Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли.






ГАТТ/ВТО – это многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. По состоянию на декабрь 1997 года, в ВТО состоит 131 государство; еще 50 государств, включая и международные организации, имеют статус наблюдателей. РФ как правопреемница СССР является в ГАТТ наблюдателем с 1991 года. В 1993 году Россия подала заявку о вступлении в ГАТТ и до сих пор ведет переговоры.

ГАТТ/ВТО имеет двойной статус: с одной стороны, – это международная организация; с другой – многостороннее соглашение об основных принципах, нормах и правилах международной торговли и государственного регулирования торговли стран-участниц. Отличительная черта ГАТТ/ВТО от других международных организаций – это гибкий характер, так как его члены всегда выступают как договаривающиеся стороны. Вступая в ГАТТ/ВТО, государства берут на себя, прежде всего, обязательство перестроить свои торговые системы.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), предшественник ВТО – это многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми руководствуются во взаимных торговых отношениях участвующие в нём страны. Оно было подписано в Женеве 30 октября 1947 г. и вступило в силу с 1 января 1948 г. для подписавших его 23 стран. В этом заключается одна из причин жизнестойкости данного Соглашения, объясняющая, почему ГАТТ целиком (но в пересмотренном виде) инкорпорировано в механизм созданной (в 1995 г.) на его основе Всемирной торговой организации (ВТО).

Основная цель – содействие развитию и либерализации международных торговых отношений путём ликвидации таможенных ограничений, устранению всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости; повышения реальных доходов и спроса, более эффективного использования сырья, роста производства и торгового обмена.

Деятельность ВТО основывается на следующих принципах:

· - осуществление торговли без дискриминации на основе режима наибольшего благоприятствования;

· - защита отечественных производителей путём установления таможенных пошлин с постепенным отказом от нетарифных средств регулирования;

· - сокращение ставок таможенных тарифов в результате многосторонних переговоров и исключение возможности их не согласованного с партнёрами повышения в

· - предоставление консультаций странам-участницам с целью урегулирования проблем торговли;

· - развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции;

· - предоставление льготного режима для развивающихся стран;

· - заключение региональных торговых соглашений.

Важное место в организационной структуре ГАТТ заняли периодически проходившие под его эгидой переговорные конференции, направленные на выработку соглашений по снижению тарифных и нетарифных барьеров в торговле.

Правовой основой ВТО, начавшей действовать с 1 января 1995 г., является ГАТТ в редакции 1994 г. (поэтому новую организацию часто называют ВТО / ГАТТ), а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Некоторые документы ВТО уточняют и дополняют статьи ГАТТ, сохранившие своё главенствующее положение среди всех документов ВТО. Подавляющее число этих документов является обязательным для стран, выразивших заинтересованность участвовать в организации. Место пребывание ВТО – Женева (Швейцария).

Главная цель ВТО заключается в дальнейшей либерализации торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил. Важнейшая задача в области регулирования связанных с внешней торговлей инвестиций – разработка многосторонних правил, подобных существующим многосторонним правилам во внешней торговле (в рамках Соглашения по торговым аспектам инвестиционных мер – ТРИМС). Высшим органов ВТО является Конференция Министров, состоящая из представителей государств-членов. Она созывается на сессии не менее одного раза каждые два года. За выполнение текущей работы отвечает

Генеральный Совет, созываемый по мере необходимости – обычно 8-10

раз в год. Он также проводит заседания в качестве Комиссии по урегулированию споров (рассмотрение процедур урегулирования споров) и Комиссии по контролю торговой политики (регулярный контроль торговой политики членов ВТО).

25. Тарифные методы регулирования внешней торговли.

 

Одним из распространенных методов экономического регулирования внешней торговли в мировой практике является тарифное регулирование, которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.

 

Прежде всего, тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, режим таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно- импортной операции.

 

Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, то есть таможенные пошлины. Как активный инструмент государственного регламентирования, таможенный тариф используется во всех развитых государствах, охватывая около 2/3 их внешнеторгового товарооборота.

 

Таможенный тариф выполняет несколько функций: защищает национальных производителей от иностранной конкуренции, является источником поступления средств в бюджет государства, служит средством улучшения условий доступа национальных товаров на зарубежные рынки.

 

Защита национальных производителей достигается тем, что в области импорта, таможенная политика ориентирована на удешевление сырья, поставляемого из-за рубежа. Как правило, импортное сырье облагается по минимальной таможенной ставке. Это, соответственно, снижает издержки местных производителей готовой продукции. И наоборот, таможенные тарифы на импортируемые готовые изделия, устанавливаются на более высоком уровне. Это позволяет местным производителям даже при повышенном уровне своих издержек производства, конкурировать на национальном рынке с импортной продукцией.

 

Значение функции таможенных тарифов как источника поступления средств в бюджет государства имеет тенденцию к уменьшению, в связи с общемировым процессом в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле, и либерализации таможенных пошлин. В настоящее время доля этого источника в налоговых поступлениях государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой составляет несколько процентов.

 

 

26.Нетарифные методы регулирования внешней торговли

 

Нетарифные меры регулирования внешней торговли имеют более высокую степень воздействия на внешнеэкономическую деятельность, так как установление жесткого контроля над внешней торговлей некоторыми товарами во многих случаях оказывается более эффективным, чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования.

Нетарифные методы регулирования имеют ряд преимуществ по сравнению с тарифными методами. Основа преимущества — ограниченная возможность тарифного регулирования, однообразность данной системы. Система же нетарифных барьеров достаточно разветвлена, благодаря чему достигается большая эффективность.

Существует несколько типов нетарифных ограничений:

I. Количественные ограничения импорта и экспорта.

1. Контингентирование (квоты) — регулирование внешнеэкономической деятельности путем ограничения ввоза/вывоза иностранных или отечественных товаров определенным количеством или суммой на установленный период времени.

Эмбарго — полный запрет ввоза иностранных товаров на внутренний рынок. В мировой практике устанавливается запрет на квоты на промышленную продукцию. Разрешаются квоты на сельскохозяйственную продукцию и некоторые другие товары (например, текстиль, иногда готовую продукцию; если неограниченный ввоз иностранных товаров может нанести ущерб национальным отраслям). Квоты делятся на:

глобальные — на определенный период времени устанавливается лимит на количество или стоимость товара, который можно импортировать/экспортировать вне зависимости от страны импортера/экспортера. Используется редко, поскольку существует опасность потерять рынки импортеров;

индивидуальные — устанавливается в рамках глобальной квоты; существует распределение, учитывающее доли импортеров в предыдущем году или обязательство покупать определенное количество товаров (на основе двусторонних соглашений). Чаще всего индивидуальные квоты носят сезонный характер, т. е. вводятся на определенный промежуток времени (например, в осенние периоды, когда реализуется продукция нового урожая). Экономические последствия — ограничение предложения, увеличение роста доходов национального производителя.

II. Государственные субсидии и финансовые льготы.

Субсидии — денежная выплата правительством национальным производителям с целью их поддержки и дискриминации импорта. Субсидии по характеру выплат делятся на:

прямые— непосредственные выплаты экспортеру после совершения им операции в размере разницы издержек и полученного им дохода (дотации производителю при выходе на внешний рынок). Запрещены ВТО, поскольку их применение достаточно очевидно для торговых партнеров и может вызвать ответные меры;

косвенные (скрытые) — предоставление экспортерам льгот по уплате налогов, возврат импортных пошлин, льготные условия страхования, помощь в структурной перестройке и т. д.

Субсидии предоставляются как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям экспортных товаров. Экспортные субсидии — нетарифный метод регулирования, представляющий бюджетные выплаты экспортерам, дающий им возможность продавать товар на иностранном рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.

III. Импортный депозит — своеобразный залог в денежной форме, который импортер должен внести в банк перед закупкой партии иностранного товара. Размер этого залога, срок, валюта фиксируются в каждом государстве законодательно. Это своеобразный кредит, который импортер дает государству, но не получает за него проценты; через некоторое время средства возвращаются импортеру, в итоге издержки импортера растут.

IV. Государственная система размещения заказов — покупка государственными предприятиями товаров, произведенных национальными производителями, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

31. Международная миграция рабочей силы как форма МЭО. Регулирование миграции: сущность, виды и инструменты. Участие России в процессах миграции рабочей силы.

 

Наряду с мировыми рынками товаров, услуг и капиталов возникает и взаимодействует с ними международный рынок рабочей силы. Международная миграция рабочей силы — это перемещение людей через границы определœ енных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему в целях поиска работы.

Все перемещения населœ ения относительно каждой территории слагаются из эмиграционных и иммиграционных потоков. Эмиграция — это выбытие за границу, а ИММИГРАЦИЯ — прибытие из-за границы. Реэмиграция – возврат на родину ранее эмигрировавшего населœ ения.

Классификация форм миграции рабочей силы˸

1)по направлениям˸

‣ ‣ ‣ миграция из развивающихся стран и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны;

‣ ‣ ‣ миграция в рамках промышленно развитых стран;

‣ ‣ ‣ миграция рабочей силы между развивающимися странами;

‣ ‣ ‣ миграция высококвалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;

2) по территориальному охвату˸

‣ ‣ ‣ межконтинœ ентальная;

‣ ‣ ‣ внутриконтинœ ентальная;

3) по уровню квалификации мигрантов˸

‣ ‣ ‣ высококвалифицированная рабочая сила;

‣ ‣ ‣ низкоквалифицированная рабочая сила;

4) по времени˸

‣ ‣ ‣ безвозвратная (как правило, межконтинœ ентальная);

‣ ‣ ‣ временная (как правило, внутриконтинœ ентальная);

‣ ‣ ‣ сезонная (связанная с ежегодными поездками на заработки);

‣ ‣ ‣ маятниковая (предусматривающая ежедневные поездки к месту работы за пределы своего населœ енного пункта͵ страны);

 

17. Либерализация хозяйственной жизни в мире. Значение и мера открытости национальной экономики

Процесс уменьшения государственного регулирования хозяйственной деятельности называется либерализацией экономической деятельности (дерегуляцией, экономической либерализацией). Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию. Внешнеэкономическая либерализация начала сменять внешнеэкономический протекционизм как главное направление во внешнеэкономической деятельности развитых стран еще в
50-60-е гг., а в остальных группах стран – в основном позже. В результате экономика большинства стран мира превращается во все более открытую, характеризующуюся значительно большими темпами роста по сравнению с закрытой.

Национальную экономику, интегрированную в мировое хозяйство, достаточно полно реализующую преимущества МРТ, активно использующую различные формы мирохозяйственных связей, называют открытой экономикой.

Под открытой экономикой понимается такое хозяйство, направление и развитие которого определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве, а внешнеэкономические связи усиливаются, при этом внешнеторговый оборот достигает такого уровня, когда он начинает стимулировать общий экономический рост [13 с.102–107]. Другими словами, открытая экономикаэто экономика государства, где все субъекты экономических отношений могут без ограничений совершать операции на международном рынке товаров и капитала. Однако, по мнению французского экономиста Мишеля Пебро: «открытость, свобода торговли – это наиболее благоприятное правило игры для лидирующей экономики». Сходную мысль в конце XIX в. высказывал немецкий экономист, представитель «исторической школы» в политэкономии Ф.Лист.

Степень открытости экономики может быть определена, в частности, следующими показателями:

1. экспортная квота – отношение стоимости экспорта страны (Эс) к ВВП или ВНП данной страны:

Экв=Эс/ВВПс х 100%;

Принято считать степень открытости экономики приемлемой, если Эк=10%;

2. импортная квота – отношение стоимости импорта страны (Ис) к ВВП или ВНП данной страны:

Икв=Ис/ВВПс х 100%;

3. объем экспорта на душу населения – отношение стоимости экспорта страны к численности населения:

Эдн=Эс/Чс х 100%;

4.к числу более комплексных показателей открытости обычно относят внешнеторговую квотуВТк (объем внешнеторгового оборота): ВТк= ВТс/ ВВПс х 100%;


5. удельный вес в мировом экспорте – отношение стоимости экспорта страны (Эс) к стоимости мирового экспорта (Эм):

Уэ=Эс/Эм х 100%.

 

Открытость экономики следует понимать как антипод автаркической экономики, то есть такое состояние национальной экономики, для которого характерно наиболее полное использование различных форм мирохозяйственных связей (активное участие страны не только в международной торговле, но и в движении факторов производства - труда и капитала, а также должен присутствовать взаимообмен национальных валют.)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.024 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал