Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Концерт
Едва ли не самая популярная форма, отличающаяся значительным воспитательным потенциалом. Главная функция концерта – формирование эстетического вкуса и эстетических чувств. Наконец, удачный концерт, всё равно профессиональный он или любительский, - это всегда хорошая возможность отдохнуть после трудового дня. По целевому назначению можно выделить текущие, отчётные, смотровые, праздничные, юбилейные. По месту проведения – стационарные, выездные, гастрольные. По способу построения, программ – дивертисменты, филармонические, театрализованные. Кроме того, концерты отличаются один от другого по составу участников выступлений – концерты любительские, профессиональные, смешанные, и по числу участвующих – концерты сольные (бенефисы), групповые (полубенефисы), коллективные (одного кружка или студии), и т.п. Иногда концерты подразделяются и по составу зрителей – для детей, ветеранов труда, для женщин, для делегатов и депутатов и т.д. Наиболее сложным в содержанном и методическом плане является театрализованный концерт. Такой концерт готовится и становится по специально разработанному сценарию, в то время как традиционный, обычный концерт лишь на основе составленной накануне его проведения программы. Особенности классификации тематических вечеров досуговой деятельности: Массовая культурная акция, отличающаяся особой социальной значимостью затрагиваемых проблем и органическим слиянием документального, жизненного материала с произведениями искусства или частичную театрализацию. Подготовка их начинается с разработки сценария, состоящего из ряда дополняющих друг друга фрагментов. Здесь, как и в любом театрализованном мероприятии, присутствуют все композиционные элементы: пролог, экспозиция, завязка, событийный ряд, кульминация и финал. Отдельные эпизоды тематического вечера могут быть представлены выступлением хора, демонстрацией фильма, героическим танцем, выступлением чтеца, массовой пантомимой и т.п. Если, скажем, повествование ведётся в хронологической последовательности свершившихся или грядущих событий, рождается вечер-хроника. В другом случае за основу повествования берётся конкретная человеческая судьба и тогда формируется другой жанр – вечер-портрет. В случае смещения двух этих подходов и объединения их какой-либо общей идеей создаётся вечер-рассказ, вечер-размышление. Группировка событий в связи с местом их протекания или определённым временам подводит постановщиков к вечеру-репортажу. Выделяются также вечера-митинги, вечера-депутаты, вечера-обозрения и др. Практически каждый тематический вечер предполагает непосредственное вовлечение в происходящее действие реальных людей, присутствующих в зале. Общими методическими требованиями к вечерам являются: своевременное планирование и проведение подготовительных работ; яркое и убедительное рекламирование и афиширование предстоящего мероприятия; тщательный отбор высокохудожественных произведений искусства или их психологическая подготовка к возможным выступлениям; обеспечение тематического вечера исправным техническими средствами, их органичное включение в программу будущего представления; коллективность творчества, привлечение как можно большего числа активистов к подготовке и проведению мероприятий такого рода. Характерные черты интерактивных форм досуговой деятельности: Диспут Диалогическая форма устной пропаганды, публичный спор на значимую для аудитории тему. Предметом спора традиционно являются проблемы долга, чести, доблести, геройства, достоинства, товарищества, дружбы, любви, а также важнейшие нравственные категории – патриотизм, интернационализм, коллективизм, гуманизм, уважение к старшим и т. п. В воспитательном плане диспут весьма эффективная форма, обеспечивающая условия для общения людей, способствующая формированию и распространению общественного мнения, воспитывающая гражданскую активность людей, формирующая их политическое чутьё и эстетические вкусы, утверждающая здоровые нравственные нормы общежития, наконец, развивающая ораторские навыки. Для того, чтобы диспут прошёл живо и интересно, а только в этом случае рассматриваемая форма имеет право на существование, в основу его кладётся актуальная и злободневная, по крайней мере, для спорящих, тема или проблема. Та и другая не придумываются искусственно устроителями диспута, но органически вытекают из какой-либо конкретной жизненной ситуации, служащей поводом для публичного обсуждения. Вообще важное свойство избираемой темы – её дискуссионность, т. е. наличие заведомо разных мнений. Успех или неудача диспута по-своему закладывается уже на стадии его подготовки. Важное значение здесь имеют правильный выбор темы, формулирование альтернативных друг другу вопросов для обсуждения, подбор и рекомендация литературы, документального и художественного материала. Приоритетная роль на диспуте отводится ведущему. Его эрудиция, кругозор, личный авторитет в глазах спорящих позволяют умело «дирижировать» спором, направлять его в нужное русло, своевременно расставлять акценты, подводить итоги обсуждения проблемы, активизировать внимание аудитории. Близко к диспуту примыкает схожая с ним форма – дискуссия. От дискуссии е. отличает ряд качеств: компетентность участников спора в обсуждаемой теме или проблеме; допустимость различных точек зрения; наличие условий, при которых можно было бы смело и откровенно высказывать самые неожиданные точки зрения и т. п. По коренным методическим признакам диспут – эпизодическая форма. Там, где обсуждение волнующих проблем становится нормой жизни, создаются досуговые объединения – дискуссионные клубы. Характерные черты современных форм досуговой деятельности:
|