Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Полномочия и внутренняя организация Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Анализ конституционных норм позволяет выделить следующий круг полномочий Государственной Думы. К ведению Государственной Думы относится: а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ (ст. 103); б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации (ст. 103); в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации (ст. 103); г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов (ст. 103); д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека (ст. 103); е) объявление амнистии (ст. 103); ж) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности (ст. 103); з) право самостоятельно решать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности (ч.4 ст.101); и) право законодательной инициативы (ч.1 ст.104); к) право запроса в Конституционный Суд РФ (ч.2 ст.125); л) право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ (ст. 134). Вопросы организации деятельности палаты определяются Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г., утвержденный его постановлением № 2134-II ГД [162]. Этим постановлением признан утратившим силу ранее действовавший Регламент. Согласно Регламенту Государственная Дума образует в своем составе внутренние органы и должностных лиц. Органами Государственной Думы являются: 1. Совет Государственной Думы. Э то постоянно действующий орган палаты, образуемый для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. Членами Совета с правом решающего голоса являются Председатель Государственной Думы и его заместители. В работе Совета с правом совещательного голоса могут принимать участие председатели комитетов палаты или их представители. Совет Государственной Думы: а) формирует проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию; б) формирует проект порядка работы Государственной Думы на очередное заседание; в) созывает по предложению Президента Российской Федерации, по требованию депутатского объединения или по предложению Председателя Государственной Думы внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения; г) принимает решение о проведении парламентских слушаний; д) решает иные вопросы организации работы Государственной Думы в соответствии с Регламентом. 2. Депутатские объединения. В Государственной Думе образуются два вида депутатских объединений: депутатские фракции и депутатские группы, которые пользуются равными правами. Депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения, именуется фракцией и подлежит регистрации независимо от числа ее членов. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 55 депутатов Государственной Думы. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации либо выбывшие из депутатского объединения, в дальнейшем могут войти в любое из них при согласии депутатского объединения. На 1 февраля 2005 г. в Государственной Думе образованы следующие фракции: 1. Единая России – 307 депутатов (68.22%); 2. Коммунистическая партия России – 47 депутатов (10.44%); 3. ЛДПР – 34 депутата (7.56%); 4. Родина – 39 депутата (8.67%) 5. Депутаты, не входящие в зарегистрированные депутатские объединения – 22 депутата (4.89%). 3. Комитеты Государственной Думы - это формируемые из депутатов, постоянно действующие органы палаты, созданные для разработки и предварительного рассмотрения законопроектов. Согласно Регламенту, Государственная Дума образует комитеты и комиссии, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы. Комитеты Государственной Думы по вопросам, отнесенным к их ведению: а) вносят предложения по формированию примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов на очередной месяц; б) осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой; в) осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы; в) осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы; в) в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд Российской Федерации; г) в соответствии с решением Совета Государственной Думы, поручением Председателя Государственной Думы осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации; д) организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания; е) дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; ж) решают вопросы организации своей деятельности. В соответствии со ст. 20 Регламента Государственная Дума образует следующие комитеты: по конституционному законодательству и государственному строительству; по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству; по труду и социальной политике; по бюджету и налогам; по кредитным организациям и финансовым рынкам; по экономической политике, предпринимательству и туризму; по собственности; по промышленности, строительству и наукоемким технологиям; по энергетике, транспорту и связи; по обороне; по безопасности; по международным делам; по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками; по делам Федерации и региональной политике; по вопросам местного самоуправления; по Регламенту и организации работы Государственной Думы; по информационной политике; по охране здоровья; по образованию и науке; по делам женщин, семьи и молодежи; по аграрным вопросам; по природным ресурсам и природопользованию; по экологии; по культуре; по делам общественных объединений и религиозных организаций; по делам национальностей; по физической культуре и спорту; по проблемам Севера и Дальнего Востока; по делам ветеранов. 4. Комиссии Государственной Думы – состоящие из депутатов органы палаты, деятельность которых ограничена конкретной задачей. На 1 марта 2005 г. в Государственной Думе образованы следующие комиссии: по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики; Счетная комиссия; по противодействию коррупции; по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности РФ; по расследованию причин и обстоятельств совершения террористического акта в городе Беслане Республики Северная Осетия - Алания 1- 3 сентября 2004 года; по проблемам Северного Кавказа. 5. Председатель Государственной Думы и его заместители, которые избираются большинством от общего числа депутатов палаты. Председатель Государственной Думы: а) ведет заседания палаты; б) ведает вопросами внутреннего распорядка палаты; в) организует работу Совета Государственной Думы; г) осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы; д) представляет палату во взаимоотношениях с органами государственной власти, общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами иностранных государств, высшими должностными лицами иностранных государств и международными организациями; е) подписывает постановления Государственной Думы; ж) направляет Президенту Российской Федерации федеральные законы, принятые Государственной Думой в соответствии ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; з) издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции; и) решает иные вопросы организации деятельности Государственной Думы. Общий порядок работы Государственной Думы. В соответствии со статьей 99 Конституции Российской Федерации Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы или его заместителя заседания Государственной Думы могут вести поочередно представители депутатских объединений по согласованию между ними. На своем первом заседании Государственная Дума открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы избирает: а) Счетную комиссию Государственной Думы; б) Временную комиссию по Регламенту и организации работы Государственной Думы; в) Временный секретариат Государственной Думы. г) Председателя Государственной Думы и его заместителей. Государственная Дума собирается на сессии, как правило: а) весеннюю - с 12 января по 20 июня; б) осеннюю - с 1 сентября по 25 декабря. Во время сессии Государственной Думы проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий Государственной Думы, парламентские слушания, работа депутатов Государственной Думы в комитетах и комиссиях, во фракциях и в депутатских группах, а также с избирателями. Заседания Государственной Думы проходят по средам и пятницам. Государственная Дума может назначить дополнительное или внеочередное заседание. Заседания Государственной Думы проводятся в соответствии с разработанной Советом палаты примерной программой законопроектной работы на текущую сессию. Внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы подлежат: а) послания и обращения Президента Российской Федерации; б) законопроекты, внесенные в качестве срочных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации; в) проекты федеральных законов о федеральном бюджете на очередной год и о бюджетной системе; г) федеральные конституционные законы и федеральные законы, возвращенные в Государственную Думу на повторное рассмотрение в порядке, предусмотренном статьями 105 и 107 Конституции Российской Федерации; д) нормативные правовые акты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, имеющие статус законодательной рекомендации Союза; е) проекты федеральных законов о ратификации международных договоров Российской Федерации; ж) проекты постановлений о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации; з) проекты постановлений Государственной Думы по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к ведению Государственной Думы; и) проекты Регламента Государственной Думы и постановлений Государственной Думы о внесении в него изменений и дополнений. Совет Государственной Думы собирается регулярно. Очередные заседания Совета Государственной Думы проходят по вторникам и четвергам, за исключением дней работы депутатов в избирательных округах. Комитеты и комиссии Государственной Думы заседают по понедельникам и четвергам. Вторник отводится для работы депутатов во фракциях и в депутатских группах. Четверг отводится для работы депутатов в комитетах и комиссиях, во фракциях и в депутатских группах. В соответствии со статьей 101 (часть 3) Конституции Российской Федерации Государственная Дума по вопросам своего ведения проводит парламентские слушания. В ходе парламентских слушаний депутаты Государственной Думы и приглашенные могут обсуждать законопроекты, требующие публичного рассмотрения; международные договоры Российской Федерации, представленные на ратификацию; проект федерального бюджета и отчет о его исполнении; направленные в Государственную Думу рекомендательные законодательные и иные правовые акты Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ и другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Сроки и порядок проведения парламентских слушаний устанавливает Совет Государственной Думы по предложению комитета, комиссии Государственной Думы исходя из характера обсуждаемых вопросов. Каждую среду на заседании Государственной Думы, как правило, проводится «правительственный час» для заслушивания ответов Председателя Правительства РФ, других членов Правительства, Генерального прокурора РФ, Председателя Центрального банка РФ, Председателя Центральной избирательной комиссии РФ, руководителей иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Акты Государственной Думы. В соответствии с Конституцией РФ и Регламентом Государственная Дума принимает постановления по следующим вопросам: а) об одобрении проекта закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федерального конституционного закона, о принятии федерального закона; б) о даче согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; в) о недоверии Правительству Российской Федерации; г) о доверии Правительству Российской Федерации; д) о назначении на должность и об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; е) о назначении на должность и об освобождении от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава ее аудиторов; ж) о назначении на должность и об освобождении от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; з) об объявлении амнистии; и) о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации; к) о запросе в Конституционный Суд Российской Федерации; л) о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации; м) о парламентском запросе. По другим вопросам своей компетенции Государственная Дума вправе принимать заявления, обращения и парламентские запросы, которые оформляются постановлением палаты.
|