![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели, задачи анализа производства и реализации продукции. Система показателей. Информационная база анализа.Стр 1 из 26Следующая ⇒
Расчет финансового левериджа Финансовый леверидж – один из показателей, применяемый для оценки эффективности использования заемного капитала.
ЭФЛ = (1 – Снп)*(ЭР - СПк)*ЗК/СК,
где ЭР - экономическая рентабельность совокупного капитала до уплаты налогов (отношение суммы балансовой прибыли к среднегодовой сумме всего капитала); Снп - ставка налога на прибыль; СПк - сумма процента за кредит; ЗК - заемный капитал; СК - собственный капитал. Рассматривая приведенную формулу расчета эффекта финансового левериджа, можно выделить в ней три основные составляющие: 1) Налоговый корректор финансового левериджа (1-Снп), который показывает в какой степени проявляется эффект финансового левериджа в связи с различным уровнем налогообложения прибыли. 2) Дифференциал финансового левериджа (ЭР-СПк), который характеризует разницу между коэффициентом валовой рентабельности активов и средним размером процента за кредит. 3) Коэффициент финансового левериджа (ЗК/СК), который характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием, в расчете на единицу собственного капитала. Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно управлять эффектом финансового левериджа в процессе финансовой деятельности предприятия. Для того, чтобы эффект финансового левериджа в дальнейшем не уменьшался, необходимо поддерживать экономическую рентабельность. Добиться увеличения эффекта финансового левериджа предприятие может либо, сдерживая рост активов, либо увеличивая массу прибыли, путем снижения себестоимости услуг; либо стремиться ускорить оборачиваемость оборотных средств, что также даст увеличение массы прибыли. Нормативов соотношения заемных и собственных средств практически не существует. Они не могут быть одинаковы для разных отраслей и предприятий. Доля собственного и заемного капитала в формировании активов предприятия и уровень финансового левериджа зависят от отраслевых особенностей предприятия. В тех отраслях, где медленно оборачивается капитал высокая доля внеоборотных активов, коэффициент финансового левериджа не должен быть высоким. В других отраслях, где оборачиваемость капитала низкая, он может быть значительно выше. Уровень финансового рычага зависит также от конъюнктуры товарного и финансового рынка, рентабельности основной деятельности, стадии жизненного цикла предприятия и т.д.
ТЕМА 9: Анализ производства и реализации продукции (работ, услуг) Цели, задачи анализа производства и реализации продукции. Система показателей. Информационная база анализа. Многие показатели, характеризующие доходность предприятия связана с формированием объема реализации и находятся под его влиянием. Большая часть объема реализации предприятия планируется самостоятельно на основе заключенных договоров, поэтому по продукции, которая должна быть выпущена и реализована предприятием, проводится маркетинговые исследования, то есть определяется спрос на продукцию, предложения конкурентов на рынке и изучается конкурентоспособность продукции. Цели анализа сведены к трем направлениям: 1. Оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности с целью подведения итогов работы и обоснованного стимулирования. 2. Анализ результатов и хода выполнения производственной программы с целью прогнозирования возможных результатов: - на стадии формирования «портфеля» заказов; - при построении уточненного плана производства и увязки его с производственными мощностями; - при формировании бизнес-плана для оценки перспектив развития производства и его объемов, т.к. выручка является отправным пунктом в формировании источников средств предприятия; - при разработке сметы затрат на производство в зависимости от объема и номенклатуры продукции; - для формирования плана поставок материально-технических ресурсов и ввода в действие основных фондов и производственных мощностей; - для оценки потребности в трудовых ресурсах. 3. Анализ производства и реализации продукции с целью оперативного воздействия на ход производственного процесса.
