Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы. Одной из наиболее действенных разновидностей мостов и одним из самых важных инструментов терапевта является использование системы ценностей клиента
Одной из наиболее действенных разновидностей мостов и одним из самых важных инструментов терапевта является использование системы ценностей клиента. Наш опыт показывает, что апелляция к личным ценностям — высокоэффективная техника наведения мостов. Ценности обладают тем преимуществом, что они проприоцептивны и глубоко коренятся в понятиях клиента о реальности. Клиенты зачастую не принимают утверждения о том, что их установки или поведение некорректны, но редко кто будет опровергать доказанное несоответствие между их установками и поведением, с одной стороны, и своими фактическими ценностями — с другой. Внимательно управляя терапевтическим процессом, консультант может помочь клиенту узнать о своей личной иерархии ценностей. Старые, ошибочные ценности тоже связаны с этой иерархией, но если терапевт сможет продемонстрировать, что новое, предпочитаемое убеждение занимает в иерархии более высокое положение, он может облегчить движение клиента в направлении к более эффективной установке.
Метод
1. Исследуйте личную иерархию ценностей клиента. Это можно сделать при помощи стандартных тестов на ценностные ориентации, но лучше всего при помощи вопросов, в которых необходимо выбрать ту или иную ценность. Не путайте вопросы, которые едва обнаруживают ценностные предпочтения («Как вы относитесь к браку?»), с теми, которые заставляют клиента ранжировать свои ценности в виде иерархии («Что бы вы предпочли— безопасность, когда с вами рядом находится кто-то, кто заботится о вас, или свободу, но с некоторой долей одиночества?»). Такой тип вопросов, к которому принадлежит последний, если его повторить в отношении широкого спектра жизненных сфер, постепенно приводит к созданию персональной иерархии. К примеру, благодаря следующей серии вопросов и ответов становится ясно, что клиент ценит Свободу больше, чем богатство, а богатство — больше, чем личные взаимоотношения. Вопросы Ответы
Что вы предпочтете:
Терапевт должен иметь в виду, что, несмотря на то что эта техника очень полезна, у нее есть свои ограничения. Клиент будет пытаться давать ответы, которые, как он думает, хочет услышать терапевт. После использования вопросов для создания базовой иерархии получите от клиента информацию о его прошлых и настоящих установках и опыте и о том, что они действительно сделали и во что, следовательно, действительно верят. Сравните с предъявленными ранее ценностными предпочтениями. Получить иерархию можно также методом Q-сортировки или при помощи фантазийных аналогий типа игры в джинна в бутылке и три желания. 2. Составьте список старых, деструктивных убеждений и попросите клиента связать каждое утверждение с той или иной ценностью из их персональной иерархии. (Любое убеждение, не вписывающееся в иерархию, сигнализирует о несоответствии с реалиями клиента.) 3. Составьте список новых, предпочтительных убеждений и попросите клиента связать каждое с конкретной ценностью из их персональной иерархии. Эти новые убеждения (в противоположность обозначенным старым) можно четко сопоставить с более высокими ценностями. Клиент после этого должен практиковаться в восприятии более высоких ценностей всякий раз, когда он думает о новом убеждении. 4. В качестве повторения клиент тренируется в представлении высших ценностей в различных ситуациях. Это можно сделать с использованием воображения в терапевтическом кабинете или подождав, пока стимулы внешней среды не вызовут нужную мысль.
|