Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические занятия (лекция) - 2часа. Лекция 1.Уголовный закон (проблемная лекция).
Лекция 1. Уголовный закон (проблемная лекция). Вопросы лекции: Вопрос 1. Уголовный закон: понятие, признаки. Вопрос 2. Структура уголовного закона. Вопрос 3. Действие уголовного закона во времени. Вопрос 4. Действие уголовного закона в пространстве. Вопрос 5. Толкование уголовного закона. Аналогия в уголовном праве. Вопрос 1. Уголовный закон России – это опубликованный в официальном порядке и введенный в действие федеральный нормативный правовой акт, принятый в соответствии с Конституцией РФ Государственной Думой и одобренный Советом Федерации, а также подписанный Президентом Российской Федерации, либо правовой нормативный акт, принятый всенародным голосованием (референдумом), либо нормативный акт международно-правового характера, содержащий нормы уголовного права, ратифицированный в установленном порядке компетентным органом государственной власти России или бывшего СССР. В нем определяются задачи, основания и принципы уголовной ответственности и общие положения уголовного права, а также устанавливается, какие общественно опасные деяния и при каких условиях признаются преступлениями и какие наказания подлежат применению к лицам, совершившим преступления. Не принятый в конституционном порядке нормативный акт уголовно-правового характера именуется проектом уголовного закона. Уголовный закон является основным, однако не единственным, как это часто утверждается в научной литературе, источником уголовного права. Кроме уголовного закона к источникам уголовного права относятся нормативные толкования уголовного закона, даваемые органом законодательной власти, положения Конституции РФ, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ. Источником норм уголовного права, относящихся к Особенной части, в которых описываются объективные и субъективные признаки конкретных преступных деяний и устанавливаются виды и размеры наказаний, подлежащих применению к лицам, совершившим преступление, является, как правило, уголовный закон. В весьма редких случаях источником норм Особенной части уголовного права служит тот или иной нормативный акт международного права, ратифицированный в установленном порядке (например, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г., ратифицированная Президиумом Верховного Совета СССР 18 марта 1954 г.). Уголовный закон уже многие десятилетия в науке уголовного права трактуется неоднозначно в зависимости от принадлежности исследователей к тому или иному философскому направлению и школе уголовного права. Так, известный русский криминалист А.Ф. Кистяковский в конце XIX в. писал, что «уголовным законом называется постановление, которым запрещается или повелевается что-нибудь под страхом наказания». Он полагал, что уголовный закон есть только форма выражения уголовного права как совокупности понятий данного народа в данный период его развития о правом и неправом. По мнению А.Ф. Кистяковского, «в создании уголовного закона не остается места произволу законодателя, которому приходится только закреплять народившиеся или вызываемые потребностями быта понятия о правом и неправом, созданные сложившимися или слагающимися общественными отношениями» (Кистяковский А.Ф. С. 192). Почти в тот же период времени немецкий криминалист Ф. Лист уголовный закон характеризовал как волю общества, изъявленную путем согласного с конституцией взаимодействия законодательных факторов и возвещенную в установленной конституцией форме (Лист Ф.С. С. 91). М.Д. Шаргородский уголовный закон советского времени определял как «принятый Верховным Советом СССР акт, выражающий общую волю трудящихся и содержащий в себе основные нормы, регулирующие охрану социалистического государства от преступлений путем применения к виновным наказаний». Он утверждал, что в советском уголовном праве основным источником является уголовный закон, т.е. закон, изданный Верховным Советом СССР, а также указ Президиума Верховного Совета СССР, впоследствии утверждаемый Верховным Советом СССР (Шаргородский М.Д. С. 30). Хотя приведенные строки писались автором в 1947 – 1948 гг., в них не нашлось места признанию того факта, что в то время уголовные законы принимались не только Верховным Советом СССР и его Президиумом, но и Верховными Советами союзных республик и их Президиумами. В современных условиях уголовный закон России выражает волю и интересы большинства ее многонационального народа. Как уже отмечалось выше, в ч. 1 ст. 3 Конституции РФ устанавливается, что вся власть в Российской Федерации принадлежит ее многонациональному народу, который является носителем суверенитета и единственным источником власти. В Российской Федерации народ осуществляет государственную власть непосредственно либо реализует ее через парламент, систему иных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это дает основание считать, что уголовный закон России выражает представления большинства ее многонационального народа о преступном и непреступном, о задачах, принципах, общих положениях уголовной ответственности, о видах уголовных наказаний и иных формах уголовно-правового реагирования на преступные проявления. По сложившейся в нашей стране за многие десятилетия традиции в законотворчестве уголовный закон принимается в виде определенным образом систематизированного законодательного акта, именуемого Уголовным кодексом (Уголовным уложением, Основами уголовного законодательства и т.д.), либо в виде отдельного уголовного закона, действующего непосредственно без включения его норм в Уголовный кодекс (например, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества»). В условиях военного времени допускается принятие самостоятельного уголовного закона об уголовной ответственности за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке (ч. 3 ст. 331 УК). Уголовный закон России представляет собой нормативный акт федерального значения, принимаемый в установленном Конституцией РФ порядке. Федеральный характер уголовного закона заключается в том, что он принимается только органом законодательной власти России (ст. 71 Конституции РФ) и распространяет свое действие на всю территорию Российской Федерации. Исключением в этом отношении являлось, например, по УК 1960 г. действие гл. 11 «Преступления, составляющие пережитки местных обычаев». В ст. 236 УК, определявшей пределы действия данной главы, предусматривалось, что ее действие распространяется на те автономные республики, автономные области и другие местности РСФСР, где общественно опасные деяния, перечисленные в гл. 11, являются пережитками местных обычаев. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Все законы Конституция подразделяет на федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации. Уголовные законы, как правило, не носят конституционного характера. Исключением в этом отношении являются конституционные положения уголовно-правового характера об условиях допустимости применения смертной казни в качестве уголовного наказания (ст. 20 Конституции), о недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50), об освобождении от обязанности свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 51) и др. Право законодательной инициативы о принятии уголовного закона, как и всякого другого федерального закона, принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания РФ; те из них, которые предусматривают расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации (ст. 104 Конституции). Согласно ст. 105 Конституции РФ федеральные уголовные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией. Принятые Государственной Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Уголовный закон, как и всякий федеральный закон, считается одобренным Советом Федерации Федерального Собрания РФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения уголовного закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего уголовный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации уголовный закон (как и иной федеральный закон) считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Как установлено в ст. 107 Конституции, принятый уголовный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент в течение четырнадцати дней подписывает закон и обнародует его. Если Президент в течение четырнадцати дней с момента поступления закона отклоняет его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении уголовный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 108). Они могут содержать и нормы уголовного права. Такой закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию (ст. 108 Конституции). Принятые в установленном Конституцией РФ порядке федеральные конституционные законы не могут возвращаться в Государственную Думу и Совет Федерации для повторного рассмотрения с возражениями Президента РФ. Международные договоры Российской Федерации и иные международно-правовые акты (конвенции, пакты и др.), если в них содержатся нормы уголовного права, подлежат ратификации (как, впрочем, и другие договоры и акты) Государственной Думой путем принятия федерального закона о ратификации соответствующего договора, соглашения, конвенции и т.п. Согласно п. «г» ст. 106 Конституции РФ федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Уголовный закон в виде Уголовного кодекса, иного систематизированного нормативного акта или отдельно действующего правового акта является юридической базой борьбы с преступностью. Уголовный закон, определяя исходные принципы и общие положения уголовного права, описывая объективные и субъективные признаки деяний, которые признаются преступлениями, и устанавливая конкретные виды и размеры наказаний за совершение этих общественно опасных деяний, формулирует тем самым ориентиры правоприменительным органам, основной задачей которых является: обеспечение в каждом случае обнаружения признаков преступления уголовного преследования и назначение виновным справедливого наказания, руководствуясь при этом Уголовно-процессуальным кодексом и Уголовным кодексом РФ; обеспечение отказа от уголовного преследования невиновных, освобождение их от уголовной ответственности и от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию. Таким образом, юридическое значение уголовного закона заключается в том, что он побуждает соответствующие компетентные правоохранительные органы и общественные объединения своевременно выявлять и раскрывать совершенные преступления, создает им для этого надлежащую юридическую базу, позволяет отграничивать преступное от непреступного, избирать наиболее целесообразную меру уголовно-правового реагирования на лицо, совершившее преступление, и тем самым содействует обеспечению законности в борьбе с преступностью. Уголовный закон устанавливает запреты, обязанности, дозволения и поощрения уголовно-правового характера, которые, будучи доведенными до всеобщего сведения населения страны путем официального опубликования закона, воздействуют на сознание и волю граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, побуждают их сообразовывать свои решения, действия и поступки с этими запретами, обязанностями или дозволениями. Тем самым уголовный закон уже фактом своего существования оказывает определенное предупредительно-воспитательное и регулирующее воздействие на граждан. Предупредительно-воспитательный эффект уголовного закона тем выше, чем полнее он отражает нравственные воззрения большинства общества. Многие годы в нашей стране уголовный закон рассматривался в качестве одного из важных орудий строительства нового общества, борьбы с преступностью, охраны прав и свобод граждан (Дурманов Н.