Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сентября






Снята охрана со здания Советского посольства. К исходу дня все подразделения 7-й и 103-й гв. вдд были выведены из Праги и Брно на расстояние до 5 км, где решали задачи боевой подготовки до возвращения на родину*.

В течение многих лет утверждалось, что при выполнении операции «Дунай» активных боевых действий не велось

Тем не менее свидетельства участников операции говорят о довольно частых боестолкновениях с радикально настроенными местными жителями. Приведем несколько примеров.

Так, по словам Б. Селиванова, их часть, следовавшая через Банска-Бистрице, была обстреляна из пулемета, установленного на высокой башенке. Ответным выстрелом из пушки БМП огневая точка была подавлена. Он же упоминает и о столкновении с «огромной толпой с оружием за плечами» около завода в городе Раковнике. В ответ на обстрел советские военнослужащие вынуждены были также применить оружие**.

Известно о гибели стрелка 274-го полка 24-й мотострелковой дивизии, рядового Г.А. Гусейнова, застреленного 21 августа во время патрулирования одного из населенных пунктов. По данным генерал-лейтенанта A.M. Майорова, приведенным на совещании 23 августа, семь БМП были подожжены в результате попадания бутылок с зажигательной смесью (некоторые сгорели вместе с экипажами), а также уничтожено и повреждено более 300 автомобилей***.

Всего же с 21 августа по 20 октября при выполнении боевой задачи погибло 11 военнослужащих, в том числе один офицер; ранено и травмировано 87 человек, в том числе 19 офицеров. Кроме того, погибло в катастрофах, авариях, при неосторожном обращении с оружием и боевой техникой, в результате других происшествий и умерло от болезней 85 человек****.

Чехословацкая сторона потеряла 94 человека, 345 граждан было ранено*****.

За время выполнения поставленных задач только двумя дивизиями ВДВ было изъято 6 станковых пулеметов, 95 ручных пулеметов, 436 автоматов, 372 пистолетов-пулеметов, 150 винтовок, 23 гранатомета, 84 050

* Киров А. Десантники в операции «Дунай» активных боевых действий не велось (Советско-чехословацкие военно-политические отношения 1968 года». Издание Военного университета МО РФ. М., 1996. С. 18—25.

*ж Селиванов Б. К событиям в Чехословакии. В сб. Интернационалисты /Под общ. ред. Л.И. Санникова. Смоленск, 2001. С. 250—251.

*** Золотое С. Шли на помощь друзьям // Военно-исторический журнал. 1994. №4.

**** Россия (СССР) в войнах второй половины XX века. М., 2002. С. 341.

***** Немеркнущая слава: от воинов-интернационалистов до миротворцев. М., 2004. С. 255.

патронов, 5 радиостанций, 1 радиопередатчик, закрыто (выведено из строя) 9 стационарных радиостанций*.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении боевой задачи, более 1000 десантников были представлены к награждению орденами и медалями.

Несмотря на военный успех, союзникам по ОВД не удалось достичь политических целей. Расчет на «здоровые силы» не оправдался. Они оказались «... не в состоянии взять на себя руководство партией и сформировать революционное рабоче-крестьянское правительство».

Оказавшись в тупике, советская сторона вынуждена была вернуться к прежней политике, снова пытаясь оказать давление на А. Дубчека и его соратников. Однако дни «реформаторов» были сочтены.

16 октября 1968 года между советским и чехословацким руководством был подписан договор о временном пребывании в Чехословакии Группы советских войск, получившей название «Центральной» (ЦГВ). Численность ее войск должна была составлять не более 130 тыс. человек. В ЦГВ вошли 15-я гвардейская и 31-я танковые дивизии, 18-я, 30-я гвардейские, 48 мотострелковые дивизии. Командующим Группой стал генерал-полковник А. Майоров. При его утверждении на должность Л. Брежнев сказал: «Войска Группы по договору будут размещаться временно. Но недаром же говорят: нет ничего более постоянного, чем временное. Речь идет, Александр Михайлович, не о месяцах — о годах»**.

Поскольку в стране продолжала оставаться напряженная обстановка, командование ЦГВ к середине ноября 1968 года разработало специальный план действий на случай массовых беспорядков, получивший условное название «Серый ястреб». Он предусматривал введение на улицы крупных чехословацких городов — Праги, Остравы, Брно, Братиславы, Кошице и других «для контроля за порядком» — до 20 советских мотострелковых и танковых батальонов.

В последние дни 1968 года, накануне антиправительственной политической стачки, план «Серый ястреб» был впервые приведен в дейст

 

Оружие, изъятое из тайников в окрестностях Праги. 1968 г.

* Кыров Л. Десантники в операции «Дунай» (Советско-чехословацкие военно-политические отношения 1968 года). Издание Военного университета МО РФ. М., 1996. С. 37.

** Цит. по: Немеркнущая слава: от воинов-интернационалистов до миротворцев. М., 2004. С. 254.

вие. В результате планировавшиеся на 31 декабря массовые манифестации оппозиции не состоялись. Тем не менее обстановка в стране продолжала оставаться напряженной. По словам Э. Михайлова, в то время подполковника Главного квартирно-эксплуатационного управления Минобороны СССР, чешские «товарищи» не только всячески саботировали совместные работы, но не останавливались перед прямым вредительством. Из-за мнимых «поломок» выходили из строя котельные, коммунальная инфраструктура военного городка, где размещались советские части. Случались поджоги шифровальных и радийных машин, повреждения телефонных кабелей и т.п. Как правило, советские офицеры старались разрешить все эти конфликты мирным путем, не прибегая к репрессиям. Иначе поступали военнослужащие союзных стран, в частности восточные немцы. Они, например, раскатывали катушку с кабелем прямо по садовым участкам чехов и предупреждали их о личной ответственности за целостность линии связи. В случае повреждения грозили расстрелом. Э. Михайлов вспоминает такую показательную бытовую сценку, свидетелем которой он был:

«К колонке с водой, которую почему-то охраняет чешский солдат с автоматом, подъезжают две армейские машины — советская и армии ГДР. У нас, «как положено», старшим — лейтенант, у немцев ефрейтор. Чех выразительными жестами показывает нашему лейтенанту, что заправляться нельзя, то же объясняет и немцу. Советская машина собирается уезжать. В этот момент ефрейтор что-то говорит своим подчиненным, сидящим в кузове. Те выпрыгивают, отнимают у чеха автомат. А немец подходит к нашему лейтенанту и показывает на колонку с водой, говорит «Битте шен» (Пожалуйста, дескать, набирайте воду).

Но самое интересное происходит потом. Обе машины, заправившись водой, начинают отъезжать. Чех бежит за немецкой машиной и канючит: «Отдай пистоль!» Немецкие солдаты сначала выбрасывают диск (заставляя чеха бежать за машиной), потом автомат и в последнюю очередь патроны. Друзья мне потом рассказывали, что так же жестко немцы вели себя везде, поэтому их и боялись»*.

Отношение к советским войскам стало меняться к лучшему, после того как ЧССР возглавил Густав Гусак. По словам Э. Михайлова — «дружить с русскими стало модно». Однако «братских отношений» достичь больше так и не удалось. «Пражская весна» на многие годы стала пропагандистским оружием чешской оппозиции и западных служб психологической войны. Так, в начале 1969 года в чешской столице произошла демонстрация против СССР и советских «оккупационных» войск. По западным источникам, манифестанты разгромили два советских учреждения и разбили окна в казармах советской части в Праге**.

Во второй половине августа 1983 г. в чехословацком городе Писек состоялась демонстрация 60 молодых людей, выкрикивавших лозунги:

* Михайлов Э. Чешская осень. Как советские войска «оккупировали» ЧССР // Независимое военное обозрение. 2002. № 32. С. 5.

** Часовой. 1969. № 54 (апрель).

«Советские, убирайтесь домой!», «Да здравствует Дубчек!». Все участники демонстрации были арестованы. Это была первая, после «нормализации», антисоветская демонстрация*. За ней последовали другие.

Под знаменем «пражской весны» разворачивалась и «бархатная» революция в 1989 году. Она сопровождалась «покаянными» признаниями Польши, Венгрии, ГДР, Болгарии, СССР об ошибочности ввода в Чехословакию войск Варшавского договора в 1968 году**.

«Бархатная» революция началась 17 ноября с массовой студенческой демонстрации, разогнанной силами общественной безопасности. По некоторым данным, в результате столкновений ранения получили 44 человека, 10 из них были госпитализированы***. Взрыв произошел 19 ноября. По городу распространился слух, что убит студент физико-математического факультета Карлова университета Мартин Шмид. Слух вскоре опровергли, «убитого» показали по телевидению. Но было уже поздно, накаленные страсти выплеснулись через край. Возмущенная вандализмом коммунистов Прага, под водительством «Гражданского форума» (лидер — драматург В. Гавел), закипела. Началось со стачки учащихся и артистов, потом забастовали заводы. И хотя вскоре стало известно, что никакого убийства на Народни тржиде не было (в Праге на разных факультетах значилось два Мартина Шмида, и оба оказались живы), ничто уже не могло остановить обвала власти, которая, по воспоминаниям Мирослава Штепана, в то время первого секретаря пражского горкома партии, пребывала в странном бездействии. Затем последовало «самоуничтожение» народной власти: парламент изъял из конституции (по инициативе депутатов-коммунистов) статью о руководящей роли компартии, были распущены политорганы в армии и системе МВД, изъят марксизм-ленинизм из вузовских программ, ликвидированы заграждения на пограничных переходах в Австрию и Германию, а вместо героя антифашистского Сопротивления Густава Гусака президентом страны стал Вацлав Гавел.

* Посев. 1984. № 1.С. 20.

** В августе 1989 года Политисполком ВСРП выразил несогласие с военным вмешательством в события 1968 года в Чехословакии. В сентябре 1989 года Государственное собрание Венгрии заявило, что оно осуждает тот факт, что в августе 1968 года в военном вмешательстве в Чехословакии приняли участие венгерские воинские подразделения. На заседании Сейма ПНР в августе 1989 года было принято заявление, в котором ввод войск пяти стран — участниц Варшавского договора в Чехословакию был охарактеризован как «нарушение неотъемлемого права каждого народа на самоопределение». В начале декабря 1989 года решение о незаконности ввода войск Организации Варшавского договора в Чехословакию приняли высшие законодательные органы ГДР и Болгарии. 5 декабря 1989 года Советское правительство опубликовало заявление, в котором указывалось, что «вступление армий пяти социалистических стран в пределы Чехословакии в 1968 году не было обоснованным, а решение о нем в свете всех известных теперь фактов было ошибочным».

*** Ярошевский В. Прага. Весна в ноябре // Эхо планеты. 1989. № 50, декабрь. С. 7-8.

Его отец вплоть до окончания Второй мировой войны владел в Чехословакии огромным имуществом — крупнейшей во всей Чехословакии киностудией «Barrandov» на окраинах Праги, а также комплексом зданий «Lucerna» (по-русски люкарна), в который входили кинотеатры, гостиницы, торговый центр, жилые дома и т. д. После прихода к власти в стране коммунистов в феврале 1948 г. все огромное имущество отца Гавела поступило в распоряжение государства. После «бархатной» революции в ноябре 1989 г. все конфискованное имущество, в рамках приватизации, новый президент Вацлав Гавел приобрел в собственность назад. На сегодняшний день имущество Вацлава Гавела (киностудия «Barrandov» и комплекс «Lucerna») оценивают суммой в несколько миллиардов крон*.

Но вернемся к событиям 1989 года. Впоследствии ноябрьское выступление будет названо «всенародным». Тем не менее значительная (если не ключевая) роль в этих событиях принадлежит западным спецслужбам. Мирослав Штепан в своей книге «Исповедь узника «бархатной» революции» пишет:

«Сотрудники западных посольств не были загадкой ноябрьских событий. Их правительства никогда не скрывали, что желают свержения социалистического строя в Чехословакии, поддерживают оппозицию.

Весь спектакль был спланирован и разработан в деталях. Сначала некто нуждался в жестоком насилии, чтобы спровоцировать студенческие волнения. В придачу потребовался «труп» студента Шмида. А главное — массовая истерия, атмосфера, в которой люди не мыслят, в которой властвуют страсти. За двоих студентов Шмидов стали возжигать свечи. Свечи живым: Прага окунулась в политическую мистику...»**.

Спустя три года после трагических событий на Народни тржиде пражская газета «Шпигл» опубликовала сенсационное признание контрразведчика Людвика Зифчака. Текст, сочетающий записки контрразведчика с материалами следствия, организованного над ним новой властью, раскрывал закулисную подоплеку «убийства Мартина Шмида». По свидетельству Зифчака, он за полгода до «бархатной» революции был внедрен под видом студента Ружичку в ряды ее организаторов. За короткое время ему удалось снискать доверие лидеров оппозиции и даже возглавить крупную студенческую организацию. В период активной подготовки «революции» он контактировал с Вацлавом Гавелом (будущим президентом) и с его непосредственным куратором — агентом ЦРУ Норменом, работавшим под «крышей» посольства США.

Незадолго до ноябрьских событий он послал донесение в «центр», что после легального митинга на Вышеградском холме к студентам примешается группа актеров пражских театров с задачей перенаправить колонну к Вацлавской площади через Народни тржиду. А 15 ноября контрразведчик уведомил руководство о предстоявшей мистификации с «гибелью» студента Шмида. О том, что сыграть роль «трупа» будет поручено

* https://left.ru/2005/l l/vazlavl28.phtml

** Цит. по: Крушинский А. Колючий «бархат» // Родина. 2005. № 2. С. 14—15.

ему, он узнал лишь в последний момент, о чем не успел проконсультироваться с «центром». Чтобы не рассекретить себя, он вынужден был подчиниться приказу режиссеров «революции» и стать «жертвой коммунистической власти». Через некоторое время Людвик Зифчак получил приказ из «центра» прекратить операцию и ретироваться от своих «единомышленников». В 1990 году он был арестован и осужден новыми властями на основании статьи «За злоупотребления полномочиями общественного деятеля»*.

После победы «бархатной» революции была провозглашена Чехословацкая Федеративная Республика (ЧСФР), управляемая Федеральным собранием и президентом Вацлавом Гавелом. В июне 1992 года на основе проведенного в Словакии референдума было принято направление на создание самостоятельного государства и сохранение более централизованной экономики. В январе 1993 года были официально провозглашены Чешская и Словацкая Республики.

* Крушинский А. Колючий «бархат» // Родина. 2005. № 2. С. 16.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал