Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституционные основы взаимоотношений государства и личности в России.
Закрепление основ правового статуса личности в Конституции России 1993г. базируется на принципиально новой концепции прав человека по сравнению с той, которая получала отражение в предшествующих союзных и российских конституциях советского периода. Отказ от постулатов, воплощаемых в прежних конституциях, переход на новые принципы первоначально был ознаменован принятием Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. «Декларации прав и свобод человека», а затем Верховным Советом России в 1991 г. «Декларации прав и свобод человека и гражданина». Это повлекло за собой полное обновление редакции раздела Конституции России 1978 г. «Государство и личность» и положило начало приведению конституционного законодательства России в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека. Декларация прав и свобод человека и гражданина, последующее конституционное законодательство России и новая Конституция ознаменовали отказ от классового подхода в закреплении правового статуса личности. Этот принцип был важнейшим в реализации социалистической доктрины в советском государстве. Особенно яркое отражение он получил в первой Российской Конституции 1918 г. Все провозглашаемые в ней права и свободы закреплялись только за трудящимися, т. е. за рабочими и крестьянами. В отношении остальных слоев общества, причисляемых к эксплуататорским классам, декларировалось лишение их прав, которыми они пользуются, и беспощадное подавление. Эта норма воспроизводилась и в Конституции России 1925 г. В последующих Конституциях, как Союза ССР, так и России формы проявления классового подхода к правам личности трансформировались, но сущность его осталась прежней. В этих конституциях уже не предусматривалось лишение прав каких-либо слоев общества по социально-классовым признакам. Вместе с тем, использование прав и свобод в политической области допускалось только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя», затем «в соответствии с целями коммунистического строительства». Классово-идеологический подход к правам человека приводил к подавлению личности, нарушению ее свободы, означал принудительное навязывание человеку социалистических ценностей, не признавал элементарного права человека на свободу мысли. На практике это привело к физическому уничтожению огромного числа граждан, объявленных «врагами народа». Классово-идеологический критерий не применим в демократическом, правовом государстве. В Конституции России 1993 г. в качестве одной из основ конституционного строя признано идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной. Признается и политическое многообразие. В соответствии с этим Конституция не увязывает права и свободы человека и гражданина с его социальным статусом, приверженностью к тем или иным идеологическим ценностям и политическим взглядам. В основу новой концепции прав человека положен иной подход к субъекту правового статуса личности. Это получило свое выражение, прежде всего, в том, что впервые на конституционном уровне, юридически признана категория «права человека». В социалистической доктрине человек, его права не признавались в правовом, политическом аспектах как значимые категории. Понятие «человек» не выходило за рамки его биологического содержания, заменялось социально-классовыми понятиями «трудящиеся», «эксплуататоры», затем «граждане». Первый шаг к выходу за рамки этих понятий сделала Конституция СССР 1977 г. и соответственно Конституция РСФСР 1978 г., озаглавившие вторые разделы понятием «Государство и личность». Однако в них по-прежнему фиксировались права и свободы граждан. После принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина России понятие «права человека» получило и конституционное признание. Понятие «права человека» и «права гражданина» - близки, но не совпадают по своему содержанию. Они отражают различные аспекты статуса личности. Поэтому Конституция, характеризуя этот статус, применяет оба понятия, фиксируя права и свободы человека и гражданина. Первое из них подчеркивает неотъемлемость прав человеческой личности как таковой, вытекающих, как отмечается во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., из присущих всем членам человеческой семьи достоинства и свободы. Второе - исходит из незыблемых прав личности как гражданина государства, определяет его права и свободы в качестве такового. В конкретном перечне прав и свобод эти понятия в значительной части совпадают и не могут рассматриваться изолировано друг от друга. Вместе с тем, они не сливаются, отражая особенности сущностной природы прав и свобод. Эти различия проводятся и в Конституции. Субъекты прав и свобод в различных статьях определяются по-разному. В большинстве статей права и свободы адресуются «каждому», а в некоторых - «гражданину». Последнее относится к тем правам, которые вытекают из принадлежности лица к гражданству данного государства. Важной чертой современной конституционно закрепленной концепции статуса личности является признание субъектом прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека. В социалистической теории и практике доминировала концепция коллективизма - безусловного признания всеми социалистических ценностей, полного единства взглядов, неправомерность иных политических позиций, отступающих от господствующей идеологии. По новой концепции прав человека коллективность не трактуется уже как основанная на единомыслии, приверженности одной господствующей идеологии, под ней уже не подразумевается необходимость полного морально-политического единства всех граждан, фактически не достижимого ни в одном демократическом государстве. Люди всегда были, есть и будут разными, а в обществе всегда имеются противоречия. Основой коллективности в современных условиях должно явиться объединение усилий всех слоев общества по достижению цели создания в России правового, экономически процветающего государства путем формирования легитимного механизма, способного обеспечить условия для согласования интересов различных социальных групп, устранение противоречий, дестабилизирующих общество. Достижение согласованных государственных решений основывается не на принудительном подавлении политических оппонентов власти, а конституционным путем, через сложные процедуры выработки общего подхода к той или иной проблеме руководства. Еще одной чертой, качественно отличающей новую концепцию прав человека, является отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритета государственных интересов над интересами личности. Этот постулат непосредственно вытекал из отмеченных выше исходных позиций, присущих социалистической концепции. Одним из условий обеспечения приоритета государственных интересов являлось глобальное огосударствление общества, всех общественных формирований, которыми было поголовно охвачено советское общество, никогда не имевшее качества гражданского общества. Исходными началами действующего конституционного и текущего законодательства является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Государство уже не рассматривается как ассоциация, охватывающая все общество, как «самая массовая организация трудящихся». Оно уже несет перед гражданами, отдельным человеком определенные обязанности и ответственность. В Конституции записано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Признание взаимных прав, обязанностей и ответственности получило законодательное закрепление в Федеральном законе «О гражданстве России». Новое конституционное законодательство стоит на позициях признания основных прав и свобод человека не отчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). В советском государстве теория о прирожденных правах человека отрицалась как буржуазная, основанная на идеалистических, а не материалистических представлениях. Вместе с тем, эта исходная в области прав человека позиция школы естественного права является общепризнанной. Она отражена во всех международных документах о правах человека. В конституции России 1993 г. впервые получил закрепление принцип примата норм международного права, в частности в области прав человека. В ней закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частьюее правовой системы. Устанавливается, что если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Согласно ст. 17 Конституции в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Действующая Конституция России признает, что каждый вправе в соответствии с международными договорами России обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3ст. 46). В Конституции России 1993 г. нормы рассматриваемого института обобщаются в главе второй «Права и свободы человека и гражданина». Сохраняя в качестве исходных начал принципы, провозглашенные в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституция, вместе с тем, по сравнению с прежней содержит некоторые новые подходы к правовому оформлению данного института, юридически более точно раскрывает содержание многих прав и свобод. Прежде всего, следует отметить, что исходная для данного института норма-принцип о человеке, его правах и свободах как высшей ценности отнесена к основам конституционного строя и включена в первую главу Конституции. Конституция не выделяет в качестве отдельной главы нормы об обязанностях граждан. Не упомянуто о них и в названии главы, как это было в последней редакции прежнего Основного Закона, хотя нормы такого рода в ней содержатся. Данный подход можно объяснить тем, что конституционное провозглашение прав и свобод человека и гражданина является центральной, самостоятельной функцией Основного Закона. Вместе с тем, нет оснований для вывода о том, что обязанностям граждан Конституция не уделяет внимания. В ней закреплен общий принцип о равных обязанностях граждан (ст. 6) и конкретно указаны некоторые важнейшие из них. Введена статья о допускаемых пределах ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения и определен перечень тех, которые не подлежат такому ограничению. Усилена правовая защита норм о правах и свободах человека и гражданина путем отнесения главы второй к числу тех, которые не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
|