Д. С. 3). В современных условиях уголовный закон и уголовное законодательство в целом следует рассматривать в качестве юридической базы противодействия преступности, средства охраны наиболее важных общественных отношений, складывающихся между людьми в экономической, политической и социальной сфере, в функционировании и совершенствовании которых заинтересовано современное российское общество. Таким образом, уголовный закон – это опубликованный в официальном порядке и введенный в действие федеральный правовой нормативный акт, в котором предусматриваются юридические нормы, определяющие, какие общественно опасные деяния и при каких условиях признаются преступлениями и какие виды наказания и иные меры уголовно-правового характера применяются к лицам, совершившим преступления. Уголовный закон принимается в установленном Конституцией РФ порядке Государственной Думой, одобряется Советом Федерации и подписывается Президентом РФ. Он может приниматься всенародным голосованием – референдумом. Его значение заключается в том, что он является юридической базой противодействия преступности, определяя преступное и непреступное. Он оказывает огромное предупредительно-воспитательное влияние на поведение людей, регулирует общественные отношения, складывающиеся между лицом, совершившим преступление, и органами государства, уполномоченными вести борьбу с преступностью. Вопрос 2. В структурном отношении Уголовный кодекс традиционно подразделяется на Общую и Особенную части. Соответственно этому и другие нормативно-правовые акты РФ, международно-правовые акты принадлежат либо к Общей части уголовного права, либо к Особенной части. Общая и Особенная части действующего УК делятся на разделы и главы, которым даны соответствующие наименования. Наименование Общей и Особенной частей УК отражает их содержание и направленность. Главы Общей и Особенной частей УК подразделяются на соответствующие статьи, каждой из которых присваивается порядковый номер и наименование. Наименование каждой статьи УК отражает содержание ее предписаний и облегчает пользование Кодексом. Цифровая нумерация и наименование соответствующих статей даются также и при издании отдельных законодательных актов уголовно-правового характера, которые подлежат включению в УК. Статьи Общей и Особенной частей УК, как правило, подразделяются на соответствующие части, каждая из которых начинается с красной строки. Соответствующим частям статей Общей и Особенной частей в УК дается цифровое, а в рамках соответствующей части и буквенное обозначение (ч. 1 ст. 83; п. «а», «б», «в», «г» и «д» ч. 3 ст. 86; п. «а», «б», «в», «г» ч. 2 ст. 158 УК). Общая часть УК состоит из шести разделов и 15 глав. Особенная часть состоит из шести разделов и 19 глав. В случаях дополнения УК новыми статьями им дается цифровое обозначение статьи, вслед за которой помещается вновь вводимая в УК статья, а вверху указывается порядковый номер в цифровом обозначении (например, ст. 127.1 («Торговля людьми»), ст. 127.2 («Использование рабского труда»), ст. 145.1 («Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат») и др.). Статьи Особенной части УК, которые не подразделяются на соответствующие части, структурно состоят из диспозиции и санкции. Ту часть статьи, в которой описываются объективные и субъективные признаки конкретного состава преступления, именуют диспозицией этой статьи. Ту часть статьи, в которой предусматривается наказание за совершение соответствующего преступления, называют санкцией. Сказанное выше полностью относится к тем статьям Особенной части УК, которые подразделяются на соответствующие части, где предусматриваются самостоятельные и диспозиции, и санкции. В Особенной части действующего УК имеются статьи, носящие общий характер, в которых не содержится указаний на меру наказания (т.е. нет санкции). Например, в ст. 331 УК дается определение понятия преступлений против военной службы, называется круг лиц, которые могут быть субъектами таких преступлений, определяются основания уголовной ответственности за преступления против военной службы, совершенные в военное время или в боевой обстановке. В статьях Общей части УК и их частях определяются задачи и пределы действия уголовного законодательства в пространстве, во времени и по кругу лиц, устанавливаются основания и принципы уголовной ответственности, другие общие положения уголовного права. Поэтому в статьях Общей части УК нет санкций, где бы указывалось на возможность применения того или иного вида наказания. Структура уголовно-правовой нормы Статьи Общей и Особенной частей УК и других нормативных правовых актов уголовно-правового характера являются юридической формой объективации норм уголовного права. Соотношение статьи уголовного закона или части соответствующей статьи с отдельной нормой уголовного права таково, что в одних случаях статья или часть статьи УК совпадает с отдельной нормой уголовного права, в других случаях в статье УК или иного правового нормативного акта содержится несколько норм уголовного права (см., например, ст. 180 – «Незаконное использование товарного знака»). Норма уголовного права – это общеобязательное правило, сформулированное в статье или части статьи УК или иного нормативно-правового акта, рассчитанное на неопределенный круг лиц и на неопределенное число случаев криминального характера. По своей структуре нормы уголовного права, принадлежащие к институтам Общей и Особенной частей, существенно различаются. Поэтому с точки зрения теоретического осмысления этих норм и их отличия от норм других отраслей права вполне допустимо и целесообразно отдельное описание структуры норм Общей и Особенной частей уголовного права. Однако в плане практического применения действующего уголовного законодательства предпочтительнее рассмотреть особенности структуры отдельных статей или частей статьи УК, а также виды диспозиций и санкции статей либо их частей. Вычленение в структуре статьи или части статьи уголовного закона диспозиции и санкции имеет практический смысл лишь применительно к статьям Особенной части УК. Применительно к статьям Общей части вычленение в их структуре диспозиции и санкции имеет лишь теоретическое (познавательное) значение. Под диспозицией статьи (части статьи) УК понимают ту ее часть, в которой дается описание или характеристика объективных и субъективных признаков определенного вида общественно опасного поведения, признаваемого преступлением. Под санкцией статьи (части статьи) УК понимают ту ее часть, в которой указываются вид и размер уголовного наказания, подлежащие применению в случае совершения лицом предусмотренного в диспозиции статьи преступления. Сторонники точки зрения о трехчленной структуре норм уголовного права вычленяют также гипотезу уголовно-правовой нормы, под которой понимаются те условия, при наличии которых соответствующее общественно опасное деяние признается преступлением. В статьях Особенной части УК не описываются признаки гипотезы нормы, поэтому учение о гипотезе имеет отношение к так называемой логической норме уголовного права. А коль скоро, как уже отмечалось выше, нормы уголовного права Общей и Особенной частей действуют применительно к отдельному криминальному случаю системно, то отпадает необходимость в использовании понятия логической нормы уголовного права и такого ее структурного элемента, как гипотеза. В зависимости от способа описания диспозиции статьи или части статьи Особенной части уголовного закона различают статьи с простой, описательной, ссылочной и бланкетной диспозициями. Диспозиция статьи (части статьи) считается простой, когда в ней не раскрываются объективные и субъективные признаки определенного деяния, а лишь указывается на наименование данного деяния или какую-либо его существенную черту. Например, в ч. 1 ст. 126 УК ее диспозиция описывается всего двумя словами – «Похищение человека». Прибегая к использованию простой диспозиции, законодатель, вероятно, исходит из предположения, что такое описание преступного деяния вполне доступно для понимания широкого круга населения и правоприменителя. Под описательной понимается такая диспозиция статьи Особенной части УК (части статьи), где более или менее подробно обрисовываются объективные и субъективные признаки соответствующего преступного деяния. Примером может служить диспозиция ст. 125 УК, в которой признаки объективной и субъективной сторон состава оставления в опасности описываются следующим образом: «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние». Большинство статей УК предусматривает описательные диспозиции, что облегчает деятельность правоприменителя при квалификации содеянного, отграничении смежных составов преступлений. Разновидностью описательной диспозиции является диспозиция с альтернативными признаками объективной стороны преступления. Примером ее является диспозиция ч. 1 ст. 223 УК, согласно которой состав незаконного изготовления оружия предполагает «незаконные изготовление или ремонт огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, а равно незаконное изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств». Под ссылочной понимается такая диспозиция, которая отсылает для уяснения предусмотренного в ней состава к другим частям или статьям УК. Например, в ч. 4 ст. 166 УК («Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения») говорится: «Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия». Бланкетной считается диспозиция статьи УК, в которой описываются признаки соответствующего преступного деяния путем указания на нарушение каких-либо правил (иногда специальных понятий), установленных или определяемых в нормативных правовых актах иных отраслей права. В данном случае без использования соответствующих нормативных актов других отраслей права невозможно установить в полном объеме признаки объективной стороны того или иного состава преступления. Так, в ч. 1 ст. 264 УК предусматривается уголовная ответственность за нарушение лицом, управляющим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. А какой пункт правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства нарушен в данном конкретном случае, можно определить лишь путем обращения к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090. Признаки тяжкого вреда здоровью человека устанавливаются судебно-медицинским экспертом на основании Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью. В зависимости от особенностей конструкции санкции в теории уголовного права различают санкции абсолютно определенные и относительно определенные. Абсолютно определенной признается санкция, в которой предусматривается только один, точно определенный вид и размер наказания или альтернативные точно определенные виды наказания. При абсолютно определенной санкции ограничиваются возможности суда в отношении индивидуализации подсудимому наказания. Поэтому в законодательной практике такие санкции предусматриваются крайне редко. В действующем УК нет ни одной абсолютно определенной санкции. Относительно определенной санкцией считается такая, в которой допускается возможность избрания того или иного вида наказания в определенных пределах между его минимальным и максимальным размерами. При конструировании относительно определенных санкций используются два приема: а) в санкции статьи указывается только максимальный размер данного вида наказания; б) в санкции статьи устанавливаются как минимальный, так и максимальный размер данного вида наказания. Например, согласно ст. 106 УК убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов, а равно убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. В данном случае минимум лишения свободы в санкции ст. 106 УК не определен и устанавливается на основании предписания ч. 2 ст. 56 Общей части УК, в соответствии с которой предусмотрено лишение свободы на срок от двух месяцев. Согласно ч. 1 ст. 131 УК изнасилование, т.е. половое сношение с применением насилия или угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей, наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет. Поэтому по общему правилу суд может назначить виновному срок наказания за названное преступление в пределах от трех до шести лет лишения свободы с учетом личности виновного и других обстоятельств дела. Выделяют также санкции единичные (с одним основным видом наказания) и альтернативные; простые (без дополнительных наказаний) и кумулятивные (Кругликов Л.Л. С. 66). Альтернативными считаются санкции, в которых предусматривается возможность назначения виновному одного из нескольких основных видов наказания, указанных в законе. Примером альтернативной относительно определенной санкции может служить санкция ч. 1 ст. 130 УК, согласно которой оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, наказывается либо штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев. Кумулятивными (суммирующими) считаются санкции, в которых наряду с основным видом наказания предусматривается обязательное или факультативное применение одного или нескольких дополнительных наказаний. Например, согласно ст. 155 УК разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Санкции типа ст. 155 УК следует отнести к кумулятивным с факультативным применением дополнительного наказания. Санкция ч. 1 ст. 169 УК за неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации и за иные указанные в диспозиции этой статьи действия в качестве наказания наряду с другими предусматривает возможность назначения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев. В подобных случаях дополнительное наказание может быть не применено лишь при наличии условий, предусмотренных ч. 1 ст. 64 УК. Санкция ч. 1 ст. 169 УК может быть отнесена к кумулятивным с обязательным применением дополнительного наказания. Вопрос 3. Уголовный закон, как правовая реальность, действует в определенных временных пределах. Установление точных пределов действия уголовного закона во времени имеет большое практическое значение, так как с этим связано разрешение вопроса о преступности и наказуемости содеянного. Вопросы действия уголовного закона во времени регулируются ст. 9 УК, а также ст. 54 Конституции, п. 2 ст. 11 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. В ч. 1 ст. 9 УК предусмотрено, что «преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния». В ч. 2 ст. 9 УК устанавливается: «Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий». Сказанное предполагает необходимость уяснения вопросов о том, когда закон вступает в силу и когда прекращается его действие. Вступление уголовного закона в силу означает, что он становится обязательным для всех государственных органов, должностных лиц, а также граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства. Точное установление даты (или дня) вступления уголовного закона в силу имеет важное прикладное значение. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В СССР существовала порочная практика, согласно которой допускалось применение неопубликованных законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека. Издавались законы и иные нормативные правовые акты с грифом «не подлежит опубликованию», «не для печати», «для служебного пользования», «секретно» и т.п. В итоговом документе Венской встречи (1989 г.) указывается, что государства-участники должны «эффективно обеспечивать право лиц знать свои права и обязанности... и поступать в соответствии с ними, с этой целью публиковать и делать доступными все законы, административные правила и процедуры, относящиеся к правам человека и основным свободам». В Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990 г.) констатируется, что «законы, принятые по завершении соответствующей гласной процедуры, и административные положения публикуются, что является условием их применения. Эти тексты будут доступны для всех». Названные положения повторены в Парижской хартии для новой Европы (1990 г.). Порядок опубликования и вступления в силу уголовного закона в настоящее время регламентируется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» (см. список литературы к § 3 этой главы). Действие уголовного закона прекращается по общему правилу либо в связи с отменой закона или прекращением его действия в целом или отдельной его главы, статьи, либо в связи с заменой его новым уголовным законом. Так, в ст. 2 Федерального закона от 13 июня 1996 г. «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» было сказано: «Признать утратившими силу с 1 января 1997 года Уголовный кодекс РСФСР, утвержденный Законом РСФСР от 27 октября 1960 года «Об утверждении Уголовного кодекса РСФСР», а также все законы, которыми в Уголовный кодекс РСФСР внесены изменения и дополнения в период с 27 октября 1960 года до 1 января 1997 года. Другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, подлежат приведению в соответствие с Уголовным кодексом Российской Федерации». Сказанное выше не означает, что положения УК РСФСР 1960 г. прекратили свое действие окончательно или полностью, – они не применяются только в отношении общественно опасных деяний, совершенных после 1 января 1997 г. Однако в случаях, когда преступное деяние было совершено до введения в действие УК 1996 г., а положения УК РСФСР более благоприятны с точки зрения пределов уголовной ответственности за совершенное лицом деяние, чем это предусматривается статьями УК 1996 г., применению подлежит соответствующая статья УК РСФСР 1960 г. Такую ситуацию в доктрине уголовного права называют переживанием уголовного закона. Отмена действия отдельной главы или какой-либо статьи УК производится путем издания федерального закона об исключении из УК соответствующей статьи или главы. Так, Федеральным законом 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» из УК были исключены ст. 16 – о неоднократности преступлений, ст. 182 – о заведомо ложной рекламе, ст. 200 – об обмане потребителей. В УК 1996 г. пока нет норм об уголовной ответственности за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке. Такие нормы будут определяться законодательством Российской Федерации военного времени. В связи с тем что преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения преступления, необходимо показать, что понимается под временем совершения преступления. Когда совершаемое преступление характеризуется скоротечностью (разбой, убийство и т.п.), то определение времени его совершения и уголовного закона, подлежащего применению, не вызывает какой-либо сложности. Подлежит применению уголовный закон, который действовал при совершении преступления. Однако в следственно-судебной практике иногда приходится иметь дело с такими преступлениями, объективная сторона которых характеризуется большей или меньшей продолжительностью во времени. В период этого времени может быть принят новый уголовный закон, а иногда и несколько законов, относящихся к данному преступному деянию. Например, преступное действие или бездействие совершено при наличии одного закона, а преступное последствие наступает при действии уже вновь принятого уголовного закона. Продолжаемое, длящееся или преступление, слагающееся из ряда актов поведения, может быть начато лицом при действии одного закона, а окончено при действии уже вновь принятого. Аналогичная ситуация иногда возникает при решении вопросов о пределах ответственности соучастников. Рассматриваемый вопрос в литературе решается неоднозначно. Например, Н.Д. Дурманов считал: если состав преступления включает в качестве признака объективной стороны деяния наступление общественно опасных последствий, то преступление надо считать совершенным тогда, когда эти последствия наступили (Дурманов Н.Д. С. 260 – 261). Автором настоящей главы учебника защищалась иная точка зрения по этому вопросу: в случаях, когда преступное последствие отдалено во времени от действия и бездействия, а лицо не имеет возможности вмешательства в развитие причинного ряда, приводящего к наступлению последствия, временем совершения преступления следует считать учинение самого действия или бездействия и применять закон, который имелся в то время. При ином подходе на лицо возлагалась бы обязанность сообразовывать свое поведение и отвечать в соответствии с законом, к которому оно не проявило своей свободной воли. Вот почему ч. 2 ст. 9 УК 1996 г. предусматривает, что временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. В случаях совершения лицом длящегося, продолжаемого и преступления, слагающегося из альтернативных либо повторных действий, ответственность должна наступать по закону, который действовал в момент совершения последнего акта продолжаемого (альтернативного или повторного действия) преступления или в момент явки с повинной либо задержания виновного в длящемся преступлении. Обратная сила уголовного закона В соответствии с ч. 1 ст. 10 УК уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Законом, устраняющим преступность и наказуемость деяния, является федеральный нормативный акт, которым то или иное прежде запрещенное законом в качестве преступного деяние исключается из круга преступлений. Законом, иным образом улучшающим положение лица, совершившего преступление, является тот нормативный акт, который содержит правовые предписания, облегчающие участь совершившего преступление. Так, абсолютное большинство норм гл. 14 УК об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних являются нормами, иным образом улучшающими положение лица, совершившего преступление, по сравнению с соответствующими нормами УК РСФСР 1960 г. Закон признается смягчающим наказуемость деяния, если в нем: снижается высший или низший размер данного вида уголовного наказания; вводится в санкцию статьи в качестве альтернативного наказания более мягкий вид наказания или за данное деяние устанавливается более мягкий вид наказания по сравнению с предшествующей санкцией; из санкции статьи исключается дополнительное наказание либо вводится возможность факультативного применения дополнительного наказания, тогда как до принятия нового закона назначение данного дополнительного наказания было обязательным. В ч. 2 ст. 10 УК указывается, что если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом. Правила об обратной силе уголовного закона опираются на положения ст. 54 Конституции РФ, согласно которой закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Законом, устанавливающим наказуемость деяния, считается закон, которым преступным и наказуемым признается деяние, прежде не считавшееся преступлением. Законом, усиливающим наказуемость деяния, признается закон, в котором увеличивается минимум или максимум санкции соответствующей статьи УК либо в санкцию статьи вводится дополнительное наказание в качестве обязательного или факультативного и т.п. Законом, иным образом ухудшающим положение лица, совершившего преступление, следует считать те статьи нового УК, которые в том или ином отношении неблагоприятны для лица, совершившего преступление. Так, положения ч. 2 ст. 68 УК о назначении наказания при рецидиве преступлений относятся к закону, иным образом ухудшающему положение лица, совершившего преступление, поскольку срок наказания при любом виде рецидива преступлений не может быть менее одной третьей части максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, но в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части настоящего Кодекса. Поэтому положения ч. 2 ст. 68 УК 1996 г. не могут применяться к случаям совершения преступлений при наличии признаков рецидива до введения в действие УК с 1 января 1997 г. Вопрос 4. Территориальный принцип действия уголовного закона В соответствии с ч. 1 ст. 11 Уголовного кодекса лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу. По смыслу закона сказанное распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, если ими совершено преступление на территории России. Территориальный принцип действия уголовного закона вытекает из ст. 4 Конституции РФ, согласно которой суверенитет России распространяется на всю ее территорию, а Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Как установлено в ст. 67 Конституции, территория России включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. Территория Российской Федерации определяется ее Государственной и таможенной границей. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ. Принцип гражданства В ч. 2 ст. 27 Конституции предусматривается, что каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Вопросы выезда и въезда в РФ регулируются Федеральным законом от 15 августа 1996 г. (с изменениями) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Это создает определенные предпосылки к тому, что гражданами РФ и постоянно проживающими в России лицами без гражданства могут совершаться преступления за пределами территории Российской Федерации. Поэтому уголовный закон России регулирует также вопрос об ответственности граждан России и постоянно в ней проживающих лиц без гражданства, если они совершают преступление за границей. При этом территориальный принцип действия уголовного закона дополняется принципом гражданства. Согласно ч. 1 ст. 12 УК граждане России и постоянно в ней проживающие лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление. В ч. 2 ст. 12 УК регулируется вопрос об уголовной ответственности граждан РФ, обладающих правовым статусом военнослужащих и совершивших преступление за рубежом. «Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, – предусматривает эта норма, – за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации». Универсальный принцип действия уголовного закона В ч. 3 ст. 12 УК закрепляется универсальный принцип действия уголовного закона. Такой принцип закреплен в законе с учетом необходимости борьбы с так называемыми международными преступлениями. Россия, как правопреемник СССР, участвует в международных конвенциях по борьбе с геноцидом, фальшивомонетничеством, воздушным терроризмом, с незаконным оборотом наркотических средств и др. Поэтому в УК предусматривается, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по российскому уголовному закону в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации, и в случаях, предусмотренных международным договором РФ, и если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории России. Вопрос 5. Применение уголовного закона, как правило, сопровождается необходимостью его толкования. Лишь в самых элементарных правоприменительных ситуациях отсутствует такая потребность. Под толкованием уголовного закона понимают уяснение либо разъяснение смыслового содержания и целевой направленности соответствующей статьи или части статьи УК, облеченное в устную или письменную форму. Уяснение смыслового содержания закона для себя, не объективированное в устной или письменной форме, не может рассматриваться в качестве толкования закона, так как не может быть информацией для других. Уголовные законы формулируются путем использования слов, словосочетаний, специальных терминов и понятий, которые обычно доступны и понятны как специалистам в области права, так и всем иным гражданам. Однако многие слова и термины многозначны, в обыденной жизни и в зависимости от местных особенностей в них нередко вкладывается неоднозначное смысловое значение. Это порождает иногда определенные трудности при применении уголовного закона, что требует его специального толкования. Изучение истории уголовного законодательства России свидетельствует о том, что необходимость в толковании законов встречалась и в давние времена, однако оно было прерогативой царствующих особ. Например, Екатерина II в «Наказе» писала: «Судьи, судящие о преступлениях, потому только что они не законодавцы, не могут иметь права толковать законы о наказаниях». В науке уголовного права различают несколько видов толкования закона. По признаку обязательности или необязательности даваемого толкования уголовного закона различают официальное и неофициальное толкование. Видами официального толкования уголовного закона следует считать аутентичное, легальное и судебное толкование. Как представляется автору данной главы, аутентичным следует считать толкование закона Государственной Думой, которая наделена полномочиями принимать федеральные уголовные законы, а также акты об амнистии. Примером аутентичного толкования может быть Постановление Государственной Думы от 6 июня 2003 г. «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики». Легальным толкованием конституционных законов (и в частности, Конституции РФ) является толкование, даваемое Конституционным Судом Российской Федерации на основании полномочия, предусмотренного ч. 5 ст. 125 Конституции. В прежние годы в нашей стране широко практиковалось издание актов нормативного толкования уголовных законов Президиумом Верховного Совета СССР и Президиумом Верховного Совета РСФСР. В соответствии со ст. 126 Конституции Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для всех нижестоящих судов и других органов и поэтому являются видом официального судебного толкования уголовного закона. Судебное толкование закона по конкретным уголовным делам дают также Президиум Верховного Суда РФ, Судебная коллегия по уголовным делам, Военная коллегия, Кассационная палата Верховного Суда РФ. Толкование, даваемое по конкретному уголовному делу, является обязательным лишь для данного конкретного случая. Однако, коль скоро судебные решения высших судебных инстанций по конкретным уголовным делам публикуются в специальном издании – «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» – в целях информации судейского, прокурорского и адвокатского корпуса, то на них ориентируются практические работники при разрешении сходных по обстоятельствам дел; следовательно, содержащееся в них толкование закона приобретает характер судебного прецедента. Заметим, что многие годы в нашей стране отрицалось наличие или использование в практике судебного прецедента. Неофициальным толкованием признается разъяснение уголовного закона, даваемое специалистами в области теории уголовного права, выдающимися практиками, должностными лицами правоохранительных ведомств. Этот вид толкования в литературе еще называют научным, или доктринальным. Хотя доктринальное толкование уголовного закона является необязательным при разрешении конкретных дел, однако оно оказывает определенное влияние на формирование профессионального правосознания работников следствия, прокуратуры, суда и адвокатуры и тем самым содействует правильному пониманию и применению ими уголовного закона к конкретным криминальным ситуациям. По объему в теории различают толкование буквальное, расширительное и ограничительное. Буквальное толкование уголовного закона предполагает уяснение и разъяснение его в полном соответствии, адекватно с использованными в его тексте словами и терминами. По общему правилу закону должно даваться буквальное толкование. Однако бывают случаи, когда при формулировании уголовного закона использованы слова и термины в более узком или, наоборот, широком смысловом значении, чем они обычно используются в неофициальном общении. Например, в ст. 153 УК предусмотрена ответственность за подмену ребенка, совершенную из корыстных или иных низменных побуждений. Кого имеет в виду в данном случае закон: новорожденного или ребенка в смысле ст. 1 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., согласно которой «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее» < *>? Не вызывает сомнения то, что в данном случае следует прибегнуть к ограничительному толкованию понятия ребенка как человеческого существа, которое еще не способно осознавать свои индивидуальные признаки, когда и родители его еще испытывают определенные затруднения при индивидуализации новорожденного. Наоборот, при применении ст. 151 УК необходимо прибегнуть к расширительному толкованию закона. «Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, – говорится в ст. 151 УК, – наказывается...». В этом случае понятию несовершеннолетнего должно придаваться самое широкое значение. Расширительное толкование в литературе нередко называют распространительным. По приемам в литературе различают логическое, телеологическое, грамматическое, систематическое и историческое толкование закона. Под логическим толкованием закона понимают уяснение его смыслового содержания путем использования законов логики. Под телеологическим толкованием подразумевается познание смысла и содержания закона в зависимости от целевого назначения закона при его издании. Под грамматическим толкованием закона понимают уяснение и разъяснение его смыслового значения путем исследования или анализа этимологического значения терминов, словосочетаний, а также путем определения значения соединительных или разделительных союзов и знаков препинания (пунктуации). Многим знакома ставшая хрестоматийной фраза: «Казнить нельзя помиловать». В зависимости от того, где будет поставлена запятая, принципиально меняется ее смысл. Систематическое толкование закона предполагает его уяснение путем сопоставления с другими правовыми нормами и институтами, определение его места и назначения в системе других нормативных правовых актов. Историческое толкование уголовного закона предполагает уяснение его содержания и назначения с точки зрения исторических условий и причин его принятия. Толкование уголовного закона приобрело особую остроту в связи с принятием и введением в действие УК 1996 г., в котором в статьях Общей и Особенной частей появилось много новых, ранее неизвестных терминов, категорий, признаков составов преступлений, понимание которых вызывает затруднения. В сложившейся ситуации толкование уголовного закона является важным средством обеспечения правильного применения норм этого УК. После принятия Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. в публикациях по уголовному праву неизменно подчеркивалось, что в отечественном уголовном праве применение уголовного закона по аналогии не допускается. В УК 1996 г. этот принцип стал нормой (ч. 2 ст. 3). Его справедливость не подлежит сомнению, ибо преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния (ч. 1 ст. 9 УК), а преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК). История дооктябрьского и советского времени свидетельствует о том, что в России применение уголовного закона по аналогии допускалось, как это также имело место и в уголовном праве зарубежных стран в канун буржуазных революций, а также и после становления буржуазного общества. Исторически появление запрета аналогии в уголовном праве связано с утверждением и законодательным закреплением принципа «Nullum crimen, nullum poena sine lege». Запрет применения аналогии в уголовном праве был обоснован в начале XIX в. Ч. Беккариа и А. Фейербахом в качестве протеста народа развивающегося правового государства против произвола судей. Начиная с XVI в. уголовное законодательство большинства государств давало право судьям признавать преступными и наказывать не только деяния, прямо предусмотренные законами, но и деяния, преступность которых вытекала из духа закона или так называемого естественного права. В одном из решений уголовного кассационного департамента Сената царской России было указано на следующее: «Согласно ст. 151 Уложения о наказаниях для применения карательного закона по аналогии требуется: а) несомненная преступность деяния; б) отсутствие прямого карательного закона; в) близкое сходство судимого деяния с тем, которое предусмотрено в уголовном законе» По делу о поджоге вагона тот же департамент Сената указал: «Поджог железнодорожного вагона в пути по аналогии наказуем по ст. 1607 Уложения о наказаниях, предусматривающей поджог находящегося в плавании судна». Возможность применения аналогии уголовного закона прямо предусматривалась в ст. 10 УК РСФСР 1922 г.: «В случае отсутствия в Уголовном кодексе прямых указаний на отдельные виды преступлений наказания или меры социальной защиты применяются согласно статей Уголовного кодекса, предусматривающих наиболее сходные по важности и роду преступления, с соблюдением правил общей части сего Кодекса». Привлечение к уголовной ответственности по аналогии уголовного закона привело к грубейшим нарушениям законности в борьбе с преступностью, к необоснованным репрессиям в отношении людей, не нарушивших закон. Поэтому отказ отечественного уголовного права от применения уголовного закона по аналогии является важной вехой на пути приведения его в соответствие с современными международными стандартами. Таким образом, применение уголовного закона по общему правилу сопровождается его толкованием. Под толкованием уголовного закона понимается уяснение или разъяснение смыслового содержания и целевой направленности закона, облеченное в устную или письменную форму. Различают официальное и неофициальное толкование закона. Видами официального толкования закона являются аутентичное, легальное и судебное. Неофициальный характер носит научное, или доктринальное, толкование. По объему толкования закона различают буквальное, ограничительное и расширительное (распространительное) толкование. По приемам толкования закона выделяют логическое, телеологическое, грамматическое, систематическое и историческое толкование. Под аналогией в уголовном праве понимают применение уголовного закона к случаям, прямо им не предусмотренным, но схожим по тем или иным признакам. В уголовном праве России определение преступности и наказуемости деяния по аналогии уголовного закона запрещается.
|