![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности обучения персонала управлению качеством
В области менеджмента качества целеустремленно ведется подготовка кадров всех уровней, от которых зависит жизнеспособность предприятия и страны в будущем. Один из принципов Эд. Деминга гласит «обучать всех работников, в том числе и администрацию» и далее «ничто не заменит знания». Все совершенное, высококачественное и конкурентоспособное – это вложение знаний. Лучшие корпорации США (например, IBM) обучают каждого своего специалиста от 25 до 40 дней в году. При разработке систем менеджмента качества обучение становится обязательным процессом. Запускается непрерывный цикл обучения: «Хочу – Знаю – Умею – Могу» для различных категорий работников. Одной из распространенных форм обучения является организация кружков качества, которые служат для самообразования и решения текущих проблем в области качества. Концепция кружков качества впервые была предложена японским профессором К. Ишикава в 1962 году, и они получили широкое распространение в Японии. Несмотря на добровольный характер и инициативу «снизу», создание кружков качества координируется и стимулируется администрацией и профсоюзами. В целом в японской промышленности уже в 80-е годы насчитывалось около 1 млн. таких кружков с участием в их работе до 10 млн. чел. Создание кружков качества преследует следующие цели: - обучать непрерывно работников предприятия конкретным методам и приемам повышения качества продукции; - вносить вклад в совершенствование производства и развитие предприятия; - создавать достойную обстановку на рабочих метах; - создавать благоприятную обстановку для проявления способностей человека и выявления его потенциальных возможностей. Функционирование кружков качества на предприятии обеспечивается определенной системой мероприятий, включающей: – поддержку первого руководителя; – инженерное и методическое обеспечение (производственные условия, выбор тематики, обучение приемам работы, работа «штабов кружков качества» и др.); – организацию сбора, рассмотрения и внедрения предложений кружков, контроль этого процесса; – организацию обмена передовым опытом внутри и вне предприятия; – систему поощрений. Таким образом, требуются определенные затраты на их организацию и поддержание работы кружков качества. Наряду с кружками качества развивались и другие формы обучения. На стадии контроля обучение сводилось к росту профессиональных знаний и умения работать с измерительным и контрольным оборудованием. Затем, к профессиональному обучению добавилось обучение статистическим методам анализа, регулирования и контроля процессов и качества продукции. С переходом на менеджмент качества обучение становится тотальным и непрерывным, сопровождающим работника в течение всей его трудовой деятельности. Изменяются и все более широко используются активные формы обучения, например, такие как деловые игры, специальные тесты, компьютерное моделирование. В Японии культивируется принцип, что наиболее эффективное вложение инвестиций – это вложение в обучение работников и переход от обучения работников к обучаемости организации. Под обучаемостью организации понимается её способность «обучаться» (адаптироваться) по результатам рыночного спроса на свою продукцию и использовать информацию производства и маркетинговых исследований для улучшения продукции. Следует отметить, что «обучению» в соответствии с определением, данным в [18], поддаются организации, способные конвертировать свой опыт производства и опыт рыночной деятельности в новые проекты, продукты и цены. Вопросы для контроля знаний 1. Какие ресурсы включены в классификацию и обеспечивающие качество продукции? 2. Что понимается под материальными ресурсами и инфраструктурой организации? 3. Что понимается под человеческими и информационными ресурсами организации? 4. Какова роль производственной среды в управлении качеством? 5. Какие ресурсы включаются в инфраструктуру? 6. Какие субъекты из заинтересованных сторон относятся к потенциальным ресурсам? 7. В чем заключается особенности во взаимоотношении работника и организации, ориентированной на улучшение качества. 8. Каковы основные принципы управления человеческими ресурсами в организации, ориентированной на качество? 9. Какие формы обучения персонала управлению качеством получили развития? 10. В чем назначение и особенность организации кружков качества? 11. Какова роль обучаемости работника и организации в улучшении качества? 12. Какими действиями достигается вовлечение работников в улучшение качества? 13. Какие факторы мотивации труда работника способствуют улучшению качества? 14. В чем особенности и роль тренерства в управлении человеческими ресурсами? 15. В чем особенности дифференцирования мотивации работника?
Глава 10. Современный подход к планированию качества продукции
Понятие и цель планирования качества продукции
Результативность и эффективность управления качеством продукции зависит от глубины подхода к идентификации требований потребителей и преобразованию их в оптимальные характеристики качества продукции, а также степени подготовки операционных процессов с учётом информации о требованиях к качеству продукции и о технических и экономических возможностях предприятия. Поэтому разработка модели управления основным бизнес-процессом должна базироваться на результатах планирования качества продукции. В оценке качества продукции всегда существует две позиции в восприятии качества – позиция потребителя и позиция производителя продукции. Образуется некоторая система, представляющая собой единство «противоположных» намерений, но имеющая общую цель – повышение удовлетворенности, как потребителя, так и производителя. Потребитель оценивает качество с позиции его фундаментального определения как «совокупность характеристик (свойств) объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности». Производитель в контексте управления качеством продукции сосредоточен на том, чтобы достигнуть максимальной «степени соответствия присущих характеристик объекта требованиям». В результате могут наступать разрывы между ожиданием потребителя и полученным качеством продукции. Потребитель познает продукцию через так называемое «функциональное качество», которое понимается им с позиции важности для него того или иного потребительского свойства или полезности (рис. 10.1).
Рис.10.1. Позиции в оценке качества продукции производителем и потребителем
Функциональное качество определяется некоторым диапазоном возможностей производителя и ожиданий потребителя. Выделяется предельно возможный, желательный, приемлемый и достижимый диапазоны в восприятии качества (рис. 10.2).
Рис. 10.2. Функциональный диапазон качества продукции
Предельно возможный диапазон представляет теоретические пределы какой-либо функции продукции. Желательный диапазон соответствует части функционального диапазона, отвечающей предполагаемым потребностям пользователей, воспринимаемым на момент покупки продукции. Приемлемый диапазон определяется необходимым минимумом потребительских свойств, с которым готов согласиться пользователь и при условии, что он отвечает большинству его требований. Достижимый диапазон качества определяется предельными возможностями производителя по изготовлению продукции, определяющими её потребительную стоимость. Таким образом, имеем, с одной стороны, производителя, который в рамках предельно возможного диапазона создает продукцию некоторого достижимого диапазона качества, с другой стороны, потребителя с требованиями к качеству продукции в рамках желаемого и, как компромисс, приемлемого качества продукции. Условно обозначенные границы диапазона качества расширяются и углубляются в связи с ростом научно-технического прогресса, с повышением компетенции потребителя и его требований. Задача достижения максимального соответствия между возможностями производителя и ожиданием потребителя в теории управления качеством возлагается на инструментарий планирования качества продукции. Планирование качества является первым этапом действий «методологии развёртывания функции качества» (англ. Quality Function Deployment – QFD). Подход QFD широко обсуждается в литературе по управлению качеством и операционному менеджменту [1, 2]. На его основе рядом транснациональных и национальных зарубежных компаний различной отраслевой принадлежности разработаны методики планирования качества выпускаемой продукции.
Взаимосвязь планирования качества с процессами ЖЦП
Полностью развернутая функция качества включает четыре этапа отслеживания «голоса потребителя» при создании продукции (рис. 10.3), соответствующих начальным процессам ее жизненного цикла: 1) планирование продукции (англ. Product Planning); 2) проектирование продукции (англ. Product Projecting); 3) планирование процесса (англ. Process Planning); 4) планирование производства (англ. Production Planning).
Этап 1. Планирование качества продукции направлено на системную увязку интересов потребителя и производителя по качеству продукции с помощью комплекта взаимодополняющих матриц, составленных на основе экспертных и статистических оценок. Результатом планирования качества продукции является установление целей и обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества, то есть на этой стадии закладывается потребительная стоимость продукции. Этап 2. Проектирование или развертывание проекта продукции предусматривает идентификацию наиболее важных частей и компонентов создаваемого продукта, которые обеспечивают воплощение характеристик качества, выявленных в результате выполнения этапа 1. Результат этого этапа – выбор проекта, который в наибольшей степени отвечает ожидаемым ценностям продукции для потребителя. Этап 3. При планировании процесса устанавливаются конкретные технологические операции, обеспечивающие получение продукции с заданными свойствами. Этот этап QFD предусматривает определение параметров каждой операции и выбор методов их контроля и соответствует процессу ЖЦП «технологическая подготовка производства». Этап 4. На этапе планирования производства разрабатываются производственные инструкции и выбираются инструменты контроля качества производства продукции с тем, чтобы оператор имел четкое представление о том, что и как должно контролироваться в ходе выполнения каждого операционного процесса. Этот этап соответствует процессу ЖЦП «производство продукции». Для исключения ошибок в интерпретации пожеланий потребителя, процесс перехода от этапа к этапу с соответствующим построением матричных диаграмм и обсуждением их повторяется до тех пор, пока не будет полной уверенности в том, что идентифицированы: - действительно важные части и характеристики создаваемой продукции и соответствующие ей технологические операции процесса; - критические характеристики качества продукции и параметры технологического процесса ее изготовления.
Технология планирования качества продукции
Технология планирования качества – это последовательное выполнение взаимосвязанных специальных процедур, содержащих матрицы различных назначений и сведение их в матрицу планирования качества (рис. 10.4). Процедура 1 – уточнение «голоса потребителя» и оценка важности каждого требования для потребителей.Целью данной процедуры является, первое, получение от потребителя исходной информации, именуемой как «голос потребителя», второе, перевод абстрактных требований в специальные требования, определяемыми свойствами продукции и в целом её качеством. Процедура 2 – перевод требований потребителя в общие характеристики качества продукции (матрица трансформации) – это преобразование требований потребителя в общие характеристики качества продукции, абсолютное большинство которых должно быть измеримыми, и оценка их значимости для потребителя. Процедура 3 – построение матрицы связей. Целью построения матрицы является определение тесноты связи между требованиями потребителей и показателями качества продукции (общими характеристиками качества). Теснота связей показывает то, насколько существенный вклад вносит та или иная характеристика продукции в удовлетворение конкретного требования потребителя. Процедура 4 – установление взаимосвязи между показателями качества продукции, проводимое посредством построения корреляционной матрицы. Корреляционная матрица строится с целью прогноза характера изменения одного признака по изменению другого. Процедура 5 – проведение потребительского бенчмаркинга– сравнительного анализа степени выполнения конкурентами и исследуемым предприятием требований потребителей к продукции, оформляемого в виде матрицы оценки конкурентов. Процедура 6 – проведение технического бенчмаркинга– сравнительного анализа степени выполнения конкурентами и исследуемым предприятием целевых ориентиров в качестве продукции. Процедура 7 – оценка сложности и стоимости достижения целевых ориентиров по улучшению качества продукции. Процедура 8 – построение интегрированной матрицы планирования качества продукции.Общий вид матрицы планирования качества продукции, отражающий взаимосвязь шагов процедуры планирования качества, представлен на рис. 10.4.
|