Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации для студентов
Общие положения При изучении дисциплины «Аграрное право» трудности в усвоении знаний могут возникнуть в связи с большим разнообразием аграрных правоотношений. Аграрное право является молодой формирующейся отраслью права. Аграрное право по содержанию, закономерностям развития формируется на базе основополагающих политических решений государства, заинтересованного в комплексном правовом регулировании аграрных отношений. Аграрные отношения, являющиеся предметом аграрного права, складываются на основе частной, государственной и муниципальной собственности в частном, кооперативном, акционерном, государственном, мелкотоварном секторах аграрной экономики. Трудным в освоении материала может являться вопрос о предмете аграрного права, так как вопрос о предмете аграрного (сельскохозяйственного) права еще дискутируется среди юристов-аграрников с момента развернувшейся в начале 70-х годов дискуссии о формировании этой новой комплексной отрасли права. Некоторые ученые в России вообще утверждают об отсутствии необходимости признания аграрного права как самостоятельной отрасли права. Данный вопрос обсуждался с учетом общей дискуссии о системе права, в ходе которой был затронут также вопрос о круге общественных отношений, регулируемых аграрным правом. Итогом дискуссии явилось признание: во-первых, наряду с основными традиционными отраслями, существования в правовой системе комплексных отраслей права — такой общности правовых норм, которые реально объективировались в правовой системе и которые, не разрушая основной структуры права, существуют в виде вторичных правовых образований; во-вторых, общественных отношений, складывающихся в сфере сельскохозяйственной деятельности, аграрно-правовыми; в-третьих, существования в качестве предмета аграрного права комплекса аграрных отношений, объектом которых является преимущественно производственно-хозяйственная деятельность сельскохозяйственных предприятий, организаций и объединений, а также индивидуальных предпринимателей. Изучая вопрос о предмете аграрного права студентам необходимо уяснить многообразие видов общественных отношений в сельском хозяйстве, которые взятые в совокупности не могут быть отнесены к предмету ни одной из традиционных отраслей права, поэтому специфические общественные отношений в аграрной сфере экономики могут образовывать специфическую комплексную отрасль российского аграрного права. Различные виды общественных отношений в сельском хозяйстве не составляют органического единого отношения, тем не менее, они тесно взаимосвязаны друг с другом и могут рассматриваться в качестве целостного образования. Именно в этом состоит специфика аграрных отношений, как сложного комплекса различных видов общественных отношений в сельском хозяйстве. Данная концепция рассматривается в некоторых учебниках по аграрному праву при характеристике природы общественных отношений, складывающихся в сфере сельскохозяйственной деятельности, развивающихся в связи со становлением аграрного права как вторичной структуры в системе российского права. Студентам, при изучении такой комплексной отрасли права как аграрное, необходимо уяснить, что аграрные правоотношения являются органическим комплексом земельных, имущественных, трудовых, организационно-управленческих отношений, основанных на частной, государственной, муниципальной собственности, складывающихся в сфере аграрного производства сельскохозяйственных товариществ и обществ, государственных и муниципальных предприятий, производственных и потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан. Современное аграрное право охватывает различные сферы правового регулирования, складывающиеся как в процессе собственно сельскохозяйственного производства, так и в сфере переработки сельскохозяйственной продукции, материально-технического, информационного обеспечения аграрного производства, сбыта сельскохозяйственной продукции, защиты прав сельхозтоваропроизводителей. Трудности при изучении аграрного права как отрасли права так же могут возникнуть в связи с отсутствием единого кодифицированного акта, что требует изучения значительного количества нормативно-правовых актов, регулирующие аграрные правоотношения. Важное место в системе источников аграрного права занимает судебная практика. В связи с этим студентам необходимо изучить значительный объем судебной практики. Для лучшей ориентации в большом количестве нормативно-правовых актах, документах судебной практики, студентам необходимо обратиться к перечню рекомендуемой литературы, списку нормативно-правовых актов, сформированным для подготовки к каждой теме в настоящем учебно-методическом комплексе. Еще одной проблемой при изучении дисциплины «Аграрное право» является то, что аграрное право, как формирующаяся отрасль права, подвержено частым изменениям. В связи с этим студентам необходимо учитывать, что в учебниках и учебных пособиях не всегда содержится актуальная информация, касающаяся действия нормативно-правовых актов. В процессе самостоятельной работы студентов, при подготовке к семинарским занятиям, к зачету и экзамену, а так же при написании рефератов, подготовке научных докладов, при работе над дипломными работами студентам необходимо уточнять действие изучаемого нормативно-правового акта во времени. Информацию о действующей редакции нормативно-правового акта можно получить с помощью Справочно-правовой системы «Консультант Плюс» либо другой инормационно-правовой базы, оперативно обновляющейся, что позволяет отслеживать действие нормативных актов во времени. При изучении и анализе правотворческой деятельности государства на различных исторических этапах в сфере аграрных правоотношений студентам будет предложено к изучению недействующие редакции нормативных актов, отмененных либо утративших силу. На необходимость изучения таких документов преподаватель специально обращает внимание студентов на лекционных и семинарских занятиях.
|