Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Можно ли искусство определить формулой?






Кто-то может продолжать утверждать, что даже если нет особенности, присущей всем произведениям искусства и только им, то все-таки в принципе мы способны построить формулу, которая выразит множество правил, устанавливающих, что является искусством, а что — нет.

Вот пример такой формулы. Допустим, я ввожу термин «фаббилуфер» следующим образом:

Необходимо, что нечто является фаббилуфером тогда, и только тогда, когда обладает по крайней мере тремя из шести таких характеристик: колеса, руль, мотор, фара, подвеска колес, сиденье.

Некоторые фаббилуферы.

Моя формула охватывает условия, при выполнении которых нечто можно квалифицировать как фаббилуфер. Аналогично, даже если нет ни одного свойства, которое было бы присуще всем произведениям искусства, то все-таки, может быть, можно построить формулу, которая точно скажет нам, что такое «искусство»? И пока нет такой формулы, как мож­но знать, что такое искусство?

Витгенштейн полагает, что можно, вновь обращаясь к по­нятию игры.

«Что же тогда означает: знать, что такое игра? Что значит: знать это и быть не в состоянии это сказать? Не эквивалентно ли такое знание несформулированному определению, в кото­ром, передай я его словами, я признаю выражение моего зна­ния? Разве мое знание, мое понятие об игре не выражается полностью в тех объяснениях, которые я мог бы привести? То есть в том, как я описываю примеры разного рода игр, пока­зываю, как по аналогии с ними могут быть сконструированы всевозможные типы других игр, говорю, что то или это вряд ли может называться игрою, и т.д.» (там же, с. 115).

С точки зрения Витгенштейна, наши обыденные объяс­нения, что мы понимаем под «игрой», — объяснения, ссы­лающиеся на примеры, на сходства и различия и т.п., уже точно выражают то, что мы подразумеваем под этим терми­ном. Иллюзия скрытой глубины в нашем языке — глубины, в которую мы должны погрузиться и формализовать ее, если действительно понимаем, что такое «игра», обусловлена не­способностью заметить, как на самом деле функционирует наш язык. Обычно мы не устанавливаем ясных правил и гра­ниц, точно фиксирующих, что подходит, а что не подходит под данное понятие. Практическое использование таких тер­минов, как «игра», является гораздо более непроизвольным и текучим, чем можно задать в определении. И в значении термина нет ничего сверх того, что раскрывается в обыден­ной практике его употребления и разъяснения его значения другим людям (иначе как могли бы мы усвоить это значение или передать его другим?).

Короче говоря, нам уже прекрасно известно, что означа­ет слово «игра». Ничего тайного здесь нет. Любая формула, которая пытается более точно выразить то, что мы подразумеваем под словом «игра», не раскрывает границ его использования, а устанавливает новые границы.

Мы могли бы сказать, что то же самое верно для «искусства», как и для многих других терминов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал