![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации по изучению темы. При подготовке первого вопроса семинарского занятия особое внимание при изучении монографической литературы нужно уделить следующим проблемам: 1) состоялось
При подготовке первого вопроса семинарского занятия особое внимание при изучении монографической литературы нужно уделить следующим проблемам: 1) состоялось ли открытие Америки до Колумба; 2) представители каких народов побывали там; 3) кто может считаться первооткрывателем; 4) что означает выражение “открыть континент”? По второму и пятому вопросам студенты готовят сообщения о Колумбе и Кортесе и их вкладе в исследование Американского континента. Как можно оценить личности этих людей? Что двигало ими: меркантильные интересы или более высокие цели? Каково значение их деятельности? При рассмотрении третьего вопроса следует использовать карту “Великие географические открытия”. Особое внимание необходимо уделить тому, как готовились морские экспедиции к берегам Северной и Южной Америки, какие страны были более активны в организации экспедиций, с какой целью они осуществлялись и каковы результаты плаваний после Колумба. Четвертый и шестой вопросы посвящены проблеме колонизации Северной и Южной Америки. Почему именно Испания явилась пионером колонизации? Необходимо также рассмотреть древние индейские цивилизации ацтеков, майя, инков; показать их самобытность, прочность, способность к дальнейшей эволюции; выявить объективные и субъективные причины их слабого сопротивления испанским конкистадорам; проанализировать процесс захвата государств ацтеков, майя и инков и краха их цивилизации. При ответе на седьмой вопрос основное внимание нужно уделить следующим проблемам: 1) какую роль — положительную или отрицательную — сыграла церковь, пытаясь осуществить христианизацию индейского населения; 2) какими путями осуществлялся процесс обращения в христианство; 3) почему так быстро исчезла индейская культура. Необходимо также проанализировать деятельность органа иезуитов и инквизиции в Америке. Семинарское занятие завершается диспутом о том, кто же является первооткрывателем Америки, каковы последствия и значение открытия Нового света для индейцев и европейцев как в позитивном, так и в негативном смысле.
Тема 3. Швейцария в период Реформации Лекционные занятия - 2 часа
План
1. Социально-экономическое развитие Швейцарии в XVI - первой половине XVII в. 2. Особенности политического развития страны. 3. Кальвинизм и его значение. Рекомендуемая литература
Гус. Лютер. Кальвин. Цвингли (ЖЗЛ. Б-ка Ф. Павленкова) - Челябинск, 1996. Лозинский С.Г. История папства. - М., 1986. Ревуненкова Н.В. Идея гуманизма в трактовке Жана Кальвина // Культура эпохи Возрождения и Реформация. - Л., 1981. Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. - М., 1988.
Тема 4. Германия в эпоху Реформации и Крестьянской войны Лекционные занятия — 4 часа
План
1. Германия в начале XVI века: социально-экономическое и политическое развитие. 2. Немецкий гуманизм. 3. Ситуация в Германии после Крестьянской войны. Рекомендуемая литература
Крестьянские движения в Германии перед Реформацией: Сб. док. - Саратов, 1961. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. - М., 1983. * * * Володарский В.М. Гуманистические воззрения Ульриха фон Гуттена // СВ. - М., 1963. - Вып. 24. Володарский В.М. Социально-политические взгляды Ульриха фон Гуттена // СВ. - М., 1964. - Вып. 26. Гейгер Л. История немецкого гуманизма. - СПб., 1899. Генезис капитализма в позднее средневековье в Англии и Германии. - М., 1979. Майер В.Е. Деревня и город Германии в XIV - XVI вв. - Л., 1979. Майер В.Е. Крестьянство Германии в эпоху позднего феодализма. - М., 1985. Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XV века. - Л., 1979. Очерки истории Германии с древнейших времен до 1918 г. - М., 1959. Смирин М.М. Очерки истории политической борьбы Германии перед Реформацией. - М., 1952. Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформаторские движения в Германии. - М., 1979. Эпштейн В.Д. История Германии от позднего средневековья до революции 1848 г. - М., 1961.
Семинарские занятия — 4 часа План
1. Реформация Мартина Лютера (сообщение). 2. Причины Крестьянской войны. 3. Ход военных действий. 4. Томас Мюнцер (сообщение). 5. Программы восставших: “Статейное письмо”, “Двенадцать статей”, “Гейльброннская программа” (сравнительный анализ). 6. Итоги и значение Реформации и Крестьянской войны.
Рекомендуемая литература
Практикум по истории средних веков / Сост. М.Л. Абрамсон, С.А. Сливко. - М., 1981. - Вып. 2. - С. 86-112. * * * Григорьян Д.М. К вопросу об уровне экономики, о характере Реформации и Крестьянской войны в Германии // ВИ. - 1958. - № 1. Ермолаев В.А. Гейльброннская программа. - Саратов, 1986. Ермолаев В.А. Франконский город в Крестьянской войне 1525 г. // СВ. - М., 1954. - Вып. 5. Лаубе А. Томас Мюнцер и раннебуржуазная революция // СВ. - М., 1992. - Вып. 55. Майер В.Е. Вопрос о власти в программных документах Крестьянской войны в Германии // Классы и сословия средневекового общества. - М., 1988. Некрасов Ю.К. Городские хронисты первой половины XVI в. о причинах и характере Крестьянской войны в Германии // СВ.- М., 1977. - Вып 41. Смирин М.М. Борьба рабочих Тироля и социально-политическая программа Михаила Гайсмайера // СВ. - М., 1966. - Вып 29. Смирин М.М. Передовые идеи народной реформации // СВ. - М., 1975. - Вып 39. Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. - М., 1984. Циммерман В. История Крестьянской войны в Германии. - Т. 1-2. - М., 1937. Чистозвонов А.Н. Реформация как фактор германской истории XVI в. // СВ. - М., 1985. - Вып. 48. Штекли В.Э. Томас Мюнцер. - М., 1961. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 7.
|