Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Молодежь как социальная группа
Лекция: Исследовательские подходы к определению понятия «молодежь» (2 часа) План: 1. Определение молодежи как группы. Молодежь как референтная, социально-демографическая группа. 2. Многоаспектность изучения молодежи. Теории Ж.-Ж.Руссо, З.Фрейда, Э.Шпрангера, Ш.Бюлер, Г.Стенли Холла, К.Грооса, И.М.Ильинского, К.Манхейма, Х. Ортега-и-Гассета, П.Бергера, Т.Лукмана, Ю.Халасиньского, Г.Гризе, Т.Парсонса, Х.Вульф, С.Айзенштадта, Р.Ф.Бенедикт, М.Мид, С.Н.Иконниковой, Н.Д.Саркитова, В.С.Овчинского и др. 3. Дифференцирующие признаки молодежи. 4. Возрастные характеристики молодежи и связанные с ними особенности социального положения и социально-психологические качества. Характеристика теоретических подходов к определению дефиниции «молодежь» 1. Социологический подход. Типичные подходы и определения молодежи и молодости. Психофизиологический подход – молодость – это период развития человеческой личности между «puberty» (половая зрелость) и «maturity» (полная зрелость). 2. Социально-психологический подход – молодёжь – это «определенный возраст со своими биологическими и психологическими отношениями, а вследствие этого – всеми особенностями возрастного класса». 3. Конфликтологический подход – молодость – это «трудный, полный стрессов и чрезвычайно важный период жизни», «длящийся конфликт между индивидом и обществом», «проблемная стадия в развитии человека». 4. Ролевой подход – молодость – это «особая поведенческая фаза в жизни людей, когда они более не играют ролей ребенка и в то же время не являются полноправными носителями ролей «взрослого». 5. Субкультурный подход – молодежь – это группа со своим специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными ценностями и нормами. 6. Стратификационный подход – молодежь – это особая социально-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками; со специфичными социальными позициями, статусом и ролями. 7. Социализационный подход – молодость – это период социального роста, первичной социализации. «Главная цель юности – самоопределение, персонализация. В юношеском возрасте бурно развивается чувство индивидуальности». 8. Интеракционистский подход – молодость – это одно из трёх состояний души, присущих каждому человеку. В отличие от состояния «родитель» (ориентация на нормативное поведение) и «взрослый» (ориентация на принятие разумных решений) оно проявляется в спонтанности, непосредственности, нестандартности поведения. 9. Субъективный подход – молодость – это особое мироощущение, устремленность в будущее, оптимизм, жизнелюбие, жажда деятельности, ощущение себя молодым вне зависимости от реального возраста. 10. Процессуальный подход – молодые – это те, кто не завершен, не интегрирован, находятся в состоянии становления, формирования. 11. Достоинства и недостатки каждого подхода. Тема 3. Неформалитет и контркультурность молодежи. История становления. Сущностные характеристики. Российские и западные молодежные субкультуры: компаративный анализ. Функции субкультур Лекция: Феномен субкультур. Характеристика подходов к определению субкультур (2 часа) План: 1. Социокультурные основы формирования молодежных субкультур. 2. Критерии определения феномена субкультур: Нормы, система ценностей, стиль жизни (М.Брейк); Нормы, стилевые особенности, акценты, которые выражают специфику жизнедеятельности и истории; идеологические различия в понимании путей развития общества (А.Г.Эфендиев); Сфера жизнедеятельности человека, которую отличает специфическая система ценостей (В.А.Гришин); Убеждения, ценности и выражающие их символы (включая искусство и литературу) (М.Смелзер); Способ дифференциации развитых национальных и региональных особенностей (Н.Д.Саркитов); Система ожиданий и целей определенной социальной группы (Б.Филипс); «Идеологический заряд», несущий ценностно-ориентационные, социально-политические и религиозные отличия (С.Я.Матвеева). 3. Молодежная субкультура как одно из средств адаптации и средство самовыражения молодых людей. 4. Философские основы образования молодежных субкультур. Определение формальной и неформальной молодежной организации. 5. Связь неформалитета и контркультуры. 6. Понятие «культурного отчуждения молодежи». Понятие «отчуждение» в культурологическом значении: «психологическое» (Э.Фромм); «религиозное» (К.Хорни); «экзистенциальное» (А.Камю, Ж-П.Сартр). Экзистенциализм как основа культурного отчуждения молодежи. 7. Экзистенциализм как основа культурного отчуждения молодежи. 8. Неформальные группы как средство социальной адаптации. 9. Понятие «отчуждение» в культурологическом значении: «психологическое» (Э.Фромм); «религиозное» (К.Хорни); «экзистенциальное» (А.Камю, Ж-П.Сартр). 10. Оппозиционность молодежной среды, маргинализация сознания; 11. Специфика конфликта поколений в переходную эпоху; 12. Культурная дезинтеграция, ускорение темпов жизненных перемен, происшедших под влиянием научно-технической революции; новые технологии и средства массовой коммуникации; 13. «Технократическое мышление» и главные «объекты отрицания» контркультуры – массовая культура и «узурпированный» технократией рационализм как мировоззренческая основа бытия человека – порождения общемировых тенденций техногенной цивилизации.
|