![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Транспортная логистика
Основные определения: Транспортировка – это ключевая логистическая функция, связанная с перемещением продукции транспортным средством (или средствами) по определенной технологии в цепи поставок и состоящая из логистических операций и функций, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав собственности на груз, страхование рисков, таможенные процедуры и т.п.
Транспортная логистика – это элемент логистической системы, обеспечивающий взаимосвязь между участниками логистического процесса путем организации процесса транспортировки, обеспечивающего продвижение материального потока.
Транспортная логистика решает основную задачу – доставлять нужный товар требуемого качества в требуемом количестве определенному потребителю в установленное место в заданное время с оптимальными затратами.
Транспортные расходы занимают 20-40 % от общих логистических затрат! Принципы транспортной логистики:
Экономия за счет масштабов грузоперевозки связана с тем, что чем крупнее груз, тем меньше транспортные расходы на единицу веса. Постоянная компонента транспортных расходов распределяется на весь груз – чем он больше, тем меньше удельные издержки на единицу веса. Экономия за счет дальности маршрута связана с тем, что чем длиннее маршрут, тем меньше транспортные расходы в расчете на единицу расстояния. Этот эффект называют также принципом убывания, поскольку удельные издержки на единицу пути сокращаются по мере увеличения дальности грузоперевозки. Время представляет собой важный ресурс, потому что в процессе транспортировки продуктов, которые в этом случае называются запасами в пути – недоступны для использования. Запасы в пути приобретают все большее значение по мере внедрения разнообразных логистических стратегий, подобных системе «точно в срок» или стратегии «быстрого реагирования», сокращающих производственные и складские запасы.
Следует стремиться к максимальной загрузке транспортных средств и к максимальной протяженности маршрутов грузоперевозки, НО при обязательном удовлетворении всех ожиданий потребителей. На уровне логистического менеджмента компании управление транспортировкой состоит из следующих основных этапов:
· решение вопроса «свой транспорт или сторонний?» · выбор способа транспортировки · выбор вида транспорта и типа транспортного средства · выбор перевозчика и логистических партнеров по транспортировке · оптимизация параметров транспортного процесса Специфика логистического подхода к организации транспортировки:
Традиционный подход:
Как следует из рисунка, единая функция управления сквозным материальным потоком отсутствует. Согласованность звеньев в вопросах продвижения информации и финансов объективно низка, так как координировать их действия некому.
Логистический подход:
Наличие единого оператора сквозного перевозочного процесса создает принципиальную возможность проектировать сквозной материальный поток, добиваться заданных параметров на выходе. Транспортные затраты:
При принятии решения о создании собственной транспортной инфраструктуры перед службой логистики возникает задача правильного расчета себестоимости перевозок.
В то же время жесткой границы между постоянными и переменными расходами нет, и у каждого вида транспорта есть специфика их определения. Исходя из вышеперечисленных затрат, себестоимость перевозки складывается из следующих составляющих:
где
Типовая структура себестоимости автотранспортных предприятий:
Стоит отметить, что выше рассмотрен вопрос о том, как рассчитывается себестоимость непосредственно процесса физической перевозки груза. Если же компания оказывает дополнительные услуги по грузопереработке, страхованию, упаковке, информационному обеспечению и т.д., тогда те затраты, которые возникают при этом, также должны быть учтены в себестоимости транспортировки. Существенные особенности в оценке затрат имеют международные перевозки, т.к. к традиционным статьям затрат обычно добавляются следующие:
Виды транспорта: · автомобильный · воздушный · железнодорожный · морской · речной · трубопроводный
Определение срока доставки груза разными видами транспорта:
Классификация грузов:
При выборе того или иного вида транспорта, естественно, необходимо учитывать характеристики перевозимых грузов, укрупненная классификация которых приведена на рисунке:
Выбор типа автотранспортного средства:
Выбор типа автотранспортного средства осуществляется на основании оценки технико-эксплуатационных и технико-экономических показателей работы автотранспорта.
Среди технико-эксплуатационных показателей можно отметить грузоподъемность, скорость, суточный пробег, производительность и др. Основным экономическим показателем автотранспортных средств является оценка себестоимости перевозки груза – себестоимость 1 ткм. В случае, когда выбирается один из нескольких типов автомобилей для перевозки груза, определяют себестоимость 1 ткм сравниваемых автомобилей и отдают предпочтение тому автомобилю, себестоимость 1 ткм которого меньше. Себестоимость 1 ткм можно рассчитать по следующей формуле:
где:
Алгоритм выбора перевозчика:
Существует несколько систем ранговых показателей, которые активно используются в зарубежной практике. Одна из таких систем представлена в таблице:
Предположим, что логистом в качестве критериев отбора приняты следующие: • надежность времени доставки (1); • тариф на перевозку (2); • финансовая стабильность перевозчика (5); • сохранность груза(9); • отслеживание отправок (12). (В скобках приведены соответствующие ранги факторов) Допустим далее, что анализ рынка транспортных услуг позволил выявить трех перевозчиков, удовлетворяющих логистическим требованиям к транспортировке определенного вида груза. Степень удовлетворения этих перевозчиков выбранной системе факторов оценивалась независимыми экспертами по трехбалльной оценке: 1 – хорошо, 2 – удовлетворительно, 3 – плохо. Вычисление соответствующих рейтингов сведено в таблицу:
Простейший алгоритм выбора перевозчика, подобный рассмотренному выше, может быть использован для предварительной (грубой) оценки. Для окончательного выбора применяются, как правило, более сложные количественные методы и модели. После сбора информации об альтернативных перевозчиках и проведения расчета суммарных рейтингов начинается процесс взаимодействия с потенциальными посредниками, переговоры, уточнение условий перевозки, оплаты, сроков и т.д. Это может занять довольно много времени, однако лучше уточнить все возможные моменты, чтобы в процессе оказания услуги не возникло непредвиденных ситуаций. И не стоит забывать, что на данном этапе переговоров важную роль также играет коммуникабельность, «чутье» и умение договариваться специалистов по транспорту, как компании клиента, так и компании-перевозчика. Транспортные тарифы:
Тарифы – система ставок, по которым взимается плата за транспортные услуги. Тарифы формируют доходы транспортных организаций и являются при этом транспортными издержками потребителя товарных услуг.
Тарифная ставка определяется по формуле: Т = С * (1 + R / 100) где: С – себестоимость перевозки, руб.; R – прибыль перевозчика, %.
Зависимость величины тарифов от расстояния перевозки может быть выражена следующим образом: С = (А + B * L) / L где: С – денежные затраты на перевозку груза массой 1 т на расстояние 1 км (руб.); А – денежные затраты в начальном и конечном пунктах, не зависящие от дальности перевозки (руб./ткм); В – затраты, непосредственно связанные с перемещением (руб./ткм); L – расстояние перевозки (км). Информационная поддержка процесса транспортировки: Системы мониторинга позволяют клиентам в любое время знать, где находится их груз и что с ним происходит. Такие системы также позволяют составить рациональные маршруты перевозок. Контроль графика прохождения маршрута позволяет диспетчерской службе заранее готовить погрузку и разгрузку, сократить простои, увеличить оборачиваемость, а, следовательно, и выручку. Система также упрощает поиск автомашины с грузом в случае угона. Профессиональные системы мониторинга позволяют получить сигнал о помощи от водителя, гарантированно вызвать его или отправить ему специальное сообщение. Они предоставляют владельцам информацию о продолжительности работы или простоя одной группы или всех машин, об истории их передвижений (населенные пункты, время прибытия и убытия, пройденные расстояния и скорость движения), о случившихся с ними происшествиях.
В настоящее время в России используется две основные спутниковые платформы, через которые осуществляется отслеживание и мониторинг работы автотранспорта: отечественная система ГЛОНАСС и американская система GPS.
В России в настоящее время действует огромное число компаний, предлагающих оборудование и услуги мониторинга работы транспортных средств. Среди них «Бизнеснавигатор», «АвтоЛокатор», «СНАВИ», «1С», «КОМПАС», «Weblocator», «Russline», «Купол», «Escort» и пр. Большинство компаний предоставляют свои услуги на уровне города или региона. Лишь некоторые – на всей территории России или даже мира. Любая система мониторинга транспорта включает в себя три компонента: - оборудование, устанавливаемое на транспортные средства; - каналы связи; - оборудование и программное обеспечение диспетчера, дающие возможность отображать информацию в виде, удобном для ее использования.
Видео-презентация программного продукта «СКАУТ».
Решение классической транспортной задачи:
В операционной деятельности предприятия постоянно возникают моменты, когда есть несколько мест хранения с определенным наличием товара в них и несколько пунктов потребления, которые предъявляют конкретные требования по потребностям. Решение классической транспортной задачи (задачи коммивояжера) позволяет найти оптимальный маршрут доставки товаров из мест хранения в места потребления с наименьшими затратами. Решить данную задачу можно вручную разными способами – методом составления сетевого графика и нахождения кратчайшего пути, методом потенциалов и т.д. Также ее можно решить с помощью программных продуктов. Давайте рассмотрим, как можно быстро решить эту задачу, используя MS Excel. Исходные данные: В хозяйстве имеются пять складов минеральных удобрений и четыре пункта, куда их необходимо доставить. Потребность каждого пункта в минеральных удобрениях различна, и запасы на каждом складе ограничены. Требуется определить, с какого склада, в какой пункт поставлять, сколько минеральных удобрений для минимизации грузооборота перевозок. Наличие минеральных удобрений на складах.
Потребность в минеральных удобрениях на различных пунктах.
Расстояния между складами и пунктами доставки.
На пересечении столбца конкретного пункта доставки со строкой склада находится информация о расстояниях между этими пунктом доставки и складом. Например, расстояние между 3 пунктом и складом № 3 равно 10 километрам.
Для решения задачи подготовим необходимые таблицы:
Значения ячеек по столбцу В с четвертой по восьмую строку определяются суммированием данных ячеек соответствующих строк начиная со столбца С до столбца F.
Например, значение ячейки B4=СУММ(C4: F4)
Значения ячеек по 9 строке по столбцам от С до F определяются суммированием данных ячеек соответствующих столбцов с 4 по 8 строки.
Например, значение ячейки С9=СУММ(C4: C8)
Каждое значение в ячейках на пересечении столбца конкретного пункта доставки и строки склада означает количество тонн, поставляемых с этого склада в данный пункт потребления. В нижней строке (строка 9) суммируется общее количество минеральных удобрений, поставляемых в определенный пункт доставки, а во втором столбце (столбец В) суммируется количество доставленного с конкретного склада минеральных удобрений.
Теперь, используя исходные данные, введем на этом же листе требуемые объемы поставок и расстояния между складами и пунктами доставки:
В строке 16 по столбцам C-F определим грузооборот по каждому пункту доставки. К примеру, для 1 пункта (ячейка С16) это рассчитывается с помощью формулы С16=С4*С11+С5*С12+С6*С13+С7*С14+С8*С15
либо можно использовать функцию СУММПРОИЗВ С16=СУММПРОИЗВ(C4: C8; C11: C15)
В ячейке С4 находится количество минеральных удобрений, перевозимых со склада №1 в 1 пункт доставки, а в ячейке С11 - расстояние от склада №1 до 1 пункта доставки. Соответственно первое слагаемое в формуле означает полный грузооборот по данному маршруту. Вся же формула вычисляет полный грузооборот перевозок минеральных удобрений в 1 пункт доставки. В ячейке В16 по формуле =СУММ(С16: F16) будет вычисляться общий объем грузооборота минеральных удобрений.
Таким образом, информация на рабочем листе примет следующий вид:
Для решения транспортной задачи воспользуемся процедурой Поиск решения, которая находится в меню Сервис. После выбора данной команды появится диалоговое окно:
Поскольку в качестве критерия оптимизации нами выбрана минимизация грузооборота, в поле Установить целевую ячейку введите ссылку на ячейку, содержащую формулу расчета общего объема грузооборота минеральных удобрений. В нашем случае это ячейка $B$16. Чтобы минимизировать значение конечной ячейки путем изменения значений влияющих ячеек (влияющими, в данном случае это и изменяемые ячейки, являются ячейки, которые предназначены для хранения значений искомых неизвестных), переключатель установите в положение минимальному значению; В поле Изменяя ячейки введите ссылки на изменяемые ячейки, разделяя их запятыми; либо, если ячейки находятся рядом, указывая первую и последнюю ячейку, разделяя их двоеточием ($С$4: $F$8). Это означает, что для достижения минимального грузооборота перевозок будут меняться значения в ячейках с С4 по F8, то есть будут изменяться количество груза, перевезенного по конкретному маршруту. Если сейчас запустить процесс подбора параметров, то будет найден вариант, где все переменные равны нулю. И это правильно - если не перевозить ничего, то это самый дешевый вариант. Но нам необходимо перевезти минеральные удобрения, поэтому надо наложить некоторые ограничения для поиска решения. В группе полей Ограничения нажмите кнопку Добавить. Появится диалог Добавление ограничения:
Следует ввести левую часть ограничения в левое поле, выбрать знак условия, накладываемого на значение и ввести правую часть ограничения. Как и в других случаях, можно не вводить ссылки на ячейки, а выделить мышью эти ячейки. После ввода одного ограничения следует нажать кнопку Добавить и ввести следующее. По окончании ввода всех ограничений нажмите на кнопку ОК. В диалоге появятся строки введенных ограничений:
Для изменения и удаления ограничений в списке Ограничения диалогового окна Поиск решения укажите ограничение, которое требуется изменить или удалить. Выберите команду Изменить и внесите изменения либо нажмите кнопку Удалить.
Рассмотрим более подробно условия, которые следует наложить на значения в некоторых ячейках для правильного решения задачи. Первое условие $B$4: $B$8 < =$B$11: $B$12. Оно означает, что значение в ячейке В4 должно быть меньше или равно значению в В11, в В5 меньше или равно, чем в В12, и так далее до В8 и В15. В ячейках с В4 по В8 на листе находятся объемы поставок с конкретных складов. В ячейках с В11 по В15 - запасы на этих же складах. Так как невозможно вывести со склада больше, чем на нем есть, первое значение должно быть не больше второго. Второе условие $С$4: $F$8> =0. Оно означает, что объем перевозок не может быть отрицательным, то есть, если на складе не хватает минеральных удобрений, их не везут с пункта доставки, на который эти минеральные удобрения были завезены ранее. Грузопоток имеет только одно направление - от складов к пунктам доставки удобрений. И. наконец, третье, и последнее условие $С$9: $F$9> =$C$10: $F$10. Оно означает, что значения в ячейках девятой строки должны быть больше или равны значениям в ячейках десятой строки,, то есть запросы пунктов доставки минеральных удобрений должны быть выполнены полностью. Перевыполнение объема поставок допустимо, а недовыполнение - нет. Введенные условия должны позволить найти наиболее оптимальный вариант решения задачи.. Нажмите кнопку Выполнить для подбора решения. После нахождения решения появляется диалог Результаты поиска решения:
Нажав кнопку ОК, вы занесете вариант решения на рабочий лист:
Минимальный грузооборот перевозок при соблюдении всех условий равен 3540 ткм.
|