Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционно-правовой статус судей.






 

Конституционно-правовой статус судей - это определяемое Конституцией РФ и федеральным законодательством правовое положение судей, их права, обязанности, порядок назначения на должность, гарантии их деятельности. Основы статуса судей закреплены в Конституции РФ, в Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ» и находят развитие в Законе РФ «О статусе судей в РФ» от 26 июня 1992 г. (с многочисленными изменениями и дополнениями).

Судья - должностное лицо, наделенное в соответствии с Конституцией России и федеральными законами полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Для реального действия этого положения судье должна быть обеспечена защита от любого влияния или вмешательства. Закон о статусе судей предусматривает, что всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления.

Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.

Все судьи обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенностями отличается лишь правовой статус судей военных судов и судей Конституционного Суда РФ.

Конституция и Закон о статусе судей содержит перечень профессиональных требований, предъявляемых к судьям и кандидатам на судейские должности. В числе этих требований – определенный возраст и состояние здоровья, а также профессиональные качества: высшее юридическое образование, определенный стаж работы по юридической профессии.

Среди других требований, предъявляемых к судье, выделяется обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и законы. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в России.

Федеральное законодательство устанавливает порядок наделения судей полномочиями. Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда.

Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».

Закон о статусе судей предусматривает еще одно специфическое требование, предъявляемое к кандидату в судьи: сдачу им квалификационного экзамена, который принимается комиссией, состоящей при органе юстиции. В случае нарушения судьей какого-либо из перечисленных требований квалификационная комиссия вправе приостановить или прекратить его полномочия.

Гарантии независимости судей (а также присяжных, народных и арбитражных заседателей) устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом. К числу средств обеспечения независимости судей относятся: а) наличие предусмотренной законом процедуры осуществления правосудия; б) установление под угрозой ответственности запрета чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; в) установление порядка приостановления и прекращенияполномочийсудьи; г) право судьи на отставку; д) неприкосновенность судьи; е) система органов судейского сообщества; ж) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; з) наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.

Органы государства и прежде всего органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом России «Об оружии».

Все это в совокупности делает работу суда и судей престижной и высокоавторитетной. Этому способствует и осуществление мер по созданию нормальных условий для деятельности судов общей юрисдикции, военных судов, арбитражных судов со стороны Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его органов в субъектах России, а также Высшего Арбитражного Суда РФ.

Полномочия судьи в России не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. Предельный возраст пребывания в должности судьи, за исключением судей Конституционного Суда России, - 65 лет.

Судья, полномочия которого прекращены в связи с истечением их срока или в связи с достижением предельного возраста, продолжает осуществлять полномочия судьи до вступления в должность нового судьи или до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с участием данного судьи. Эти правила не касаются мировых судей, которые избираются (назначаются) на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет.

Конституция устанавливает принцип несменяемости судей, который является важным звеном в системе правовых гарантий независимости судей. Судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном законом о статусе судей.

Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

3) участие судьи в избирательной компании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти России или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ;

4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ.

Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.

Прекращение полномочий судьи возможно при определенных законом основаниях, в качестве которых выступают:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

6) прекращение гражданства России;

7) иные основания, установленные в федеральном законодательстве.

Неприкосновенность судьи является одним из важнейших средств обеспечения независимости и самостоятельности судей, их способности осуществлять правосудие беспристрастно и справедливо. Неприкосновенность судьи является одной из конституционных гарантий его статуса (ст. 122 Конституции РФ).

Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность его личности, а также занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

Судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

Однако установление особых правил о неприкосновенности судей не означает, что они выведены из числа субъектов, на которых распространяется действие конституционного принципа равенства всех перед законом и судом. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается Генеральным прокурором РФ с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Уголовное дело в отношении судьи по его требованию рассматривается только Верховным Судом РФ.

После возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия в отношении судьи (кроме заключения его под стражу) производятся в порядке, установленном УПК России и федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности.

При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий суд либо квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал