Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИЛОЖЕНИЯ. Театральный совет был первым советским государственным органом в об­ласти руководства театральной жизнью






 

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАСЕДАНИЯХ ТЕАТРАЛЬНОГО СОВЕТА ПРИ НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ ПО ПРОСВЕЩЕНИЮ 19 и 26 января 1918 года

(стр. 481)

Театральный совет был первым советским государственным органом в об­ласти руководства театральной жизнью. В состав его входили представители ВЦИКа, Наркомпроса, Петроградского Совета, ряда петроградских организаций и существовавших тогда союзов работников различных родов искусств. Функ­ции Совета были совещательные. Вскоре его сменил орган аппарата Нарком­проса — Театральный отдел (ТЕО).

На обоих заседаниях председательствовал и выступал с докладами народ­ный комиссар по просвещению А. В. Луначарский. На первом заседании — 19 января 1918 года — было избрано бюро, в состав которого вошел Мейер­хольд.

19 января 1918 года. Протокол хранится в ЛГАОРСС (ф. 2551, оп. 17, ед. 1). Цитировано в кн.: А. Февральский, Театр имени Руставели (М., «Искусство», 1959, стр. 16). Полностью публикуется впервые.

26 января 1918 года. Воспроизводится заметка «Театральный совет», напе­чатанная в журн. «Театр и искусство» (П., 1918, № 4 — 5, 17(4) февраля). В про­токоле заседания (ЛГАОРСС, ф. 2551, оп. 17, ед. 1) выступление Мейерхольда изложено короче.

После обсуждения, которое открылось выступлением Мейерхольда, была избрана комиссия; Мейерхольд вошел в ее состав.

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ РЕПЕРТУАРНОЙ СЕКЦИИ ТЕАТРАЛЬНОГО ОТДЕЛА НАРКОМПРОСА 4 апреля 1918 года (стр. 481)

Запись сделана А. А. Блоком. Публикуется по седьмому тому Собрания со­чинений Александра Блока (М. — Л., Гослитиздат, 1963, стр. 331),

[561] Был выпущен «Репертуар. Сборник материалов. Издание Театральногоотдела Народного комиссариата по просвещению» (Пг. — М., 1919, 133 стр.).В сборнике среди других материалов были помещены статья А. Блока «О ре­пертуаре коммунальных и государственных театров», его же рецензия на пьесуВс. Мейерхольда и Ю. Бонди «Алинур» и др.

[562] Журнал «Пантеон русского и всех европейских театров» выходил в Пе­тербурге с 1840 по 1856 год (в 1840 — 1841 и 1847 — 4856 гг. его редактором былписатель Ф. А. Кони; название журнала в различные годы менялось: «Репер­туар и Пантеон» и др.).

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРЕД КОЛЛЕКТИВОМ ТЕАТРА РСФСР ПЕРВОГО

31 октября 1920 года

(стр. 482)

Отчет, озаглавленный «Речь В. Э. Мейерхольда перед труппой «Театра

РСФСР», напечатан в журн. «Вестник театра» (М., 1920, № 72 — 73, 7 ноября стр. 19 — 20).

[563] Государственный показательный театр.

[564] Сознательное преувеличение: Мейерхольд возражал, конечно, не против пауз и психологии, а против злоупотребления паузами и против чрезмерного углубления в психологию.

 

УЯЗВИМЫЕ МЕСТА ТЕАТРАЛЬНОГО ФРОНТА. Лекция 6 декабря 1920 года

(стр. 484)

Отчет, озаглавленный «Уязвимые места театрального фронта. Лекция В. Э. Мейерхольда в Политехническом музее», напечатан в бюллетене РОСТА «Литература и искусство», М., 1920, № 9, 12 декабря. Лекция была прочитана в Большом зале Политехнического музея.

Доклад под тем же названием Мейерхольд прочитал 30 августа 1920 года в Ростове-на-Дону, где остановился на пути из Новороссийска в Москву.

На ту же тему — «Об уязвимых местах театрального фронта» — в Театре РСФСР Первом 20 декабря 1920 года состоялся диспут на понедельнике «Зорь». В качестве введения в диспут Мейерхольд прочитал свои тезисы, кото­рые воспроизводили основные положения его лекции. После выступлений ряда ораторов Мейерхольд произнес заключительное слово (см. отчет в журн. «Вест­ник театра», М., 1921, № 78 — 79, 4 января, стр. 15 — 17).

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ВЕЧЕРЕ «ВСЕВОБУЧ И ИСКУССТВО»

9 декабря 1920 года

(стр. 484)

Отчет, озаглавленный «Всевобуч и искусство. Доклад т. Подвойского в Доме печати», напечатан в журнале «Вестник театра», М., 1921, № 78 — 79, 4 января, стр. 25.

Вступление к беседе «Всевобуч и искусство», состоявшейся в Доме печати, сделал начальник Главного управления Всевобуча (всеобщего военного обуче­ния) Н. И. Подвойский. Он говорил: «Работники искусства должны принять самое активное участие в работе Всевобуча, в художественном воспитании масс юношества. По мысли тов. Ленина, стадион и площадки должны быть самыми привлекательными местами для юношества... Необходимо сблизить занятия физической культурой с массовым театральным действом. Физическая культура, близость к природе и массовое театральное действо — вот факторы создания нового коллективистического человечества».

Мейерхольд установил контакт со Всевобучем еще в новороссийском под­отделе искусств, где он организовал апорт.комиссию, в которой участвовал сам.

В марте 1921 года Мейерхольд возглавил подотдел театрализации физ­культуры (Тефизкульт) ТЕО Главполитпросвета, а затем созданную вместо него секцию театрализации физической культуры при Главном управлении Все­вобуча (см. отчет о докладе Мейерхольда в Высшем совете физической куль­туры в журн. «Экран», М., 1921, № 16, 16 — 18 декабря, стр. 7).

 

ДОКЛАД НА ДИСПУТЕ «НУЖЕН ЛИ БОЛЬШОЙ ТЕАТР?»

10 ноября 1921 года

(стр. 485)

Печатается: 1. Отчет, озаглавленный «Нужен ли Большой театр? (На дис­путе в Доме печати)», помещенный в журн. «Театральная Москва», 1921, № 7, 15 — 17 ноября, стр. 6; II. Отчет, озаглавленный «Быть ли Большому театру? — Диспут», в журн. «Экран», 1921, № 7, 16 — 16 ноября, стр. 4.

Такая постановка вопроса о Большом театре объяснялась крупными рас­ходами на обеспечение существования театра, спектакли которого в тот период отличались устарелостью содержания и формы.

Докладу Мейерхольда предшествовали доклады его сотрудников И. А. Ак­сенова и В. М. Бебутова, говоривших о необходимости коренной реформы

Большого театра. На диспуте выступили А. И. Южин и К. С. Станиславский, требовавшие сохранить Большой театр. Противоположную точку зрения выска­зал В. В. Маяковский, «настаивавший на полном закрытии театра» (отчет журн. «Экран»).

Как видно из помещенных в том же номере «Театральной Москвы» статей М. Б. Загорского («Впечатления») и Э. М. Беокина («Листки»), Мейерхольд на этом диспуте отдал «должное мастерству и исключительной технике Гельцер, Неждановой, Голованова и некоторых других артистов Большого театра и, исходя из подлинных традиций классического балета, отрицательно отнесся к искусству выступавшей в то время в Москве американской танцовщицы Айсе­доры Дункан.

[565] Премьера новой тогда постановки оперы П. И. Чайковского в Большом театре состоялась 3 декабря 1920 года. Декорации писал А. А. Арапов.

[566] Частный оперный театр в Москве был создан в 1885 году видным про­мышленником С. И. Мамонтовым. Человек художественно одаренный, он сумел привлечь в свой театр многих передовых деятелей искусства. Театр Мамонто­ва, просуществовавший до 1904 года, сыграл большую роль в развитии оперной сцены.

 

ОБ ИСТРЕБЛЕНИИ ТЕАТРАЛЬНЫХ ЗДАНИИ. Доклад 24 декабря 1921 года

(стр. 486)

Отчет, озаглавленный «Об истреблении театральных зданий. (Доклады тт. Мейерхольда, Бебутова и Аксенова)», опубликован в журн. «Театральная Москва», 1322, № 21, 3 — 5 января, стр. 10.

[567] Речь идет о массовом действе «Борьба и победа», сценарий которого был разработан И. А. Аксеновым, постановочный план — В. Э. Мейерхольдом, оформление места действия — А. А. Весниным и Л. С. Поповой. Главное управ­ление военно-учебных заведений привлекало к участию а действии 2500 кур­сантов пехотных и артиллерийских школ, физкультурников, артиллерию, авиа­цию, технические части, военные оркестры и хоры (см. журн. «Эхо», М., 1923, № 13, стр. 11). Осуществить этот замысел не удалось из-за недостатка средств.

 

АКТЕР БУДУЩЕГО И БИОМЕХАНИКА. Доклад 12 июня 1922 года.

(стр. 486)

Отчет В. Федорова, озаглавленный «Актер будущего. Доклад Вс. Мейер­хольда в Малом зале Консерватории — 12 июня 1922 года», опубликован в журн. «Эрмитаж», М., 1922, № 6, 20 — 26 июня, стр. 10 — 11.

Автор отчета В. Ф. Федоров — в то время студент ГВТМ, один из бли­жайших сотрудников Мейерхольда, впоследствии режиссер ряда театров.

После доклада студенты ГВТМ продемонстрировали семь упражнений по театральной биомеханике.

В дальнейшем Мейерхольд дал такое определение: «Биомеханика стремится экспериментальным путем установить законы движения актера на сценической площадке, прорабатывая на основе норм поведения человека тренировочные упражнения для актера».

[568] Имеется в виду метод научной организации, труда, разработанный аме­риканским инженером Ф.У. Тейлором. В. И. Ленин писал в 1918 году: «...Си­стема Тейлора, — как и все прогрессы капитализма — соединяет в себе утончен­ное зверство буржуазной эксплуатации и ряд богатейших научных завоеваний в деле анализа механических движений при труде, изгнания лишних и неловких движений, выработки правильнейших приемов работы, введения наилучших си­стем учета и контроля и т. д. Советская республика во что бы то ни стало должна перенять все ценное из завоеваний науки и техники в этой области» (Полное собрание сочинений, т. 36, стр. 189 — 190).

 

ДОКЛАД О ЗАДАЧАХ КРАСНОАРМЕЙСКИХ ДРАМКРУЖКОВ 13 января 1924 года

(стр. 489)

Отчет, озаглавленный «Доклад тов. Мейерхольда для клубных работников Красной Армии», напечатан в «Правде» (1924, № 16, 19 января). Отчет написан A. В. Февральским.

Доклад был прочитан по предложению Политуправления Московского во­енного округа в Малом зале Революционного Военного Совета СССР.

Выступление Мейерхольда было связано с тем, что многие артисты руко­водимого им театра и студенты Гэктемаса работали в качестве руководителей драматических кружков в фабрично-заводских, красноармейских и студенческих клубах. 2 января 1924 года на второй конференции клубных инструкторов-мейерхольдовцев было организовано объединение, названное затем «Клубно-методологическая лаборатория при Театре и Мастерских имени Вс. Мейерхоль­да», В данном докладе Мейерхольд изложил общие принципы, которыми мей-ерхольдовцы руководствовались в клубной работе.

[569] Речь идет о постановке «Леса» А. Н. Островского, премьера которой в театре Мейерхольда состоялась шестью днями позже.

 

ИЗ БЕСЕД С АРТИСТАМИ СТУДИИ ИМЕНИ ЕВ Г. ВАХТАНГОВА. 1924-^1926 гг.

(стр. 490)

Печатаются фрагменты из книги: Алексей Попов. Воспоминания и размышления о театре (М., ВТО, 1963, стр. 176 — 177).

Как сообщил в свое время А. Д. Попов, эти заметки (озаглавленные «Из высказываний Вс. Э. Мейерхольда») находятся в его записных книжках тех лет. Заголовки второй и третьей записи принадлежат А. Д. Попову, отточия также.

О подготовке пушкинского «Бориса Годунова» в Студии имени Евг. Вах­тангова под руководством Мейерхольда Б. Е. Захава писал:

«Ha мысль о привлечении к работе Студии В. Э. Мейерхольда натолкнул Студию незадолго до своей смерти сам Евгений Богратионович. И коллектив Вахтанговского театра до сих пор сохраняет глубочайшую благодарность к Всеволоду Эмильевичу за ту готовность, с которой он откликнулся на просьбу Студии, равно как и за то внимательное, бережное и нежное участие, которое он проявил по отношению к Вахтанговской студии после смерти ее руково­дителя.

Каждая репетиция В. Э. Мейерхольда была большим праздником для кол­лектива. Коллектив снова получил возможность учиться. Под руководством

B. Э. Мейерхольда был разработан общий план постановки пушкинской траге­дии, по заданиям Всеволода Эмильевича был выполнен макет художником

C. П. Исаковым, наконец, были срепетированы наиболее важные сцены. До­вести же работу до конца не удалось по причинам материального характера....Исключительнейший по силе и красоте замысел остался не воплощенным.

Помощь Студии со стороны В. Э. Мейерхольда выразилась не только в работе над «Борисом Годуновым». Студия пользовалась его советами и ука­заниями, а иной раз и непосредственной помощью на репетициях также и в других своих работах. Второй акт «Марион Делорм» (сцена с комедиантами) носит на себе определенную печать мейерхольдовской руки.

Непосредственное участие В. Э. Мейерхольда в работах театра продол­жалось с перерывами в течение двух лет (сезон 1924/25 и 1925/26 гг.). Однако и после этого театр имел возможность пользоваться помощью В. Э. Мейер­хольда в виде советов и критики с его стороны работы театра — критики, под­час, может быть, и суровой, но неизменно дружеской и внимательной» (Борис Захава, Вахтангов и его студия, изд. 2-е, исправленное и дополненное, М., Теакинопечать, 1930, стр. 164 — 1165). Подробно описывает Б. Е. Захава

работу Мейерхольда над «Борисом Годуновым» с вахтанговцами в сб. «Встречи с Мейерхольдом» (стр. 278 — 289).

[570] Б. В. Щукин репетировал роль Бориса Годунова.

 

БЕСЕДА С МОЛОДЫМИ АРХИТЕКТОРАМИ

11 апреля 1927 года

(стр. 491)

Запись режиссера ГосТИМа А. Е. Нестерова. Хранится в ЦГАЛИ (ф. 998, оп. 1, ед. 77). Публикуется впервые.

Выступление состоялось на совместном заседании режиссерского отделения Гэктемаса, архитектурного отделения Вхутемаса (Высших художественно-тех­нических мастерских) и архитектурного отделения Московского высшего тех­нического училища.

Возможно, что запись не закончена (текст последнего листа доходит до конца страницы).

 

ДОКЛАД О ПЛАНЕ ПОСТАНОВКИ ПЬЕСЫ С. М. ТРЕТЬЯКОВА «ХОЧУ РЕБЕНКА» 15 декабря 1928 года

(стр. 494)

Запись А. В. Февральского. Опубликовано в его статье «С. М. Третьяков в театре Мейерхольда», помещенной в сб.: Сергей Третьяков. Слышишь, Москва?!, М., «Искусство», 1966 (см. стр. 200 — 202).

Остропроблемная пьеса С. М. Третьякова, очень своеобразно трактующая вопросы материнства, была передана им ГосТИМу в конце 1926 года. 16 фев­раля 1927 года Мейерхольд сделал коллективу доклад о ней, в котором преду­предил, что пьеса требует авторской доработки. Начались репетиции. Однако Главрепертком запретил пьесу, и работа над ней была приостановлена. 4 де­кабря 1928 года пьеса была прочитана и обсуждалась в Художественно-по­литическом совете Главреперткома. Большинство выступавших высказалось за разрешение пьесы при условии переработки. Было принято предложение Мей­ерхольда: заслушать экспликации режиссеров, желавших ставить эту пьесу, в заседании Главреперткома. Такое заседание и состоялось 15 декабря. В приня­том постановлении говорилось: «1) Признать экспозицию пьесы в трактовке В. Э. Мейерхольда... единственно приемлемой и обеспечивающей правильное решение тех спорных проблем, которые выдвинуты автором в пьесе. 2) Остав­ляя в силе запрещение пьесы «Хочу ребенка» в данной редакции, разрешить постановку ее Театру им. Мейерхольда в трактовке, изложенной руководите­лем театра...» (там же, стр. 203). Мейерхольд и архитектор Л. М. Лисицкий разработали проект вещественного оформления, и был построен макет. Этот проект оказался столь крупным по масштабам, что Мейерхольд решил осу­ществить постановку в новом здании; однако театру не было суждено рабо­тать в нем.

 

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО К КОНЦЕРТУ С. С. ПРОКОФЬЕВА В РАДИОТЕАТРЕ

17 ноября 11929 года

(стр. 495)

Запись А. В. Февральского. Опубликована в статье: А. Февральский, Прокофьев и Мейерхольд. — Сб. /«Сергей Прокофьев. Статьи и материалы», М., «Советский композитор», 1962, стр. 99 — 100.

[571] В Бетховенском зале Большого театра 14 ноября 1929 года была ис-

полнена музыка балета «Стальной скок» и состоялось ее обсуждение при уча­стии С. С. Прокофьева. На этом Обсуждении «Bс. Мейерхольд сообщил, что в постановке, осуществляемой им совместно с А. Мессерером, он будет тракто­вать «Стальной скок» целиком в плане наших дней. Музыка Прокофьева сво­бодно допускает такую трактовку. Вс. Мейерхольд хочет дать в «Стальном скоке» не только город, но и деревню, он хочет дать строительство СССР в условиях классовой борьбы» (А. Февральский, «Стальной скок». — «Лите­ратурная газета», 1929, № 31, 18 ноября).

Постановка балета «Стальной окок» осуществлена не была.

 

< О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ СПЕКТАКЛЯ> 1936 г.

(стр. 496)

Черновой и беловой автографы A. В. Февральского (хранятся у него же); текст записан со слов Мейерхольда. Беловой автограф озаглавлен «Ответы Вс. Мейерхольда на вопросы проф. Джиллетт (США)»; беседа происходила 2 апреля 1936 года. Публикуется впервые.

 

< РАБОТА РЕЖИССЕРА С АКТЕРОМ>. Беседа с коллективом пражского театра «Д-37» 30 октября 1936 года

(стр. 500)

Печатается перевод отчета: М. Bergmannova < псевдоним секретаря театра «Д-37» А. Будиновой>, KoJektivni interview s V. Meyercholdem v D-37 < Коллективное интервью с В. Мейерхольдом в Д-37>. Журнал-бюллетень «Program D-37», Прага, 1937, № 5, стр. 74 — 77. На русском языке публикуется впервые. Перевод с чешского сделан И. С. Граковой.

Мейерхольд посетил театр «Д-37», руководимый Э.-Ф. Бурианом, во время своего пребывания в Праге. Этот театр открылся в 1934 году под названием «Д-34» (буква «Д» означает «Divadlo» — «театр» по-чешски). В начале каждо­го сезона он менял цифру в своем названии и поэтому в сезоне 1936/37 года именовался «Д-37». В 1955 году театр вернулся к первоначальному названию «Д-34», а после смерти своего руководителя стал называться Театром имени Э.-Ф. Буриана.

[572] По-видимому, словом «перекомпоную» автор отчета передал мысль Мей­ерхольда о том, что режиссер овладевает текстом драматурга, делает его своим, переводит его на язык сценического действия.

[573] «Севильский цирюльник» Бомарше был поставлен в театре «Д-37» в сен­тябре 1936 года.

 

БЕСЕДА СО СТУДЕНТАМИ-ВЫПУСКНИКАМИ. Июнь 1938 года

(стр. 503)

Машинопись, озаглавленная «Беседа со студентами-выпускниками. Июнь 1938 г.», хранится в ЦГАЛИ, в фонде Мейерхольда (ф. 998, оп. Г, ед. 787). Публикуется впервые.

Машинопись — без правки; возможно, копия выправленной стенограммы или чьей-то записи. Принадлежность выступления Мейерхольду подтверждается тем,

что некоторые мысли, высказанные здесь, повторяются (в вариантах) в других его выстуллениях. С выпускниками какого именно учебного заведения проводи­лась беседа — установить не удалось.

 

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ОБСУЖДЕНИИ ФИЛЬМА «ЩОРС» 3 апреля 1939 года

(стр. 506)

«Из выступления Вс. Эм. Мейерхольда в Доме кино». — «Вечерняя Москва», 1939, 27 апреля.

В Московском Доме кино состоялся просмотр фильма «Щорс» и обсуж­дение, на котором выступил Мейерхольд.

Об отношении А. П. Довженко к Мейерхольду узнаём из воспоминаний писателя Ю. К. Смолича, называющего театр Мейерхольда первым среди трех театров, которые «особенно интересовали» Довженко (Юрий Смолич, Из прошлого. — «Литературная газета», 1964, 12 сентября).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал