Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Руководство
Второй принцип, лежащий в основе квантовых скачков, — это руководство. Увидеть что-то новое легче с помощью того, кому уже удалось принять новый взгляд. Лучшие наставники в этом отношении — члены терапевтических групп, уже совершившие квантовые скачки. Они точно знают, что нужно искать, и могут помочь другим. Корову легче разглядеть, когда тебе подсказали, что нужно ее увидеть: если ты ищешь меридиан долготы, то будешь искать его вечно. Таким образом, тот, кто принял новые установки, лучше может научить других понять их. Это может объяснить, почему такие группы самопомощи, как «Анонимные алкоголики»1 и другие, настолько благотворны для их участников. Наркоманам-кокаинистам полезно слушать восстанавливающихся от зависимости клиентов, агорафо-бики учатся у людей, которые смогли справиться со своей паникой, люди, переживающие скорбь, находят благотворными группы для жертв стихийных бедствий. Все эти выздоравливающие люди уже сделали свои квантовые скачки и способны показывать дорогу начинающим клиентам.
Гибкость Третий принцип — гибкость. Клиентам, чтобы осуществить перцептивный скачок, нужно испробовать различные стратегии. Чтобы увидеть корову, им может понадобиться посмотреть на рисунок с разных сторон, поднести поближе к глазам или подальше. Возможно, им нужно будет отложить картинку на время и посмотреть на нее позднее. Так или иначе им необходимо варьировать стратегии, а не пытаться использовать один и тот же метод. Эта посылка верна и в отношении убеждений. Чтобы изменить установку, клиенты должны каждый раз смотреть на свои убеждения по-новому, пока им не удастся произвести желаемый сдвиг. Клиенты, которые пытаются проделывать одно и то же снова и снова, никогда его не добьются. Клиенты, пришедшие к изменениям, применяли самые разные стратегии. Они ослабляли старые установки и усиливали новые. Некоторые могли связать убеждение с
_____________ 'Alcoholic Anonymous, Recovery Inc., The National Alliance for the Mentally 111, etc.
каким-нибудь сильным, эмоционально напряженным личным воспоминанием. Некоторые поощряли себя каждый раз, когда у них возникало новое убеждение, и наказывали, когда ловили себя на старом. Некоторые разбивали свои идеи на части, прежде чем начинать работу над целым гештальтом. Важно лишь то, что все они. придумали некоторую стратегию, новую систему, для изменения своих когниций.
Время Четвертый принцип — время. Изменение взглядов клиента требует времени. Мозгу необходимо время, чтобы обработать информацию и сформировать новое восприятие. Если клиенты прекращают попытки различить корову уже через несколько секунд, они не увидят ее никогда. Этот принцип справедлив и для изменения убеждений, философии, установок. Чтобы увидеть образ на картинке, может понадобиться несколько минут, для изменения философии уйдут месяцы и годы. Не имеет значения, сколько это займет времени, для клиента важно продолжать работу над изменениями. В противном случае ему никогда не удастся сделать квантовый скачок. Мозг производит сдвиг, только когда клиент к этому подготовлен, этот момент многие клиенты описывают как «ага-ощущение» (Aha experience): «Однажды я проснулся с этим чувством. Я смог его постичь. Я понял, что все эти недели работал ради него». Восприятие, которое они искали, внезапно появилось — их мозг сплавил все вместе в четкий, сильный, определенный образ. Они совершили свой квантовый скачок.
|