Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 6. Стили руководства
Под стилем руководства мы будем понимать совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форму (манеру, характер и т.д.) исполнения этих методов. Конкретных методов управленческого воздействия существует великое множество. Самой популярной остается до сих пор типология индивидуальных стилей руководства, разработанная еще в 30-е годы эмигрировавшим в США немецким психологом Куртом Левиным (1890—1947). Долгожительство этой, ставшей классической, типологии объясняется, скорее всего, ее предельной простотой и наглядностью. В ней выделены три ведущих стиля руководства: · авторитарный; · демократический; · нейтральный (или либеральный).
Отличают эти стили друг от друга многие параметры: характер принятия решений, степень делегирования полномочий, способ контроля, набор используемых санкций и т.д. Но главное различие между ними — предпочитаемые методы управления. Группа так называемых командных методов соответствует авторитарному стилю руководства, договорные и социально-психологические методы больше отвечают демократическому стилю, нейтральный же (или попустительский) характеризуется вообще бессистемностью в выборе методов управления. Признаки авторитарного стиля (директивного) 1) Преимущественное использование командных методов управления. 2) Ориентация на задачу. 3) Централизация полномочий. 4) Единоличность в решениях. 5) Подавление инициативы. 6) Жесткий контроль. 7) Минимальное информирование, малая гласность. 8) Предпочтение наказаниям. 9) Нетерпимость к критике, устранение неугодных. 10) Жесткость, напористость, порою грубость в общении. Признаки демократического стиля (коллегиального) 1) Упор на социально-психологические и экономические методы управления. 2) Ориентация на человека. 3) Делегирование полномочий. 4) Коллегиальность в решениях. 5) Поощрение инициативы. 6) Умеренный контроль. 7) Полное информирование, широкая гласность. 8) Предпочтение поощрениям. 9) Терпимость к критике. 10) Доброжелательность, вежливость, тактичность в общении.
Признаки нейтрального стиля 1) Слабое управленческое воздействие. 2) Абсолютная свобода исполнителей. 3) Отсутствие системы в применении методов контроля, поощрения.
Однозначной связи между эффективностью работы группы и тем или иным стилем руководства не выявлено: и демократический, и авторитарный стили дают примерно равные показатели продуктивности. В итоге возобладал так называемый ситуационный подход: нет управленческих решений, годных на все случаи жизни; все зависит от конкретной ситуации, определяемой в свою очередь множеством самых разнообразных факторов: - условия деятельности группы, - характер решаемых задач, - квалификация исполнителей, - продолжительность совместной работы и т.д. Темперамент руководителя часто объясняет его стиль. Например, чем тяжелее, сложнее условия работы коллектива (неплатежи, срыв поставок, угроза банкротства и пр.), тем более люди склонны уповать на " сильную руку", на властного и твердого руководителя, способного взять на себя всю ответственность за решение практически нерешаемых проблем. Аналогичным образом дело обстоит и в случаях низкой квалификации исполнителей. Нейтральный стиль бывает оправдан при руководстве научным, творческим коллективом (сильные дисциплинированные исполнители).
Соучаствующее (партисипативное) управление — это — вариант современного стиля руководства, активно обсуждаемый в научной литературе с 70-х годов. Его основные черты: 1) Регулярные совещания руководителя с подчиненными. 2) Открытость в отношениях между руководителем и подчиненными. 3) Вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений. 4) Делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий. 5) Создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия решения.
|