Анализ производственных результатов проводится по следующим основным направлениям: - оценка динамики производства и реализации, - анализ производства продукции по номенклатуре и ассортименту, - анализ влияния факторов на объем продукции, - анализ влияния структурных сдвигов на объем продукции, - анализ ритмичности работы предприятия, - анализ качества продукции. Объекты анализа: - объем производства и реализации продукции в целом и по ассортименту, - качество продукции, - структура производства и реализации продукции, - ритмичность производства и реализации продукции. На основании «портфеля» заказов формируется план производства. Детальный план с расшифровкой объемов и сроков называется производственной программой. Способность предприятия к выпуску продукции в определенных объемах характеризуется его производственной мощностью. Производственная мощность – это максимально возможный годовой объем производства продукции при наиболее эффективном использовании ресурсов. При этом коэффициент фактического использования производственной мощности равен:
V факт. К исп.пр.мощн. = ------------------ à 1 (норма = 0, 8), ПМ
где К исп.пр.мощн. – коэффициент фактического использования производственной мощности; V факт. – фактический годовой объем производства продукции; ПМ – производственная мощность предприятия. Основными показателями объема производства является товарная, валовая, отгруженная и реализованная продукция. Валовая продукция - стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Иначе, это количество изделий, работ и услуг, которые находились в отчетном периоде в производстве, несмотря на степень их готовности. Характеризует объем работ. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Иначе, это количество изделий полностью законченных в производстве и предназначенных для реализации. Характеризует объем продукции. Отгруженная продукция – продукция, оформленная и отгруженная покупателю независимо от оплаты. Реализованная продукция – стоимость отгруженной и оплаченной покупателями продукции. Все показатели взаимосвязаны между собой формулой балансовой увязки показателей:
ГПн + ТП + Отн = РП + Отк + ГПк,
→ РП = ГПн + ТП + Отн – Отк - ГПк,
где ГПн, ГПк – остатки готовой продукции на начало и конец периода; ТП – стоимость выпуска товарной продукции; Отн, Отк – остаток товаров отгруженных на начало и конец периода. Влияние факторов на величину объема реализации продукции за отчетный период (РП) рассчитывается балансовым методом. Товарная продукция показывается в фактических и сопоставимых ценах, объем продаж – в фактически действующих ценах за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов. Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных (статистических) измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах. Измерители объема производства и реализации продукции
Изучение объемов производства осуществляется в определенном диапазоне деловой активности, то границах максимального и минимального объема. Анализ может проводится с точки зрения минимально допустимого, максимально допустимого, оптимального и фактического объема выпуска и реализации продукции. Минимально допустимый (безубыточный) объем реализации – это такой объем, при котором достигается равенство доходов и издержек при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию. Максимальный объем обеспечивает максимальную загрузку производственных факторов. Оптимальным считается такой объем реализации, который обеспечивает получение максимальной прибыли при сложившихся условиях производства в определенном ценовом диапазоне. В международном учетном стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая влияние изменения цен» нашли отражение две основные концепции. Первая соответствует «Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты. Вторая концепция лежит в основе «Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость». Методика ориентирована на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу. При этом могут применяться следующие методы: - пересчета объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции); - корректировки на агрегатный индекс изменения цен (Jц) по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом:
∑ VВП1 *Ц1 Iц = --------------------- ∑ VВП1 *Ц0
где VВП1 – выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении; VВП0 – выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении; Ц0 – цена единицы продукции в базисном периоде. Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции (ВП1, 0) рассчитывается по формуле:
ВП1, 0 = ВП1 / Iц,
где ВП1 – объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении. С применением вышеназванных методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу. Основным документом для проведения анализа является хозяйственный договор, содержащий информацию о номенклатуре, объеме, качестве, комплектности, цене, сумме договора, порядке и сроках отгрузки, упаковке, порядке расчетов, доставки, сроках договора, санкциях за нарушение условий. Главным блоком фактической информации является учетная информация. Она включает учет наличия продукции на складе: приходно-расходные документы, оперативный учет поступления и отгрузки готовых изделий, карты складского учета, инвентаризацию остатков, сортовые и оборотные ведомости. Информация о реализации продукции – это счета, платежные требования, ведомости отгрузки и реализации, накладные на отгрузку, товарно-транспортные накладные, счета покупателей, выписки банка. Планово-нормативная документация – это «портфель» заказов, конкретные договоры, план производства, план отгрузки и реализации, производственная программа, оперативные планы, графики производства и сбыта, бизнес-план.
Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации Анализ стоимостных показателей объема продукции целесообразно начинать с изучения динамики товарной продукции за ряд лет. При анализе динамического ряда определяются уровни показателей по отношению к базисному периоду и к предшествующему в ряду динамики периоду: абсолютные и относительные отклонения величин показателей. Анализ производства и реализации продукции проводится с помощью показателей: базисных темпов роста, цепных темпов роста, среднегодовых темпов роста (прироста). Среднегодовой темп роста можно рассчитать по среднегеометрической: Троста = n-1Ö Т1 *Т2*Т3*…*Тn; Тприроста = Тр –100. Следующим этапом является анализ выполнения плана по выпуску продукции. Он проводится сравнением фактических показателей объема продукции с показателями плановых расчетов (рассчитываются абсолютные отклонения от плановых расчетов, уровни выполнения плана в процентах). Однако до проведения сопоставлений следует представить обоснованность самого плана производства. Качество плана определяется сопоставлением запланированного объема продукции с производственной мощностью предприятия и объемом выпуска продукции за предшествующий плану год. При этом коэффициент планового использования производственной мощности равен: V план. К исп.пр.мощн. = ------------, ПМ
где К исп.пр.мощн. – коэффициент фактического использования производственной мощности; Vплан. – планируемый годовой объем производства продукции; ПМ – производственная мощность предприятия. Коэффициент напряженности плана равен:
V план. 1 К исп.пр.мощн. = --------------------------, V базис. 0
где V план. 1 – товарная продукция по плану на отчетный год; V базис. 0 – товарная продукция за предыдущий год. Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период путем расчета следующей таблицы:
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом договорных обязательств по поставкам продукции. В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств. Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается:
Опл. – Н К вып. д.о. = ------------------, Опл. где Опл. – объем отгрузки по договорным обязательствам плановый; Н – недопоставка продукции. Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на деятельность анализируемого предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций. Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки.
|