Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 11. Аграрное право зарубежных стран.






В странах Центральной и Восточной Европы земельная и аграр­ная реформы характеризуются разнообразием в аграрной политике, в формах и методах хозяйствования, в темпах и сроках аграрных преобразований. Однако некоторые изменения в аграрном секторе и их социально-экономические последствия имеют общую для боль­шинства стран специфику.

В результате просчетов и ошибок, допущенных в ходе рефор­мирования, отсутствия четкой концепции аграрных преобразова­ний в сочетании с иными объективными негативными обстоятель­ствами (в том числе с ослаблением внешнеэкономических связей между странами бывшего содружества), реформирование сопро­вождалось существенным сокращением сельскохозяйственного производства (его общего объема и в расчете на душу населения).

В ряде стран реформы не вызвали ожидаемого добровольного массового выхода из производственных кооперативов для созда­ния крестьянских хозяйств. Крестьянский сектор сформировался во всех странах (относительно малое число крестьянских хозяйств создано в восточных землях Германии), однако более значительное их количество насчитывается в Албании, Болгарии, Венгрии, Сло­вакии, Румынии, Польше. При этом большинство семейных ферм имеют малые размеры земли и малое число животных.

Основным источником правового регулирования аграрных от­ношений и сельскохозяйственной деятельности во Франции яв­ляется Сельскохозяйственный (Аграрный) кодекс, признавший долгосрочное развитие сельского хозяйства приоритетным направ­лением освоения сельскохозяйственных территорий.

Оценка и защита сельскохозяйственных и лесных пространств должны осуществляться с учетом их экономических, экологиче­ских и общественных функций.

Статья Сельскохозяйственного (Аграрного) кодекса устанавливает основные принципы осуществления политики, на­правленной на долгосрочное развитие сельского хозяйства:

- создание благоприятных возможностей для проведения оценки состояния сельскохозяйственного и лесного пространства;

- улучшение демографического равновесия между городскими и сельскими зонами;

- поддержка и развитие сельскохозяйственного и лесного произ­водства, включая общественные и экологические функции сельско­хозяйственной деятельности, прежде всего направленные на борь­бу с парниковым эффектом;

- обеспечение организации и экономическая поддержка различ­ных видов деятельности, способствующих развитию сельскохозяй­ственного производства;

- учет необходимости сельскохозяйственного производства, под­держка и организация коллективных служб в малонаселенных районах;

- предупреждение природных катастроф и защита сельскохозяй­ственных территорий.

Англосаксонская правовая система имеет свои особенности и в аграрном секторе экономики, обусловленные развитием пре­имущественно фермерского хозяйства, особенно в северной части континента.

Аграрное право Соединенных Штатов Америки (США) вы­шло за рамки гражданского права и представляет собой в основном федеральное публичное законодательство, сосредоточенное в раз­личных разделах Свода законов США, регулирующих использо­вание государственных земель, лесов, вод, развитие сельскохо­зяйственной инфраструктуры. Периодически в законодательстве определяются объемы производства и сбыта основных сельскохо­зяйственных культур.

Таким образом, мерами субсидирования кредитования огра­ничиваются и стимулируются производство и сбыт сельскохозяй­ственной продукции. Значительное место в регулировании сель­скохозяйственных отношений занимает судебный прецедент, т. е. решение по конкретному делу, являющееся обязательным для дру­гих судов по аналогичным делам. Сельскохозяйственный акт 1949 г. и Федеральный закон 1966 г. «Об улучшении и реформировании сельского хозяйства» создали гибкую систему отношений между государством и аграриями.

Федеральное министерство сельского хозяйства США получа­ет из бюджета значительные средства под общенациональные про­граммы, предусматривающие:

- гарантированные цены — товары, оставшиеся непроданными по минимальной цене, приобретает государство;

- ограничение обрабатываемой площади — направлено на повы­шение дохода фермеров при сокращении производства определен­ных сельскохозяйственных культур;

- прямые выплаты — денежные платежи федерального правитель­ства фермерам при падении цены ниже гарантированного уровня;

- импортные квоты — ограничение допуска на внутренний рынок товаров, произведенных за рубежом.

В том, что аграрное право может быть признано абсолютно само­стоятельной отраслью права, во всяком случае, представлять само­стоятельную специальную сферу правового регулирования, можно убедиться даже на примере США с их совершенно иной правовой системой, с господством судебного прецедента.

Особенности аграрного права в США состоят в следующем. За­коны, регулирующие сельское хозяйство, обычно относятся к одной из трех категорий: 1) общее право, которое относится к вопросам как сельского хозяйства, так и к другим; 2) специальное право, которое развивается в ответ на специальные потребности сельскохозяй­ственного производителя и является особым по отношению к об­щим правовым правилам; 3) специальное право, включающее си­стему подзаконных актов по сельскому хозяйству исполнительных органов государственной власти. При этом основными в аграрном праве являются вторая и третья категории. Что же касается первой категории источников права, то в сельском хозяйстве преимуще­ственно используется метод исключения из общих правил. Напри­мер, на работодателей-фермеров не распространяется федеральное трудовое законодательство, и во многих штатах фермеры не вклю­чены в общие положения об оплате труда. Единый торговый ко­декс (ЕТК) имеет особые положения для «фермерских товаров». Различные положения Кодекса не распространяются на живот­новодческую продукцию, особые положения касаются торговли фермерами. В Кодекс о банкротстве включена глава о несостоя­тельности фермеров. Закон Капера-Вольстеда, именуемый Зако­ном о кооперации, исключает сельскохозяйственные кооперативы из-под действия основных ограничений антимонопольного зако­нодательства, если такие кооперативы состоят из фермеров, т. е. лиц, занимающихся посадкой деревьев и выпасом скота, а также занятых в сельскохозяйственном производстве.

Конституция США предоставляет возможность широкого ре­гулирования сельского хозяйства на федеральном уровне, обеспе­чивая его верховенство. Например, федеральное законодательство распространяется не только на междуштатную торговлю, но и на внутриштатную деятельность, если последняя оказывает воздей­ствие на международную торговлю. Причем многие федеральные законы в области сельского хозяйства были приняты в период деп­рессии 1930-х годов: в частности, Закон о соглашениях в области маркетинга сельскохозяйственной продукции, Закон о зернохра­нилищах, Программа министерства сельского хозяйства в области государственного контроля и контроля качества. Несколько законов относятся к более раннему периоду. Так, Закон об упаковках и складах, регулирующий животноводство, был принят в 1921 г., а упомянутые закон Капера-Вольстеда, закон о фьючерсах по зерну, регулирующий торговлю сельскохозяйственными фьючерсами, — в 1922 г. Закон о реформировании сельского хозяйства 1936 г. — последователь Закона о реформировании сельского хозяйства 1933 г. — создал основу для современной федеральной политики в области контроля за производством, поддержки цен и доходов. Закон о сельском хозяйстве 1949 г. также является важным источ­ником современного права. Многие новые правовые положения были приняты в качестве поправок к Закону 1949 г. Закон о про­довольственной безопасности 1985 г. определил новые ориенти­ры для многих традиционных программ министерства сельского хозяйства США. Начиная с 1939-х годов в США периодически принимаются законы, регламентирующие объемы производства и сбыта продукции основных сельскохозяйственных культур, либо стимулирующего, либо сдерживающего фактора.

Сельскохозяйственное производство регулируется как фе­деральным, так и штатным законодательством. Штаты отвечают за охрану здоровья и безопасность граждан. Регулирование сель­ского хозяйства в них осуществляется путем лицензирования про­изводства и маркетинга. В некоторых областях существует парал­лельно федеральное и штатное регулирование, при этом прерогати­ва принадлежит федеральному закону.

Роль государства в сельском хозяйстве в значительной сте­пени предназначена для защиты сельскохозяйственных произво­дителей путем: поддержки ценообразования; доходов; субсиди­рования через государственные программы страхования урожая, охраны почв, финансирования и кредитования фермеров; ирри­гации, борьбы с наводнением и регулирования товарообмена. На защиту потребителей нацелены такие программы, как стан­дарты, инспекция, ветеринария и фитосанитария, научные иссле­дования, продовольственная безопасность, стандарты качества, поддержка цен, квоты поставки на рынок. И это все расценивает­ся в США как сельскохозяйственное право, которое в части ведом­ственного регулирования относится к специальной сфере права, наиболее важной чертой которого является административный характер. Причем соответствующие правила устанавливаются административными агентствами министерства сельского хозяй­ства США и других федеральных ведомств, а не законодательст­вом или судами.

Одним словом, сельское хозяйство США — единственная от­расль страны, регулируемая федеральным министерством в целях защиты специальных потребностей отрасли отдельно от общей эко­номической политики правительства.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал