Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественное движение в России в 1-й половине ХIХ в.
КРАТКО Отечественная война 1812 г. вызвала рост патриотизма и общественного самосознания. Одна часть дворянства мечтала о введении конституции, другая говорила, кроме того, о необходимости отмены крепостного права. В1816 г. возникает Союз спасения, в 1819 г. — Союз благоденствия, первые организации декабристов. Н. М. Муравьев написал «Конституцию», предполагавшую введение в России конституционной монархии и отмену крепостного права, П. И. Пестель — «Русскую правду» — введение революционной диктатуры на 10 лет и раздачу части помещичьей земли крестьянам. В 1822 г. декабристы объединяются в Северное и Южное общества. В 1825 г. они устроили восстание в Петербурге и на Украине, но из-за неорганизованности и нехватки сил оно было подавлено. Были казнены П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский. Пример декабристов оказал большое воздействие на общество, хотя их планы были утопичны. При Николае I (1825-1855) министр просвещения С. С. Уваров сформулировал теорию официального народничества: православие —самодержавие — народность. Православие — духовная основа жизни русского общества, самодержавие—единственно возможный в России-политический строй, царь заботится о народе, народ же ему преданно служит. Западники (П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин, Т. Н. Грановский) считали Россию частью Европы и призывали подражать ей, отменить крепостное право, ввести парламентский строй. Славянофилы (И.С. и К.С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков) полагали, что у России свой путь. Они также осуждали крепостничество, но были сторонниками общины и Земских соборов, а не парламента. Революционные демократы (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, М. В. Буташевич-Петрашевский) выступали за свержение самодержавия и переход к социализму через общину, минуя капитализм. Петра-шевский за попытку заговора против правительства был сослан на каторгу с соратниками. РАЗВЕРНУТО. Особенности развития общественного движения в первой половине XIX в.: • во-первых, поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще больше оживилось; • во-вторых, в отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй. В общественном движении первой половины XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. Консерватизм в России опирался на теории, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия получает обоснование впервые в период укрепления русского государства; развивается и совершенствуется в течение XVIII—XIX вв. В период, когда в Западной Европе было покончено с абсолютизмом, в России, напротив, продолжается теоретическое обоснование идеологии самодержавия. В начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Большое влияние на активизацию консервативной мысли оказало движение декабристов. В теории официальной народности (основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность) министра народного просвещения графа С. С. Уварова отражались просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие — основа духовной жизни народа, опора самодержавия. Народность — отсутствие социальной розни в России, «единство» народа и «единение» его с царем. Делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.
На рубеже 30—40-х гг. XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения — славянофильство и западничество. Сам термин «славянофильство» придуман идейными их оппонентами — западниками, причем сами славянофилы первоначально не приняли это название, так как считали себя «русолюбами» или «русофилами», т. е. подчеркивали, что их интересуют преимущественно исторические судьбы России, русского народа, а не славян вообще. В истории развития славянофильства как идейного течения обычно выделяют два периода: раннее славянофильство — до реформы 1861 г. и позднее (пореформенное) славянофильство — примерно до середины 70-х гг. XIX в. Главные участники: Киреевский, Аксаков, Хомяков, Валуев, Самарин, Чижов. Основные идеи славянофилов: • убеждены в особой самобытности пути развития России, которую они преувеличивали; • большое значение придавали крестьянской общине; • Земские соборы оценивали как органы сотрудничества между народом и царской властью; • резко отрицательно относились к реформам Петра I, заставившим свернуть Россию с «истинного» пути. Крепостное право и деспотическая власть расценивалась как главный результат реформ Петра; • единственно верной и глубоко нравственной религией считали православие; • верили в то, что основная задача, стоящая перед Россией, — вернуться на исконный путь, для чего необходимо отменить крепостное право и возродить Земские соборы. Борьба славянофилов с преклонением перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры. Западники, в широком смысле, — термин, принятый в научной литературе для обозначения носителей особого мировоззрения, основанного на признании общности России и Западной Европы как нераздельных частей и одного культурно-исторического целого. Главные представители: Соловьев, Чаадаев, Белинский, Чернышевский, Герцен, Катков, Кавели, Чичерин. Основные идеи западников: • благодаря реформам Петра I Россия движется по европейскому пути, но с заметным отставанием, главные проявления которого — самодержавие и крепостное право; • необходимо догнать Европу путем реформ, проводимых сверху (позиция либеральных западников), преобразуя самодержавие в конституционную монархию и изживая крепостничество; • особая позиция была у радикальных западников (в отечественной историографии после 1917 г. именовалась революционно-демократической): во- первых, необходимо не только догнать буржуазную Европу, но и совершить вместе с ней рывок к социалистическому строю; во-вторых, наиболее действенным средством для этого являются не реформы, а революция. Оживление общественного движения в 40-х гг. выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них — М. В. Буташевича-Петрашевского — его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты (Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. Н. Майков, А. Н. Плещеев и др.). М. В. Петрашевский со своими друзьями создал первую коллективную библиотеку, состоявшую преимущественно из сочинений по гуманитарным наукам. Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований. Был создан «Проект об освобождении крестьян», в котором предлагалось прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали. Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала. Кружок М. В. Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала их деятельность как «заговор идей». Несмотря на это, участники кружка были жестоко наказаны. Военный суд приговорил 21 человека к смертной казни, но в последнюю минуту расстрел был заменен бессрочной каторгой. Деятельность кружка М. В. Петрашевского положила начало распространению в России социалистических идей.
|