![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации. При изучении данной темы следует дать понятие предварительного расследования, определить формы предварительного расследования
При изучении данной темы следует дать понятие предварительного расследования, определить формы предварительного расследования, органы и должностных лиц, уполномоченных осуществлять дознание и предварительное следствие. Под предварительным расследованием понимают регламентированную федеральным законодательством деятельность уполномоченных государством органов по установлению события преступления, розыску и изобличению виновного (виновных) в совершении преступления лиц, возмещению причиненного ущерба и принятию мер, направленных на устранение причин преступлений и предупреждение новых преступлений. Правовую основу предварительного расследования составляет Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Согласно ст. 150 УПК РФ предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо дознания. «органа дознания» – государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. В ст. 40 УПК РФ законодатель дал перечень тех государственных учреждений и должностных лиц, которые вправе обладать статусом органа дознания как участника уголовного судопроизводства. На основании п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся: органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Чтобы уяснить данное законодательное положение и установить, что же это за иные органы исполнительной власти, следует обратиться к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». В статье 13 закона четко перечислены органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Помимо оперативных подразделений ОВД, указываются также оперативные подразделения: Федеральной службы безопасности (ФСБ), Федеральной службы охраны (ФСО), Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ (СВР), Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков(ФСКН). Таким образом, оперативные подразделения указанных правоохранительных органов наряду с органами внутренних дел являются органами дознания, когда возникает необходимость осуществления уголовно-процессуальной деятельности. Кроме перечисленных государственных органов статусом органа дознания также обладают: ·на основании п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ – органы Федеральной службы судебных приставов, ·на основании п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ - командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; · на основании п. 4 ч. 1 ст. 40 УПК РФ - органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. Процессуальная деятельность может осуществляться также: 1) капитанами морских и речных судов; находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; 2) руководителями геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; 3) главами дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершённых в пределах территорий данных представительств и учреждений. Объем процессуальных полномочий данных органов ограничивается лишь деятельностью по проверке заявлений (сообщений) о преступлениях, возбуждением уголовного дела и выполнением неотложных следственных действий. Поскольку эти органы не вправе осуществлять дознание, то и отнесение их к органам дознания, несмотря на наименование ст. 40 УПК, не вполне логично. Органы дознания осуществляют следующие уголовно-процессуальные функции: - дознание; - досудебную подготовку материалов в протокольной форме; - производство следственных и розыскных действий по поручениям и указаниям следователей; - оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий. На органы дознания возлагаются: 1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, - в порядке, установленном главой 32 УПК РФ; 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном статьей 157 УПК РФ. Неотложные следственные действия - действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Предварительное следствие – это форма предварительного расследования, самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела и длящаяся до передачи дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением тех дел, по которым производится дознание.
Предварительное следствие производится: • следователями прокуратуры; • следователями органов Федеральной службы безопасности; • следователями органов внутренних дел РФ; • следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
|