Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общий фокусинг в когнитивной терапии






 

1. Сосредоточьтесь на протекающих у клиента в течение сеан­са процессах. Разница между опытным и начинающим те­рапевтом заключается в том, что опытный терапевт следует ответным реакциям клиента, а не своей собственной про­грамме.

2. Сосредоточьтесь не только на том, что клиент говорит вам, но и на том, как он это говорит. Обратите особое внимание на интонации, выражения, эмоции, позы и другие невербаль­ные сигналы.

3. Когда происходит взаимодействие (вы задаете вопрос, пред­лагаете интерпретацию, уточняете чувства, даете объясне­ние, опровергаете мысль), фокусируйтесь на вербальных и невербальных реакциях клиентов. Слушайте очень внима­тельно.

4. Следуйте ответным реакциям клиентов, а не своим исход­ным высказываниям. Реакция клиента часто может обнару­жить скрытый паттерн, или убеждение, лежащий в основе изучаемой вами проблемы.

5. Следуйте текущим реакциям, как только они возникают. Уточните когницию, которую клиент проявляет (т. е. Я-кон-цепцию, атрибуции, самоинструктирование, экспектации, понятийный фокусинг).

6. Помогите клиенту обратить внимание на текущее состоя­ние (например, терапевт может сказать: «Я заметил, что вы улыбаетесь»). Затем помогите клиенту перевести ощу­щение в когницию (например, клиент может сказать: «Я улыбаюсь, потому мне кажется смешным то, что он так расстроился из-за того, что притворяется таким силь­ным»).

7. Когда клиенты оказываются в замешательстве относительно того, что они имели в виду, помогите им сфокусироваться на собственных чувствах, чтобы найти когницию, которая их проясняет.

8. Продолжайте работать над поиском когниции, которая была бы связана у клиента с ощущением осмысленности (напри­мер: «Да, это именно так!»).

Пример

 

Одним из самых опытных в мире когнитивных терапевтов яв­ляется Альберт Эллис. Проработав пятьдесят лет со всеми ти­пами клиентов на индивидуальных и групповых сеансах, он на­брал, возможно, сто тысяч консультационных часов (DiMattia & Lega, 1990).

Если вы послушаете одну из многочисленных записей консуль­тационных сеансов Эллиса, или, лучше, посмотрите видеозапись (кассеты можно приобрести в Институте рационально-эмотивной поведенческой терапии Альберта Эллиса в Нью-Йорке), или, что лучше всего, увидите его на одном из открытых сеансов, вы заме­тите следующие характерные черты.

 

  • Он полностью сосредоточен на клиенте. Несмотря на то что он может находиться перед несколькими

сотнями специалистов, он постоянно следит за тем, что говорит его клиент, что чувствует, что демонстрирует ему. (Специалисты в аудитории, которые пе­решептываются во время его сеансов, делают это на свой страх {■ ■. и риск. Некоторые из них слышали: «Если люди на галерке не могут молчать во время этих сеансов, мы пригласим их сюда и разберемся, в чем их проблема»).

  • Он отходит от своей программы, чтобы следовать текущему со­стоянию клиента. Он следует когнитивным рамкам, но эти рамки определяет его клиент, а не он сам.
  • Это директивный терапевт, обучающий, руководящий и инструк­тирующий клиента, но он сразу же прекращает свои коммента­рии, если клиент высказывается.
  • Несмотря на то что он может сильно и уверенно атаковать убеж­дения, он никогда не нападает на клиента. Он выказывает полное и всемерное уважение к его личности.
  • В процессе сеанса он ведет клиента так далеко, насколько тот желает пойти, и не пытается подталкивать его к своей конечной цели, если клиент не готов к этому.
  • Он мгновенно изменяет указания, ориентируясь на реакцию клиента.
  • Он честен и эмоционально открыт. Он не прячется за профессио­нальной маской и не притворяется дистанцированным, удален­ным и неэмоциональным. Если клиент задает ему вопрос, он на него дает честный ответ. Например, клиент может спросить: «Ну а что вы делаете в такой ситуации?» Вместо того чтобы сказать:

 

 

«Вы хотите знать, что я об этом думаю?», или «Вам неудобно решать за себя?», или «Мы говорим о вас, а не обо мне», Эллис прямо и честно ответит клиенту.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал