Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационно-правовые формы, функции






Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Международное сообщество исходит из того, что одним из основных прав каждого человека как члена общества признается право на социальное обеспечение. Оно включает в себя право на обеспечение в случае утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам (болезнь, безработица, старость, инвалидность, вдовство и др.). Материнство и младенчество также дают право на особое попечение и помощь со стороны общества.

Необходимо уяснить содержание права человека на социальное обеспечение в международных актах, а также в Декларации прав и свобод человека и гражданина[1] и Конституции.

Всеобщая декларация прав человека и Пакт об экономических, социальных и культурных правах признают одной из общечеловеческих ценностей заботу о престарелых, нетрудоспособных, детях
и поддержку каждого человека, потерявшего источник средств к существованию по независящим от него причинам, и признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 9 Пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и осуществление необходимых для поддержания его достоинства и свободного развития личности прав в экономической, социальной и культурной областях (ст. 22 Всеобщей декларации прав человека). А каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное существование человека для него самого и его семьи
и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения (ст. 23 Всеобщей декларации прав человека).

Государства, участвующие в Пакте об экономических, социальных и культурных правах, в том числе и Россия как правопреемник СССР, который ратифицировал его 18 сентября 1973 г., обязуются гарантировать осуществление закрепленных в нем прав (включая право на социальное обеспечение) без какой бы то ни было дискриминации в зависимости от расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национальности или социального происхождения, имущественного положения или иного обстоятельства.

Статья 7 (ч. 1) Конституции закрепляет, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Основные права в сфере социального обеспечения закреплены в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции.

Статья 39 устанавливает, что в России каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статья 38 декларирует, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В соответствии со ст. 41 каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно: за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Статья 37 закрепляет право на защиту от безработицы.

Необходимо изучить характерные признаки социального обеспечения как общественного явления, а также его экономическую суть.

В науке выделяют следующие характерные признаки социального обеспечения как общественного явления:

1) государственный характер устанавливаемых в обществе организационно-правовых способов его осуществления (форм социального обеспечения);

2) законодательное закрепление перечня социальных рисков, которые являются основаниями для предоставления социального обеспечения. Социальный риск в науке права социального обеспечения рассматривается как вероятное обстоятельство, с которым связан риск утраты источника средств к существованию (например, рождение, смерть, инвалидность, достижение пенсионного возраста, утрата профессиональной трудоспособности, потеря кормильца и т. п.);

3) законодательное закрепление круга субъектов, подлежащих обеспечению;

4) законодательное закрепление стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть предоставлено.

Социальное обеспечение можно определить как один из способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения, выравнивающий имущественное положение граждан при наступлении установленных в законе социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников для поддержания полноценного социального статуса лица и предотвращения обнищания.

Необходимо учитывать, что существуют денежные виды обеспечения (пенсии, пособия, компенсации и другие денежные выплаты) и неденежные (натуральные) виды обеспечения (различного рода социальные услуги, предоставляемые бесплатно или со скидкой). Количество видов обеспечения в тот или иной момент определяется количеством социальных рисков, обозначенных законодательством в качестве оснований для обеспечения.

Функции социального обеспечения отражают его значение для общества. В науке права социального обеспечения выделяют: экономическую, производственную, политическую, социальную и демографическую функции.

Экономическая (распределительная) функция. Посредством системы социального обеспечения происходит распределение части совокупного общественного продукта с целью поддержания полноценного социального статуса лиц, у которых наступили установленные в законе социальные риски.

Производственная функция проявляется в следующем. Целый ряд видов обеспечения обусловлен трудовой деятельностью, а условия и размер обеспечения определяются продолжительностью трудовой деятельности, условиями, в которых протекала эта деятельность, и размером вознаграждения за труд.

Политическая функция заключается в том, что государство при помощи социального обеспечения реализует свою социальную политику.

Социальная функция направлена на социальную реабилитацию лиц, у которых наступили установленные законом социальные риски, и предотвращение обнищания.

Посредством социального обеспечения государство пытается влиять на такие демографические процессы, как продолжительность жизни, рождаемость, воспроизводство населения. В этом проявляется демографическая функция социального обеспечения.

Организационно-правовая форма социального обеспечения — это организационно-правовой способ его осуществления.

По сфере действия формы социального обеспечения подразделяются на федеральные (централизованные), региональные, местные и локальные. Региональные, местные и локальные формы социального обеспечения являются дополнительными к федеральным и создаются при наличии бюджетных средств и финансовых возможностей на соответствующем уровне.

Выделяют следующие федеральные формы социального обеспечения: обязательное социальное страхование, государ-
ственное социальное обеспечение. В науке права социально-
го обеспечения некоторые ученые называют также в качестве федеральных форм социального обеспечения смешанную форму[2],
которая сочетает в себе обязательное социальное страхование
и государственное социальное обеспечение, и государственную социальную помощь.

Федеральные формы социального обеспечения различаются между собой по следующим признакам:

1) по способу аккумуляции средств на цели социального обеспечения;

2) кругу лиц, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника;

3) видам обеспечения определенного круга лиц за счет средств определенного финансового источника;

4) органам, предоставляющим обеспечение.

Обязательное социальное страхование является организационно-правовой формой социального обеспечения работающих граждан не только в России, но и за рубежом. В частности, в Европе
в настоящее время применяются три типа модели обязательного социального страхования, которые различаются принципами акуммулирования средств.

Модель Бевериджа распространена в Великобритании, Ирландии и некоторых других странах Северной Европы. Здесь финансирование идет через налоговую систему, поэтому бюджет социального страхования напрямую зависит от формирования государственного бюджета.

Модель частного страхования в основном распространена
в Бельгии, Финляндии и Португалии. Здесь обязательное социальное страхование строится исключительно на коммерческой деятельности частных страховых компаний.

Модель Бисмарка, основоположника обязательного социального страхования, используется в Германии, Австрии, Люксембурге, Франции, Италии. Она построена на принципе сбора страховых взносов, установленных в соответствии со страховыми тарифами. Сочетает принципы государственной и частной форм социальной защиты. Именно модель Бисмарка наиболее близка традиционному построению системы обязательного социального страхования в России и в прошлом и в настоящее время.

Необходимо изучить Закон об основах обязательного социального страхования, Закон об обязательном пенсионном страховании, а также федеральные законы от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»[3], от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»[4], от 29.11.2010
№ 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»[5], устанавливающие страховщиков, страхователей, круг застрахованных лиц, финансовую систему страхования и порядок уплаты страховых взносов по отдельным видам обязательного социального страхования.

Необходимо иметь в виду, что с 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»[6], заменивший уплату ЕСН
в бюджет страховыми взносами во внебюджетные фонды.

Статья 1 Закона об основах обязательного социального страхования устанавливает, что обязательное социальное страхование — это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

В ст. 1 упомянутого Закона дается также легальное определение обязательного социального страхования как системы создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

Ст. 4 указанного закона закрепляет в качестве основных принципов осуществления обязательного социального страхования:

· устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствами обязательного социального страхования;

· всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

· государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

· государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

· паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

· обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

· ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

· обеспечение надзора и общественного контроля;

· автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Следует изучить перечень социальных страховых рисков, закрепленный в ст. 7 Закона об основах обязательного социального страхования. К ним указанная статья относит необходимость получения медицинской помощи; утрату застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая, обусловленные достижением пенсионного возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, заболеванием, травмой, несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, беременностью и родами, рождением ребенка (детей), уходом за ребенком в возрасте до 1, 5 лет и другими случаями, установленными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Субъектами обязательного социального страхования являются страховщик, страхователь и застрахованные лица.

Страховщиками по обязательному социальному страхованию являются государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Это внебюджетные кредитно-финансовые системы. Средства федеральных фондов социального страхования расходуются на выплату пенсий, пособий работающим лицам, на получение медико-социальной помощи в порядке обязательного медицинского страхования.

Страхователями по обязательному социальному страхованию выступают организации любой организационно-правовой формы и граждане, предоставляющие работу застрахованным лицам, граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, а также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи по конкретным видам обязательного социального страхования определяются в соответствии с федеральными законами об этих видах обязательного социального страхования.

Застрахованными лицами по обязательному социальному страхованию являются граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование необходимо отличать от страхования по гражданскому праву. Обязательное социальное страхование является страхованием лишь по виду. В отличие от страхования по гражданскому праву оно носит фискальный характер и регулируется нормами финансового права.

В Российской Федерации в настоящее время существуют следующие виды обязательного социального страхования:

- обязательное пенсионное страхование;

- обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- обязательное социальное страхование в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;

- обязательное медицинское страхование.

Необходимо изучить субъектов, перечень социальных рисков, способ аккумуляции средств и предоставляемое обеспечение по каждому из видов обязательного социального страхования.

Другой федеральной (централизованной) организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения является государственное социальное обеспечение, т. е. социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета. В рамках данной формы обеспечение предоставляется тем, кто не подлежит обязательному социальному страхованию (например, пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, их семей), а также обеспечение нетрудоспособных лиц вне всякой связи с трудовой деятельностью (предоставление социальных пенсий, предоставление комплекса услуг пожилым, семьям с детьми).

Кроме того, за счет бюджетных ассигнований финансируются расходы на пенсионное обеспечение, предоставляемое на основании специальных нормативных актов (судьям, прокурорско-следственным работникам, депутатам). Это так называемая смешанная форма социального обеспечения.

Нужно уяснить, что роль государства в реализации права граждан на социальное обеспечение заключается:

1) в законодательном закреплении права граждан на социальное обеспечение, соответствующее по своему содержанию международным нормам;

2) создании устойчивой финансовой основы для социального обеспечения;

3) установлении стандарта обеспечения, гарантирующего достойную жизнь;

4) установлении гарантий защиты права на социальное обеспечение.

В процессе изучения данной темы нужно также определить соотношение понятий «социальное обеспечение» и «социальная защита».

 

 

Контрольные вопросы и задания

1. Каково содержание права человека на социальное обеспечение?

2. Назовите характерные признаки социального обеспечения как общественного явления.

3. Что такое социальный риск?

4. Дайте определение понятию «социальное обеспечение».

5. Охарактеризуйте функции социального обеспечения.

6. Назовите организационно-правовые формы социального обеспечения.

7. Охарактеризуйте обязательное социальное страхование как форму социального обеспечения.

8. Назовите виды обязательного социального страхования
и охарактеризуйте каждый из них.

9. В чем заключается роль государства в реализации гражданами права на социальное обеспечение?


 

 

Тема 2

Право социального обеспечения:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал