Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформы в России 60-х – 70-х гг. ХIХ в






КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА

Причины отмены крепостного права

Причин для отмены крепостного права было предостаточно.

Во-первых, это отставание России во всех сферах экономики.

Во-вторых, это недовольство россиян (и это были не только крестьяне, но и представители других классов).

В-третьих, поражение в Крымской войне, которое показало, что в таких условиях Россия не может дать достойный отпор врагу.

Более подробная информация о причинах отмены крепостного права.

Поэтому правительство приняло решение готовиться к отмене крепостного права.

Подготовка отмены крепостного права

Сначала подготовка реформы шла в Секретном совете, созданном в 1857 году. Однако вскоре это учреждение было преобразовано в Главный комитет по крестьянскому делу. Теперь подготовка реформы была открытой. В ней принимали участие только дворяне и правительство (крестьяне к разработке не допускались).

Причем каждый помещик мог внести свое предложение, для этого существовали губернские комитеты, в которые могли поступать проекты дворян об отмене крепостного права. Из губернских комитетов пожелания помещиков отправлялись в Редакционную комиссию, все идеи помещиков обобщались, и уже обработанная информация передавалась Главному комитету.

Манифест 19 февраля 1861 года

19 февраля 1861 года подготовка проекта об отмене крепостного права была закончена, император подписал манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Одновременно были опубликованы 17 актов («положения» об освобожденных крестьянах).

В чем суть этого манифеста и «положений»

1. Крестьянам даровалась свобода и гражданские права (Однако крестьяне оставались привязаны к общине, что тормозило развитие экономики)

2. Крестьянам выдавались наделы, которые были меньше, чем до реформы. Причем земля доставалась бывшим крепостным не просто так, они должны были ее выкупить (стоимость участков была сильно завышена государством)

3. Что касается выкупа земли, то в этом крестьянам помогало государство. 80% стоимости земли правительство давало крестьянам в кредит, 20% они должны были выплачивать сами. Но и этот процесс имел негативную сторону. Эти 20% крестьяне накапливали в течении 20 лет, а в это время они должны были выполнять все те же обязанности в пользу помещика (работать на его земле/отдавать часть выращенного), чтобы пользоваться его землей. Отличие от положения крестьян до реформы состояло в том, что теперь они были лично свободны, но вынуждены вступать в экономическую кабалу к помещику.

Значение отмены крепостного права

Освобождение крестьян привело к постепенному восстановлению экономики, к свершению промышленного переворота, к установлению капитализма в стране.

Также манифест 19 февраля освободил миллионы крестьян от крепостной зависимости. Они получали гражданские права, но вместе с тем, была и другая сторона медали.

Крестьянам не хватало земли, они были задавлены налогами и выплатами, многие были по-прежнему зависимы от помещика (но теперь экономически). Аграрный вопрос еще сильнее обострился. В дальнейшем он станет причиной недовольства крестьян и присоединения их к революционерам.

Если говорить о значении отмены крепостного кратко, то оно было пользой для экономики, крестьянам же, не смотря на освобождение, после реформы было сложно приспособиться к их новому нелегкому положению.

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864 г.

1. Причины.

Земство вводилось попутно с проведением крестьянской реформы.

1. Потребность модернизации России (как и причина крепостного права).

Но крестьянская реформа решала не все вопросы. Нужно модернизировать образовательную систему, дороги, коммуникации, канализации, освещение, агрономические службы. Вскрылось огромное количество местных нужд. Все это вскрыло обсуждение крестьянской реформы.

 

Жили в плохих жилищах, так как солома часто горела. 1 раз в 8 лет нужно было менять жилище.

Централизация власти, государство не может решить все эти проблемы. Местная администрация должна была просить на всё разрешение в столице.

Нужно было грамотное население, школы. Власть вынуждены была признать, что нужно передать часть компетенции на места. До сих пор власть только забирала все компетенции себе. Но общество этого не просило.

Коротко:

1. Модернизация (центральная причина).

2. Решение нужд (запущенность местной жизни).

3. Воспитательная причина (Человек сам должен отвечать за окружающих).

4. Земская реформа проводилась когда часть интеллигенции бросила вызов власти. Власть считала, говорила им идти во врачи, учителя, повышать их культуру. Земство должно было отвлечь радикально настроенную интеллигенцию.

5. Хоть как-то удовлетворить обиженное дворянство. (У них отняли крепостных, лишили компетенции.) Было ясно, что дворяне будут лидировать в земских учреждениях.

В 1858 г были созданы губернские дворянские комитеты. Заговорили о редакционных комитетах. Милютин начал разрабатывать основные принципы введения самоуправления. В них должны участвовать все сословия, никто не должен уклоняться.

В 1863 г за завершение земской реформы взялся Валуев. В 1861 г Валуев сменил Ланского. Это было сделано, чтобы успокоить дворян (Ланской тоже либерал). Валуев подготовил проект, с которым согласился император. Земства находились под контролем центральной и местной власти — министра внутренних дел и губернатора, которые имели право приостановить любое постановление земского собрания, признав его противным закону.

4. Порядок формирования.

Всё население разбивается на 3 категории или курии (а выборы всеобщие!). Каждая курия имела свою квоту (долю).

3 избирательные категории:

1) частные землевладельцы + крупные собственники

2) городские собственники

3) сельские общества или крестьяне

Основной объект земства - крестьяне.

Такие квоты были примерно до 1890 г.

При формально бессословном характере 1-ую курию составляли представители преимущественно землевладельцев-дворян и торгово-промышленной буржуазии. Лидерами были дворяне. Председателями были уездные предводители дворянства.

Они будут решать первоочередные задачи. Это продуманная система.

Выборы 1 раз в 3 года. Крестьяне выбирали трёхстепенно (сельское общество => волость => уезд => крестьянские курии). Не просто было заставить крестьян выбрать кого-то. Крестьяне боялись выборов. Этот была принудительная демократия.

5. Основная деятельность.

-создавались земские образовательные учреждения, в основном, начальные школы.

-Земства открывали фельдшерские пункты, санитарно-гигиенические пункты, лечебницы.

-Развитие огнестойкого строительства (прекращение использования соломенной кровли).

-В начале 20 в. появляется участковая земская агрономическая служба.

Земство строило собственные здания, учреждения. Многие земцы работали бескорыстно.

С появлением земств в системе управления - двойственность. (Негативные стороны: дуализм власти.) губернатор контролировал земские учреждения, но в характер обсуждения не вмешиваться не мог (мог снять вопрос с обсуждения).

Политические вопросы не обсуждались в земствах.

С самого начала развитые гласные ставили вопрос о том, сто земство не имеет крыши, то есть государственного земского собрания (съезд государственных гласных - парламент). Уже в 1867 г земское собрание Петербурга решило ходатайствовать о введении государственного земства. Решено было перевыбрать гласных.

В начале царствования Александра 2 земская активность опять возросла. Многочисленные попытки цареубийства, убийства государственных деятелей.

1878 г - обратился к обществу о вопросе воззвания против террористов. Земства попросили свободы. В начале 20 в в земствах будут создаваться либеральные образования. Земство становится прибежищем либеральной оппозиции.

После 1905 - 1907 гг - земство свернуло политическую активность.

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 г.

Причины реформы. Старая судебная система

До реформ Александра в России действовала судебная система, принятая при Екатерине 2. Суд делился на уездный, губернский и общегосударственный, а сама система в целом была довольно хаотичная, что нередко приводило к осложнениям. Одним из самых крупных недостатков такой системы была ее чрезвычайная сложность – процесс проходил в несколько этапов, бумаги проходили через несколько ведомств, что делало судебный процесс очень длительным. Судебная власть не была отделена от административной, подсудимые имели очень ограниченные права и редко могли подавать свои жалобы, которые оставались неудовлетворенными из-за длительности самого процесса рассмотрения. Не упрощало процесс судопроизводства и то, что существовало огромное количество различных правил и исключений из правил, которые приводили к путанице. Именно тот факт, что один процесс мог длиться десятилетиями и привел Александра 2 к мысли о необходимости срочно реформировать судебную систему.

Разработка судебной реформы

Идея о необходимости реформировать суд возникла еще в 1840-ых годах, впервые о ней заявил граф Блудов, который составил подробнейшую записку с описанием необходимых реформ и направил ее Николай 1. Император видел все трудности судебной системы, но проводить реформу не стал.

Во времена Александра 2 на судебную систему и законодательство в этой сфере обратили более пристальное внимание. Существующие судебные уставы было предложено реформировать, для чего была создана Государственная канцелярия, которая занималась редактированием и утверждением всех законопроектов. Для составления текста новой реформы был создан специальный совет, в который входили ведущие общественные деятели того времени. В 1862 году был составлен первый проект реформы. В 1864 году комиссия предоставила на рассмотрение новые Судебные уставы, которые вскоре были утверждены. Реформа получила официальный ход и уставы стали постепенно внедряться в судебную систему.

Краткое содержание судебной реформы

Александр 2 хотел создать более совершенный суд, который бы смог работать эффективнее и принимать более честные решения в отношении всех категорий граждан. Реформа предполагала создание двух ветвей судов – мировые суды и общие съезды. В свою очередь каждая из этих ветвей имела по две инстанции – мировые судьи и мировые съезды, окружные судьи и окружные съезды. В целом, была создана совершенно новая система судебных учреждений, которая имела четкую иерархию и разделение полномочий. Это позволило быстрее рассматривать дела, разделяя их на гражданские и уголовные, а также значительно сократить длительность самого процесса. Суд стал значительно эффективнее, так как исчезла путаница в судебной системе. Реформа меняла принципы и процедуры судопроизводства. Суд становился более открытым, гласным, все стороны–участники процесса получали равные права и могли участвовать в дискуссии на равных. Были значительно расширены полномочия следователей, проводивших оперативно-розыскные мероприятия, появились новые виды доказательств, а также появилось разделение на предварительное и судебное следствие, что значительно снижало шанс судебной ошибки. Подсудимые теперь также могли рассчитывать на обжалование приговора и рассмотрение их дела в более высокой инстанции (Верховный суд, императорский суд). Появился суд присяжных, который созывался для участия в процессах при особо тяжких уголовных преступлениях. Суд стал полностью независимым институтом. Судебная власть полностью отделялась от административной, судебное следствие от полицейского, появилась процессуальная независимость. Главным достижение судебной системы стало то, что суд больше не строился на сословных отношениях, все граждане получали одинаковые права и могли рассчитывать на открытый. Честный процесс. Главные документы судебной реформы – Судебные уставы 1864 года.

Итоги судебной реформы

Судебная реформа Александра 2 привела к тому, что в Российской Империи появился новый суд, который был современным и отражал все ведущие тенденции в мировом судопроизводстве. Суд стал отдельным институтом, независимым от других ведомств. Судебные процессы стали более четко регламентированы, следствие велось достаточно быстро, исчезла путаница и затянутость, свойственная старой судебной системе. Суд стал открытым и более честным. Однако у судебной реформы были и минусы, в частности, для крестьян сохранялся сословный суд, а компетенция судей не всегда было достаточной. Но, несмотря на недостатки, реформа сделала большой прорыв. Несмотря на то, что Александр 2 понимал необходимость реформы, он опасался ее последствий, однако судебная реформа получила огромную общественную поддержку и прошла гладко. Новая судебная система поддерживала другие экономические и общественные преобразования Александра и позволяла России перейти на новый тип общества быстрее и эффективнее.

ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1861-1877гг.

Необходимость модернизации государства, вооруженных сил проявилась ещё во время Крымской войны. Особые пороки в характере офицерства, рекрутской системе. Тогда была образована «Комиссия для улучшения по военной части» под председательством военного министра Ридигера. Но ничего существенного не было сделано, а армия к 1858 г была сведена до 1, 5 млн человек. Практически военные реформы начались с назначением на пост военного министра Д.А.Милютина в 1861 г. 15 января 1862 г он представил Александру 2 программу военных преобразований. 6 августа 1864 г по «Положению» вся территория России была разделена на 15 военных округов. В 1867 г был принят новый военно-судебный устав, построенный на началах судебной реформы 1864 г. вводились 3 судебные инстанции -полковой, военно-окружной и главный военный суды.

Рекрутская система набора устарела. Нужны была массовая многотысячная армия. Нужна была армия военного времени (мобилизация обученного запаса) и армия мирного времени. Качество ополченцев было низким. Россия вступала в новую эпоху.

Д.А.Милютин был военным министром (последний фельдмаршал). Он возглавил военное строительство. Был грамотным специалистом, писал книги. Он провёл цикл реформ:

-перешёл от корпусной системы управления войсками к территориальной. Территория России была разделена на 15 военных округов (Воронежский, Московский и др.). в каждом губернском и уездном городе возникало воинское присутствие (постоянная воинская организация) во главе с воинским начальником. Он входил в состав губернского управления: для учёта возрастов, воинского имущества, забота об отслуживших.

Реформа была завершена в 1868 г. Реформы военного учебного дела. 1 января 1874 г Александр 2 утвердил «Устав о воинской повинности» и специальный Манифест о нем.

Все воинские силы российской империи делились на 4 разряда: регулярные армия и флот, иррегулярные войска (казачество), запасные войска и ополчение.

Сословные кадетские корпуса были реорганизованы. Вместо них - системы военных или юнкерских училищ. («закрытого типа» - что это значит, не знаю)

Военные: полнопрофильные учебные заведения среднего образования. Право на занятие чина подпоручика.

В военные открыт приём для всех сословий.

В юнкерские- низших чинов, желающие получить ускоренное образование. Это кандидатская должность в войсках. Не давало право на занятие офицерских должностей.

Самая важная и ключевая реформа - введение всесословной воинской повинности. (1872 г)

1) Защита Отечества - священный долг всякого русского подданного

2) Все обязаны служить, отклонение или выкуп не допускается.

3) После 15 лет молодой человек не может уехать заграницу не отслужив.

4) В 20 лет все призывались (все сословия, реформа носила всесословный характер). Но фактически привилегированные сословия благодаря своему образованию или прохождению обучения в военно-учебных заведениях практически освобождались от военной службы.

Воинская служба была определена в 15 лет, делилась на 2 части: действительную и в запасе. Действительная в сухопутных - 6 лет (людям неграмотным, в армии он получал образование), в запасе - 9 лет. По истечении этого срока зачислялись в ополчение до 40-летнего возраста. Для флота — 7 лет действительной и 3 в запасе.

Всего 14, 5 везде.

0, 5 лет действительной и 14 в запасе - если высшее образование

1, 5 действительной и 13 в запасе — гимназии

3 действительной и 11, 5 в запасе — городская школа

4 года действительной и 11 в запасе - начальная школа

Это был значительный стимул к обучению. Если получивший образование шел добровольно на службу, ему сокращали сроки вдвое.

Сначала определялись льготники:

-единственный сын

-единственный кормилец

-если брат уже служит

Некоторые вытаскивали жребий и сразу определялись в запас: проходили подготовку краткосрочными вызовами в ближайшую часть. Могли давать отсрочки по имущественному положению на 2 года.

От воинской повинности освобождались духовные лица всех вероисповеданий, представители некоторых религиозных сект и организаций (в силу их религиозных убеждений), народы Средней Азии и Казахстана, некоторые народности Кавказа и Крайнего Севера.

 

РЕФОРМЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ПЕЧАТИ

Середина 1860-х гг - резкий поворот политики в области просвещения.

Застойное состояние экономики, крестьянству не нужно было образование. Чрезмерное знание - путь к недовольству.

В начале 18 века потребовалось больше чиновников. К массовому просвещению народа власть приступила после отмены КП. Нужно было читать чертежи и т.д., требовались элементарные знания. Это касается и военного дела. В армии резко возрастает компетентность солдат. Страна переходила на фазу промышленного ….

1863 г - университетская реформа (университетский устав). Автор А.В.Головнин - либеральный министр просвещения, сторонник европеизации системы просвещения.

Это был самый либеральный из всех университетских уставов в дореволюционной России. Его действия распространились на 5 существующих к тому времени университетов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Киевский. Дерптский в Эстонии, Гельсингфорсский в Финляндии и Варшавский в Польше имели свои уставы.

