![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие статистических методов управления качеством
Статистические методы управления качеством основываются на контроле качества и статистической обработке полученных данных с применением широкого арсенала методов математической статистики и специальных инструментов, выполняются по всем процессам производства и направлены на экономичное изготовление продукции, максимально полезной и имеющей сбыт. Так как на основе информации о контроле качества в реальном масштабе времени принимаются решения по корректированию параметров продукции и регулированию производственных процессов. Под статистическим управлением качеством понимается совокупность методов обнаружения неслучайных факторов, позволяющих диагностировать состояние процесса, провести его корректировку и, в конечном счете, способствующих улучшению качества продукции. Простейшая схема регулирования качества процессов и продукции для приведения их в соответствие с техническим регламентом, стандартами и другими нормативными документами дается на рис. 13.1.
Рис. 13.1. Простейшая схема статистического управления качеством Применению статистических методов управления качеством и контроля качества посвящены международный стандарт ISO 10017– 1994 и множество отечественных стандартов, например, ГОСТ 15895–77. «Статистические методы управления качеством продукции. Термины и определения (100 терминов и определений)». Статистические методы используются при проектировании продукции, услуг и процессов, при контроле хода производственных процессов, при определении степени риска и коренных причин появления несоответствий, установлении предельных характеристик продукции и процессов, при проверках, измерении и оценке показателей качества. В зависимости от уровня развития управления качеством выделяются три категории методов [5, 11, 12]: семь элементарных методов статистического контроля (1962 г.), семь новых методов управления качеством (1977 г.), методы Тагучи (1969 –1988 гг.) (рис. 13.2). Для каждой группы методов имеет место приоритетная область применения. Семь элементарных методов статистического контроля получили распространение в Японии, начиная с изучения их в кружках качества.
Рис. 13.2. Категории статистических методов в управлении качеством PDPC – Process Decision Program Chart
Они активно используются исполнителями работы для контроля и улучшения конкретных процессов как производственных, так и бизнес-процессов управления. Статистический контроль построен как на измерении и обработке числовых значений параметров продукции и процессов (контроль по количественному признаку), так и на качественной оценке результатов проверки продукции или процесса, которая сводится к установлению того, что объект годен или содержит дефекты (контроль по альтернативному признаку). Обработка данных ведется методами математической статистики и экспертной оценки. Развитие так называемых новых методов управления качеством связано с развитием концепции управления качеством по процессам жизненного цикла продукции и переходом к всеобщему (или тотальному) контролю качества. Союз японских ученых и инженеров (IUSE) разработал набор методов или инструментов, позволяющих облегчить задачу управления качеством при анализе различного рода факторов. Новые методы успешно применяются на этапе разработки продукции и проектов, для выработки мер по снижению дефектности продукции, повышению надежности и безопасности. Третья классификационная группа методов (рис.13.2), называемой по имени её разработчика «методы Тагучи», более сложные по пониманию и реализации и предназначены для использования узким кругом специалистов. Например, методы планирования эксперимента и многофакторного анализа, методы оптимизации. Подробное описание статистических методов в управлении качеством изложено в [4, 5, 19].
|