![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предварительный отбор экспертов в зависимости от круга решаемых задач;
2) тестирование или численные оценки экспертов. На втором этапе осуществляется разработка классификации и определение номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, подготовка анкет и пояснительных записок для экспертов, выбор методов, способов и процедур оценивания. Он выполняется рабочей группой, которая учитывает особенности оцениваемой продукции, установленные сроки выполнения работы, ее трудоемкость, области возможного использования полученных результатов и определяет перечень операций для выполнения экспертами. Выявление суждений экспертов производится интервьюированием и анкетированием. Третий этап – это работа экспертной группы, члены которой выражают свои суждения в соответствии с установленными на втором этапе методами, способами и процедурами, таким образом, происходит оценка потребительских свойств продукции. На четвертом заключительном этапе осуществляется обработка экспертных суждений и оформляется экспертное заключение. Результаты экспертного оценивания могут быть представлены в балловом измерении или в виде ранжированного ряда. При экспертном оценивании получили широкое распространение такие методы оценки как принудительное распределение, ранжирование и парное сравнение. Принудительное распределение – это метод оценки качества, оперирующий малым количеством категорий качества продукции и приписывающий оцениваемые объекты к той или иной категории. Обычно используют шкалы с нечетным числом категорий и средним уровнем качества. Наиболее предпочтительными являются шкалы с пятью и семью градациями. Ранжирование состоит в том, чтобы расположить оцениваемые свойства или атрибутивные показатели по рангу, который присваивается в зависимости от отношения потребителя к тому или иному оцениваемому признаку. Ранжирование сформировалось как метод оценки качества продукции или услуги, заключающийся в том, что все оцениваемые признаки располагают от наиболее важного к менее значимому признаку для потребителя. При экспертном оценивании часто применяется оценка в рамках 5-ти и 10-ти баллового диапазона, когда выявляется не качество, а значимость объектов (показателей) относительно друг друга. Для подтверждения представительности и согласованности оценок экспертов применяют так называемый непараметрический метод изучения взаимосвязи между рядами чисел. Среди непараметрических методов наибольшее распространение получили ранговые коэффициенты связи – коэффициент Кендалла (коэффициент конкордации) и коэффициент корреляции рангов или коэффициент Спирмена. Названные коэффициенты могут быть использованы для определения тесноты связей, как между количественными, так и между качественными признаками при условии, что все их значения упорядочены или ранжированы по степени убывания или возрастания признаков. Технология экспертного оценивания методом ранжирования включает следующие процессы: 1) все признаки оценки (свойства, показатели качества) нумеруются произвольно; 2) эксперты приписывают признакам ранги и ранжируют в ряд; 3) ранжированные ряды свойства или показателей продукции, составленные экспертами, сопоставляются; 4) устанавливается представительность оценки определением степени согласованности мнений экспертов с использованием ранговых коэффициентов связи: ранговый коэффициент корреляции Кендалла и коэффициент корреляции рангов Спирмена; 5) при низкой степени согласованности рядов по коэффициенту конкордации происходит переход экспертов к повторному ранжированию оцениваемых признаков; 6) при допустимой согласованности, определяемой ранговыми коэффициентами связи, происходит переход к расчетным финальным операциям; 7) рассчитываются коэффициенты весомости показателей качества продукции или услуг и обсуждаются возможности по улучшению качества. Метод парного сравнения заключается в том, что ранжированные признаки качества в анализируемый период сравнивают с одноименными признаками из ряда с нормативными рангами и определяют с использованием коэффициента корреляции рангов меру приближения к желаемому качеству. Особенностью применения наиболее распространенного метода ранжирования является присущий ему субъективизм, а также явление конформизма – влияние преобладающего в группе суждения на мнение эксперта. Для установления степени согласованности мнений экспертов применим ранговый коэффициент корреляции – коэффициент конкордации (W), вычисляемый по формуле:
где m – количество экспертов; n – число показателей качества или объектов оценки; S – отклонение суммы квадратов рангов от их средней, определяется по формуле:
где Коэффициент конкордации, как и коэффициент корреляции, может принимать значения в диапазоне (–1 до + 1). При W=0 фиксируется полноеотсутствие согласованности до полного единодушия при W= Вопросы для контроля знаний 1. Какие основные функции должна включать деятельность по контролю качества продукции? 2. Посредством каких процессов проводится контроль качества продукции? 3. Что понимается под процессом «измерение» и испытания? 4. По каким признакам сгруппированы виды контроля качества? 5. В чем отличие выборочного от сплошного контроля качества продукции? 6. Какие применяются формы организации контроля качества? 7. Какие развиваются виды контроля в зависимости от применяемых способов и средств контроля качества? 8. Какие виды контроля включает цикл производства продукции? 9. Какова роль контроля качества проекта? 10. Какова цель контроля процессов производства? 11. Какая продукция подлежит контролю с применением измерительного и органолептического методов? 12. Что понимается под процессом «испытание»? 13. Что понимается под методикой и программой испытаний? 14. Какова область применения экспертного метода для оценки качества продукции? 15. В чем особенность экспертного оценивания с применением метода комиссии?
|