Положения:

Университетское сообщество - корпоративное, государство не воспитывает, а учит. Немецкая система - факультетско-кафедральная система. Все имели обязательные факультеты, в некоторых - дополнительные факультеты (Восточный в Петербурге, Богословский в Дерптском). Каждый университет должен иметь 4 факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический, медицинский. В Петербургском вместо медицинского — восточный. Вводились новые дисциплины, открывались новые кафедры.

Идея - автономия университетов. За качество подготовки отвечал сам университет. Совет университета мог сам решать научные, учебные и административно-финансовые вопросы: присваивать учёную степень и звание, распределять гос.средства по факультетам и т. д. Руководство жизнью факультетов принадлежало факультетским советам. Университеты имели собственную цензуру, выписывали из-за рубежа свободно книги, которые не подвергались проверке на таможне. Выборность профессуры и ректората. Вдвое увеличились денежные оклады профессорам и преподавателям. Их статус по Табели о рангах повышался на 2 класса.

Просуществовала до 1884 г.

Образовательный закон 1864 г - положение о начальной школе.

14 июля 1864 г было утверждено «Положение о начальных народных училищах». Оно предоставляло право открывать начальные школы как общественным учреждениям, так и частным лицам, но с разрешения властей. Учредители брали на себя заботу о материальном обеспечении школ, а руководство учебной частью передавалось уездным и губернским училищным советам. Уездный училищный совет: 2 представителя от уездного земского собрания и один от местных ведомств, которые избирали председателя совета. Губернский училищный совет: губернатор, архиерей, директор училищданной губернии и 2 представителя от губернского земского собрания.

Обязательный предмет - Закон Божий. Также предметы: чтение, письмо, четыре правила арифметики, церковное пение.

В пореформенной России существовали 4 вида начальных школ: учрежденные Министерством народного просвещения (министерские=государственные), земствами (земские), учрежденные частными лицами (частных было немного), церковно-приходские (подчинили себе крестьянские сельские «школы грамоты»).

Положение о среднем образовании - 1864 г. 19 ноября 1864 г «Устав гимназий и прогимназий».

Вводил принцип формального равенства в среднем образовании для всех сословий и вероисповеданий.

В каждом губернском центре должны была быть гимназия. Гимназии разделяются на классические и реальные (обе семиклассные). Организатор - Д.А.Толстой. Классическая: языки, гуманитарные знания, естественная история, Закон Божий. Особенно засилье древних языков. Поступали в 10 лет сдав экзамен в объёме начальной школы. Для этого часто нанимали репетиторов. Часто студентов как репетиторов приглашали на лето. В университет можно идти без экзаменов с похвальным листом.

Реальная: давала естественные знания, шли в технические вузы. (считалась менее престижной). В университет (высшие технические учебные заведения) можно поступать сдав экзамен. В университет могли идти и выпускники семинарий.

В государственной гимназии учителя получали чин, в частной получали жалование.

Прогимназии создавались в уездных городах. Это четырёхклассное учебное заведение (соответствует первым 4 классам классической гимназии).

Новые гимназии из-за недостатка денежных средств и подготовленных преподавательских кадров вводились медленно. В них из-за высокой платы могли учиться преимущественно дети привилегированных и состоятельных сословий. Очень небольшой процент гимназистов заканчивали гимназии за 7 лет, часто отставляли на второй год.

После Головнина - Дмитрий Андреевич Толстой.

1865 г - реформа в области печати. «Временные правила о печтаи». В форме введения временных правил печати. Они просуществовали до 1905 г. Это очень прогрессивная реформа. Для ведущих журналов, центральных органов и книг больших объёмов была ликвидирована цензура. От цензуры освобождались лишь правительственные и научные издания. Освобождённые от цензуры издания подвергались административному воздействию: денежный штраф, закрытие после «предостережения», временная приостановка на полгода. За нарушение правил: автор, редактор, издатель и даже книготорговец отвечал перед судом. Провинциальная пресса, малотиражные газеты и журналы подвергались предварительной цензуре. Действовала и духовная цензура Святейшего Синода, которая следила за духовными, за светскими изданиями, если в них затрагивались вопросы веры. После революционных вспышек появляется совещание трёх министров (внутренних дел, юстиции, финансов и народного образования).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал