номер в бланке для ответов совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который Вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова и согласовывайте свой ответ с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Важна искренность при ответе. Бланк для ответов представляет собой шесть рядов цифр, означающих номера вопросов и пронумерованных от 1до55 в определенном порядке.
Обработка результатов Обработка результатов сводится к подсчету «ДА» и «НЕТ». За каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется 1 балл. Если ответ не совпал с ключом, баллы не начисляются. Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество «ДА» и «НЕТ» в соответствии с ключом по одиннадцати параметрам: 1. Интерес к технике. 2. Физическое развитие. 3. Наличие чувства ответственности. 4. Быстрота принятия решения (реакция). 5. Состояние здоровья. 6. Внимание. 7. Психологическая устойчивость. 8. Наличие чувства самосохранения, 9. Устойчивость к внешним раздражителям. 10. Склонность к однообразной работе. 11. Техническая грамотность. Испытуемый рекомендуется к обучению и работе по специальности, если по каждому из одиннадцати параметров набрал более 3 баллов. При ответе «НЕТ» на любой вопрос № 16, 27, 38 и «ДА» на вопросы № 5, 49 следует предложить испытуемому пройти углубленное медицинское обследование. Ключ При ответах «ДА» на вопросы: 1, 2, 3, 4, 10, 11, 12, 13, 14, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 29, 30, 32, 33, 34, 37, 44, 45, 46, 48, 50, 51, 52, 54, и «НЕТ»: 6, 7, 8, 9, 15, 17, 18, 19, 25, 31, 35, 36, 39, 40, 41, 42, 43, 47, 53 присваивается 1 балл.
Второй этап — углубленное изучение пригодности к деятельности в системе «Человек-техника» — требует специального диагностического инструментария. Для эффективной деятельности в системе «человек-техника» важен моторный компонент деятельности, т. е. характеристики психомоторных качеств. Для оценки этих качеств могут быть использованы следующие методики: «Простая сенсомоторная реакция»; «Сложная зрительно-моторная реакция»; «Реакция на движущийся объект». Методика «Простая сенсомоторная реакция» предназначена для исследования скорости протекания нервных процессов. Время реакции определяют как интервал между появлением сигнала и ответным действием. Чаще всего изучают два вида простых сенсомоторных реакций: акустико-моторную, зрительно-моторную. Измерение простой сенсомоторной реакции может успешно производиться с помощью рефлексометров различной конструкции. Основным элементом этих приборов является электромиллисекундомер, который включается в момент подачи обследуемому раздражителя (светового или звукового) и выключается в момент начала ответной реакции. Методика реализуется следующим образом. Обследуемый сидит в удобной позе, его правая рука находится на кнопке. Вначале предлагается осуществить несколько пробных попыток, чтобы дать испытуемому возможность освоиться с аппаратурой, настроиться на внимательную работу. Для предупреждения преждевременных реакций полезно при тренировке подачу сигналов производить с различными интервалами. При нажатии испытуемым кнопки до появления сигнала следует указать, что преждевременная реакция является показателем невнимательности и не учитывается. Методика «Реакция на движущийся объект» предназначена для оценки точности движений, динамического глазомера, а также уравновешенности основных нервных процессов. Сущность методики состоит в остановке обследуемым бегущей стрелки миллисекундомера на нулевом делении шкалы с помощью кнопки. После небольшой тренировки дается 20-30 зачетных попыток. Запуск стрелки производится с различных делений шкалы, чтобы у обследуемого не выработался условный рефлекс на время. Учитываются следующие показатели: количество точных, преждевременных и запаздывающих реакций в процентах к общему их числу, а также средняя величина ошибки в миллисекундах (частное от деления суммы абсолютных величин ошибок на общее количество реакций).
Выводы
В ходе нашего исследования мы получили подтверждение нашей гипотезы. В результате сравнения между собой групп испытуемых выяснено, что профессионально ориентированное обучение влияет на развитие профессионально важных качеств у водителей 3 класса- будущих водителей с первым классом.
Заключение. Утомление во время работы — это нормальный физиологический процесс. На оценку расстояния до предметов влияет цвет окраски этих предметов. Расстояние до автомобиля, пешехода окрашенного в темные цвета, кажется водителю больше, а до окрашенного в яркие тона – меньше. Оценка скоростей движения объектов лежит в основе динамического глазомера, являющегося одним из основных элементов, определяющих мастерство водителя. Движение автомобилей с темной окраской кажется более медленным, чем в действительности. После продолжительной езды с большой скоростью водитель привыкает к ней, вследствие чего может превысить допустимую скорость. Из-за резких колебаний освещенности дороги в темное время суток зрению водителя приходится приспосабливаться к каждому новому участку дороги. Происходит сильное раздражение сетчатки глаза, из-за чего наступает временное ослепление. В течение времени адаптации способности различать предметы и оценивать их характеристики ухудшаются еще сильнее. Опасными являются темновая и световая адаптация. Время адаптации глаза со света на темноту составляет 30 – 40 секунд, а с темноты на свет от 10 секунд до 4 минут. Список используемой литературы 1. Боровский Б.Е. - Безопасность движения (пособие для водителей) – Лениздат.1973 г.-405 с. 2. Вятких Б.А., Дорфман Л.Я. – О системном анализе психических состояний / новые исследования в психологии. М., 1987. №1-2 3. Ганзен В.А., Юрченко В.Н. - Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека/ Психические состояния. Л., 1981г. Вып.10 4. Ганзен В.А. – Системный подход в психологии.Л.1983 г. 5. Геллерштейн С.Г. – Психотехника (стенограммы 5 лекций). М., 1926г. 6. Зинченко В.П. – Проблема объективного метода в психологии/ Вопросы философии. 1977г. 7. Ильин Е.П. – Теория функциональной системы и психофизические состояния/ Теория функциональной системы в физиологии и психологии. М.1978 г. С.325-346 8. Прохоров А.О. -Психические состояния и их функции. - Казань.1994 г.-168 с. 9. Куликова Л.В.- Психические состояния.-Питер.2000г.-512 с. 10. Левитов Н.Д. - О психических состояниях человека. М.1964 г.-344с. 11. Ломов Б.Ф. – О системном подходе в психологии/вопросы психологии.1975г.с. 31-45 12. Ломов Б.Ф. – Методологические и теоретические проблемы психологии. М.1984 г. 13. Методика выявления и анализ профессионально важных качеств специалистов системы «человек-техника». 14. Прохоров А.О. -Психические состояния и их функции. - Казань.1994 г.-168 с. 15. Сосновикова Ю.Е. – Психические состояния человека, их классификация». Горький, 1975г. 16. Суворова В.В.- Психология стресса. М., 1975г. 17. https://4brain.ru/blog/свойства-психических-состояний/
НЧФ ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)»
|