Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по изучению темы. По первому и четвертому вопросам студенты готовят сообщения о Лютере и Мюнцере — лидерах двух направлений германской Реформации: дворянско-бюргерского и






 

По первому и четвертому вопросам студенты готовят сообщения о Лютере и Мюнцере — лидерах двух направлений германской Реформации: дворянско-бюргерского и народного. Наряду с биографическими моментами основное внимание следует уделить их деятельности в период Реформации и Крестьянской войны в Германии. Важно сделать аргументированный вывод о положительной или отрицательной роли этих личностей в истории Германии XVI века. В ходе обсуждения докладов студенты должны ответить на следующие вопросы: 1) каковы предпосылки и особенности Реформации в Германии; 2) почему она привела к Крестьянской войне; 3) какова связь между этими событиями.

Второй и третий вопросы посвящены анализу Крестьянской войны 1524-1525 гг. Студентам следует четко и аргументированно, опираясь на монографическую литературу, выявить объективные и субъективные предпосылки Крестьянской войны, разбив их на четыре группы: экономические, социальные, политические и религиозные. При анализе военных действий нужно выделить районы восстания и рассмотреть события поочередно в каждом районе. Особое внимание обратить на личности предводителей крестьянских отрядов. Сопоставить хронологические рамки военных действий в каждом из районов Крестьянской войны. Носили выступления крестьян локальный и разновременный характер или совершались одновременно? Если они были локальными, то почему, и к каким результатам это привело? Какова роль рыцарства в событиях Крестьянской войны? Каков социальный состав участников восстания? Необходимо также заострить внимание на проблеме взаимоотношений крестьянских отрядов и горожан. Какую роль сыграло бюргерство в Крестьянской войне? При анализе событий необходимо использовать документы “Практикума по истории средних веков” (Вып. II, с. 86-88, 111-112).

При ответе на пятый вопрос студенты должны дать сравнительный анализ основных программ восставших на основе материалов “Практикума...” (с. 89-110). Кто являлся автором “Статейного письма”? Какова основная идея и цель этого документа? Из каких социальных кругов оно могло появиться? При анализе “Двенадцати статей” следует четко выделить радикальные и умеренные требования. Посягают ли крестьяне на основы феодального строя? Необходимо сравнить текст документа с “Объяснением Двенадцати статей”, вышедшим из среды бюргерства. Есть ли отступления от крестьянской программы? Наконец, нужно определить социальный статус авторов “Гейльброннской программы” и ее основное содержание. Присутствуют ли в ней крестьянские требования? Если нет, то почему? Какие пункты программы должны были способствовать буржуазному развитию страны? В заключение следует сделать вывод о степени радикальности каждой из вышеперечисленных программ.

Шестой вопрос носит обобщающий характер. Прежде всего следует выявить причины поражения крестьян, затем нужно проанализировать непосредственные итоги Крестьянской войны для каждой из социальных групп Германии (князья, фрайгеры, рыцарство, горожане). Кто извлек наибольшую выгоду из событий 1524-1525 гг.? Почему? Какое значение для дальнейшего развития Германии имела Крестьянская война? Можно ли ее считать раннебуржуазной революцией и началом нового времени? Ответ аргументировать.

 

Тема 5. Нидерланды в XVI - первой половине XVII в.

Лекционные занятия - 4 часа

 

План

 

1. Итоги развития Нидерландов к концу XV в.

2. Возникновение капиталистических отношений в XVI в.

3. Республика Соединенных провинций: экономическое и социально-политическое развитие.

Рекомендуемая литература

 

Бааш Э. История экономического развития Голландии в XVI - XVIII вв. - М., 1949.

Громыко М.М. Промышленность северных городов Нидерландов XVI в. // СВ. - М., 1957. - Вып.10.

Чистозвонов А.Н. Бюргерство и буржуазия в Нидерландах (XV - XVIII вв.) // Социально-экономические проблемы генезиса капитализма. - М., 1984.

Чистозвонов А.Н. Генезис капитализма в Нидерландах // Проблемы генезиса капитализма. - М., 1978.

Чистозвонов А.Н. Гентское восстание 1539-1540 гг. - М., 1957.

Чистозвонов А.Н. Крестные отцы Нидерландской Ост-Индской компании // ННИ. - 1976. - №4.

Чистозвонов А.Н. Лютеранство в Нидерландах (1517-1523гг.) // СВ. - М., 1983. - Вып.46.

Чистозвонов А.Н. Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в первой половине XVI века. - М., 1964.

Чистозвонов А.Н. Становление государственного строя Республики Соединенных провинций // СВ. - М., 1987. - Вып.50.

Чистозвонов А.Н. Торгово-колониальная экспансия Нидерландов в XVI - XVII вв. и восстания на судах океанских флотов // СВ. - М., 1989. - Вып.52.

 

Семинарское занятие - 2 часа

План

 

1. Причины Нидерландской буржуазной революции.

2. Характеристика этапов революционной борьбы.

3. Результаты и значение революции.

Рекомендуемая литература

 

Мотлей Д.Л. История Нидерландской революции и основание Республики Соединенных провинций. - Т.1-2. - СПб., 1965-1974.

Пиренн А. Нидерландская революция. - М., 1937.

Чистозвонов А.Н. К вопросу о роли народных движений в Нидерландской революции // СВ. - М., 1951. - Вып.3.

Чистозвонов А.Н. Нидерландская буржуазная революция XVI в. - М., 1958.

Чистозвонов А.Н. Роль кальвинизма в Нидерландской буржуазной революции XVI в. // СВ. - М., 1971. - Вып.33.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал