![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типы финансовой политики
1) В зависимости от теоретической базы и разработанной на ее основе концепции, которая определяет роль государства в области финансов, различают три основных типа финансовой политики: классическая; директивная; регулирующая. Последняя в своем развитии прошла два этапа, и подразделятся на: кейнсианскую и неоконсервативную стратегию.
Характеристика приведена в таблице.
2) Исходя из целей и задач, различают три вида финансовой политики: - политика экономического роста; - политика стабилизации; - политика ограничения деловой активности.
Под политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная финансовая политика является стимулирующей и предусматривает снижение налогового бремени. Если правительство пытается удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. Финансовая политика ограничения деловой активности направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем. Применяется правительством в период подъема с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающего вместе с избыточным спросом. Сдерживающая финансовая политика означает в первую очередь увеличение налогов.
3) Исходя из особенностей воздействия на экономику, финансовую политику можно разделить на два типа: – дискреционную; – недискреционную.
Под недискреционной финансовой политикой понимают способность налоговой системы к самостоятельной стабилизации и регулированию экономической деятельности в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов (органов власти). Под дискреционной политикой понимается сознательное управление налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема валового национального продукта и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Финансовое планирование
Одним из принципов организации финансовой системы является плановый характер финансовых отношений. Он претворяется в жизнь через финансовое планирование, которое является частью планирования экономики в целом. Кроме этого, финансовое планирование является первым функциональным элементом управления финансами. Финансовое планирование – проектирование финансовых показателей на будущий плановый период. Представляет собой деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Основная задача финансового планирования (как любого другого) – это достижение наибольших результатов при наименьших затратах. Но, в процессе финансового планирования решаются и специфические задачи, присущие только ему. При этом учитываются требования финансовой политики, проводимой на данном этапе.
Специфические задачи: 1) Определение объемов финансовых ресурсов на плановый период; 2) Прогноз финансовых последствий реализации программ; 3) Обеспечение координации финансовой политики, экономического и социального развития; 4) Установление оптимальных пропорций в распределении денежных фондов; 5) Определение источников денежных средств и их объемов; 6) Определение размеров затрат и конкретных источников финансирования; 7) и т.д.
Объектом финансового планирования являются все звенья финансовых отношений, финансовая деятельность организаций и государства. В условиях рыночной экономики роль финансового планирования возрастает. Это связано с предоставлением его субъектам большей свободы финансового маневра в управлении финансовыми результатами. Результатом финансового планирования является составление различных финансовых планов. Причины множественности планов: – каждому звену финансовой системы соответствуют свои финансовые планы; – каждому фонду внутри звена также соответствуют свои финансовые планы; – движение средств отражается за конкретный период времени. Все планы объединены в единую систему.
Классификация финансовых планов 1. По принципу добровольности: 1.1 обязательные планы; 1.2 добровольные (необязательные). 2. В зависимости от периода, на который составляется план: 2.1 Оперативные, т.е. краткосрочные. 2.2 Годовые планы 2.3 Трехлетние планы 2.4 Пятилетние планы 2.5 Перспективные, т.е. долгосрочные на 10-15 лет 3. По субъекту ( в зависимости от того, для кого предназначены ): 3.1 Для органов государственной власти и управления различных уровней составляются соответствующие Бюджеты (федеральный, региональный и местный) и Сводные балансы финансовых ресурсов (как территориальные, так и баланс денежных доходов и расходов населения); 3.2 Для коммерческих организаций составляются Балансы доходов и расходов и совокупность Оперативных планов (платежный календарь, кредитный и кассовый планы); 3.3 Для бюджетных организаций – смета расходов; 3.4 Для некоммерческих организаций – совокупность оперативных планов. Общим для всех этих форм финансовых планов является их деление на доходную и расходную части. Данное деление отражает связи субъектов планирования между собой, многообразие источников поступления и направлений расходования денежных средств. Однако сметы имеют только расходную часть, т.к. у данных организаций только бюджетное финансирование.
4. В зависимости от широты охватываемых планами экономических отношений: 4.1 Первичные планы (формируются из первичных показателей); 4.2 Сводные финансовые планы – финансовые планы, в которых объединены показатели первичных финансовых планов: общегосударственные, отраслевые и территориальные.
|