Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации образуют правовые нормы, устанавливающие их права, обязанности, ответственность, а также предусматривающие правовые и социальные гарантии, необходимые для осуществления парламентской деятельности. Данные положения содержатся в Конституции РФ, Федеральном законе от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»[163], других федеральных законах[164], регламентах палат и др. Общая характеристика конституционно-правового статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. Согласно конституционной доктрине в России на федеральном уровне действует принцип так называемого «свободного мандата», согласно которому: 1) парламентарии рассматриваются как представители всего народа, которым он поручает осуществлять государственную власть (законодательную); 2) никто не вправе давать парламентариям обязывающих наказов; 3) отзыв парламентариев избирателями невозможен. Член Совета Федерации - это представитель от субъекта РФ, назначенный высшим должностным лицом субъекта РФ или законодательным (представительным) органом субъекта РФ, уполномоченный осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Депутат Государственной Думы – это избранный представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не вправе: а) быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, замещать иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, государственную должность государственной службы или муниципальную должность муниципальной службы; б) находиться на государственной или муниципальной службе; в) заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; г) состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, являющиеся на день начала срока соответствующих полномочий военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, работниками органов прокуратуры, органов налоговой полиции и таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, приостанавливают на весь срок указанных полномочий военную службу или службу в перечисленных органах и учреждениях. Формами деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы являются: а) участие в заседаниях соответственно Совета Федерации, Государственной Думы и их совместных заседаниях; б) участие в работе комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации; в работе согласительных и специальных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой; в) участие в выполнении поручений соответственно Совета Федерации, Государственной Думы и их органов; г) участие в парламентских слушаниях; д) внесение законопроектов в Государственную Думу; е) внесение парламентского запроса (запроса Совета Федерации, Государственной Думы), запроса члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (депутатского запроса); ж) обращение с вопросами к членам Правительства Российской Федерации на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации; з) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан. Формами деятельности депутата Государственной Думы также являются: а) работа с избирателями. Депутат Государственной Думы обязан рассматривать обращения избирателей, вести прием граждан, вносить предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения; Гарантии деятельности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. Гарантии деятельности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации – установленные Конституцией и законодательством необходимые для работы парламентариев условия, обеспечивающие эффективное и беспрепятственное осуществление их полномочий. К основным гарантиям относятся: - неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы; - социальное обеспечение; - материально-финансовые гарантии; - гарантии трудовых прав; - гарантии, обеспечивающие непосредственную работу парламентария; - свидетельский иммунитет; - освобождение от призыва на военную службу и военные сборы. Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Согласно ч.1 ст.98 Конституции РФ члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Неприкосновенность (парламентский иммунитет) означает, что члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть: - привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; - задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу; - подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку. В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору РФ, который в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания РФ представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности. Отказ соответствующей палаты Федерального Собрания РФ дать согласие на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении и влекущим прекращение таких дел. Если парламентарий совершил уголовное преступление или административное правонарушение не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности, то в отношении него допустимо осуществление судопроизводства на стадии дознания и предварительного следствия или производства по административным правонарушениям. Для передачи дела в суд необходимо согласие соответствующей палаты Федерального Собрания. Если палата, рассмотрев представление, установленным большинством голосов не примет на основании имеющихся материалов решения о лишении депутата неприкосновенности, вопрос о его предании суду снимается. Без согласия палаты судебное разбирательство не может иметь место. Согласно законодательству социальное обеспечение парламентария предполагает: - ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней с выплатой пособия на лечение в размере двойного ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы; - медицинское, санаторно-курортное обслуживание парламентариев и членов их семей; - пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы; - обязательное государственное страхование парламентариев за счет средств федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения депутата Государственной Думы на случай гибели (смерти), причинения вреда их здоровью и имуществу, на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий; - жилищно-бытовое обеспечение парламентариев, не имеющих жилой площади в городе Москве (предоставляется жилое помещение (квартира с мебелью и телефоном) в депутатском (парламентском) жилом доме, имеющем статус общежития, или отдельный номер в гостинице); - возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью парламентария (в случае причинения члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы увечья или иного повреждения здоровья, повлекших утрату трудоспособности, им ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением депутата Государственной Думы на день выплаты компенсации и назначенной пенсией). Материально-финансовые гарантии депутатской деятельности выражаются: - в ежемесячном денежном вознаграждение и иных выплатах; - в ежемесячном возмещение дополнительных расходов, связанных с осуществлением ими своих полномочий, в сумме, равной пяти минимальным размерам оплаты труда; - члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы и членам его семьи возмещаются расходы, связанные с переездом в г. Москву для осуществления своих полномочий, а также расходы, связанные с переездом к постоянному месту жительства депутата после прекращения его полномочий (при переезде в г. Москву депутату Государственной Думы и членам его семьи выплачивается единовременное денежное пособие: депутату - в размере 0, 5, каждому члену его семьи - по 0, 25 ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы). К гарантиям трудовых прав относятся следующие положения: - срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы засчитывается в стаж федеральной государственной службы, а также в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности; - по окончании срока полномочий члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия в другой организации. Гарантии, обеспечивающие непосредственную работу парламентария В связи с осуществлением своей деятельности член Совета Федерации, депутат Государственной Думы имеют право: - на предоставление в здании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ отдельного служебного помещения, оборудованного мебелью, оргтехникой (персональным компьютером, копировально-множительной техникой, аппаратом факсимильной связи), средствами связи; - бесплатно пользоваться правительственной и другими видами связи, которыми располагают органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации; - на внеочередное получение услуг связи; - бесплатно пользоваться телефонной связью; - бесплатно пользоваться воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, за исключением такси, а также право внеочередного приобретения проездных документов; - бесплатно пользоваться залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов. - на пользование служебным автотранспортом (служебный автотранспорт предоставляется по вызову члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы исполнительными органами субъекта РФ, а для поездок по городу Москве и Московской области - соответствующими федеральными органами государственной власти). - на внеочередное поселение в гостинице (администрации государственных и муниципальных гостиниц обязаны в течение одного часа предоставлять члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы отдельный номер с телефоном). - иметь до пяти помощников, работающих по трудовому договору (контракту), и до тридцати помощников, работающих на общественных началах. - на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности; - на обеспечение документами, принятыми палатами Федерального Собрания РФ, информационными и справочными материалами, в том числе официально распространяемыми Администрацией Президента РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, Счетной палатой РФ, Центральной избирательной комиссией РФ, иными государственными органами. Свидетельский иммунитет. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или по уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий. Характеризуя статус парламентария необходимо помнить, что установленные законом гарантии не является личной привилегией депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации, а призваны служить публичным интересам, обеспечивать повышенную охрану парламентария в силу осуществляемых им государственных функций.
|