Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Финансовая система Республики Казахстан
Финансовая система имеет сложную многоуровневую структуру и подразделяется на отдельные подсистемы. В составе финансовой системы присутствуют централизованные финансы (государственные финансы) и децентрализованные финансы (финансы организаций). Государственные финансы представлены: республиканским и местным бюджетами внебюджетными фондами (Пенсионным фондом, Фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования). Основу финансовой системы составляют централизованные финансы, где формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества. Финансовая система государства может быть построена на принципах: - единства; - автономности. Принцип единства предполагает централизацию управления финансами, строгую иерархию денежных фондов, общность главных источников финансовых ресурсов, организацию финансового планирования по иерархии, где каждый нижестоящий финансовый план базируется на показателях вышестоящего. Такие системы присущи государствам социалистического типа, экономика которых основана на государственной собственности. Преимущества данной системы – возможность сосредоточения всех финансовых ресурсов государства в одних руках, распределение их по единому плану, концентрация значительных денежных средств на приоритетных направлениях. Недостатки – негибкость, бюрократический централизм, жесткость финансового планирования, отсутствие заинтересованности местных государственных органов в эффективном и рациональном планировании. Принцип автономности предполагает относительную самостоятельность и независимость финансовых институтов, входящих в финансовую систему, наличие у каждого фонда собственной доходной базы, самостоятельного аппарата управления, призванного обеспечить сбор доходов, организовать распределение и проконтролировать использование выделенных из фонда денег, что осуществляется по своему финансовому плану. Преимущества данной системы – ее мобильность, наличие стимулов у каждого звена системы к изысканию дополнительных финансовых ресурсов, прямая ответственность соответствующих финансовых органов за результаты своей финансовой деятельности. Недостатки – рассредоточенность финансовых ресурсов, территориальная неравномерность их размещения, многоступенчатость различных видов налогов и других обязательных платежей. В Республике Казахстан финансовая система основана на принципе единства и тяготеет к финансовой централизации, хотя элементы определенной самостоятельности отдельных финансово-экономических институтов существуют (местные бюджеты). Таким образом, финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой - из финансов частных предприятий, корпораций. Функционирование финансовой системы раскрывает суть финансовой политики государства.
|