Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система финансового права
Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государства, группируются внутри отрасли финансового права в определенные правовые институты. Институты — это взаимосвязанные и взаимно обусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной, узкой области внутри отрасли права. Они существуют объективно. Порядок расположения и изучения институтов внутри отрасли права обусловлен системой общественных отношений в области финансовой деятельности государства. Подобно другим отраслям права, финансовое право состоит из общей и особенной частей. К общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, система органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве. Институтом общей части является институт, посвященный организации денежной системы страны.
Государственные финансы любой страны носят организованный характер: они подразделены на определенные фонды денежных средств, опосредованы финансово-экономическими институтами. Все это закрепляется соответствующими правовыми актами. Нормы, определяющие общие начала формирования финансовой системы государства, решающие вопросы структурирования государственных финансов, образуют такой институт, как финансовое устройство. Таким образом, общая часть финансового права представлена следующими институтами: - финансовое устройство;
- правовые основы денежной системы;
- управление в области государственных финансов;
- финансовое планирование;
- финансовый контроль;
Каждый из этих институтов связан с институтами особенной части. Так, финансовое планирование конкретизируется затем через бюджетное планирование, планирование расходов государственных предприятий и т.д. Финансовый контроль конкретизируется через налоговый, бюджетный контроль и т.д. Особенная часть финансового права содержит в себе институты, отражающие финансовую систему государства. Особенная часть финансового права включает расположенные в определенном научно-обоснованном порядке и логической последовательности институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Так, основным институтом финансового права, несомненно, является институт бюджетного права, поскольку в бюджетной системе аккумулируются основные государственные финансовые ресурсы, которые обеспечивают деятельность органов государственной власти. К централизованным финансам относятся также централизованные государственные внебюджетные фонды денежных средств. Правовые институты, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в данной области, являются ведущими среди других финансово-правовых институтов. Таким образом, в системе финансового права нашла отражение объективно существующая финансовая система государства. Единство финансовой системы выражается в общем построении системы финансового права, где в общей части закрепляются основные понятия финансовой деятельности государства, понятия и особенности финансово-правовых норм, финансово-правовых отношений и финансово-правовых институтов. Здесь же рассматривается финансовый. В особенной части финансового права логически последовательно располагаются и характеризуются финансово-правовые институты. И это является базой для изучения финансового права и финансовой деятельности государства как деятельности публичной власти в государстве. Заключение Финансовое право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области мобилизации, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и органов местного самоуправления, необходимых для их бесперебойного функционирования. Для финансового права, как и для всех отраслей публичного права, характерен основной метод правового регулирования - метод государственно-властных предписаний. Однако, как уже говорилось, постоянная потребность государства и органов местного самоуправления в денежных средствах делает метод финансово-правового регулирования специфическим. Он распространяется на обе стороны финансовых правоотношений.
Тема №3. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
Цель лекции - раскрыть понятие, признаки и особенности финансово-правовых норм, провести анализ критериев их классификации; разобрать понятие и признаки финансовых правоотношений, рассмотреть критерии их классификации. П Л А Н Введение 1. Понятие, признаки и особенности финансово-правовых норм 2. Понятие, признаки и виды финансовых правоотношений Заключение
|