Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прокуратура Российской Федерации.






 

Прокуратура России - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени России надзор за соблюдением Конституции России и исполнением законов, действующих на территории России.

Прокуратура России может выполнять и иные функции, установленные федеральными законами. Это в первую очередь защита прав и свобод человека и гражданина, а также защита охраняемых законом интересов общества и государства.

Органы прокуратуры, образующие единую систему, осуществляют свои полномочия независимо от местных и иных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору РФ. Федеральный закон «О прокуратуре РФ» устанавливает, что воздействие в какой бы то ни было форме других органов государственной власти и их должностных лиц, общественных и политических организаций и движений, средств массовой информации на прокурора (с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности) влечёт за собой установленную законом ответственность.

Ответственность за действия, препятствующие деятельности работников прокуратуры, например, установлена в Кодексе РФ об административных правонарушениях в статье 17.7. «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении».

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от должностных лиц поднадзорных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

Должностные лица указанных органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура России осуществляет прокурорский надзор.

Прокурорский надзор – осуществляемая от имени России и независимо от федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений деятельность по надзору за исполнением действующих законов специально уполномоченных государственных органов.

Предметом надзора являются:

- соблюдение Конституции России и исполнение законов, действующих на территории России, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов России, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- соответствие законам правовых актов, издаваемых выше перечисленными органами и должностными лицами.

Прокурорский надзор осуществляется:

- за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов России, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов России, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также в других случая в соответствии с действующим законодательством.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством России участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Прокуратура России принимает участие в правотворческой деятельности.

Генеральная прокуратура России выпускает специальные издания.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.

Вместе с тем, деятельность прокуратуры не сводится только к надзору. Прокуратура – это орган, представляющий и отстаивающий государственные интересы в суде. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Он излагает свою позицию по вопросам применения уголовного закона и назначения меры наказания в отношении подсудимого. При этом прокурор обязан отказаться от обвинения, если оно не нашло подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Закон устанавливает, что прокурор вправе вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана прав и законных интересов граждан, общества и государства.

В случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, прокуратура осуществляет расследование преступлений. В прокуратуре России работают следователи по особо важным делам, старшие следователи и следователи.

Организация и деятельность прокуратуры РФ основывается на принципах: а) подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ; б) независимости при осуществлении своих полномочий; в) гласности в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ, в т.ч. о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; г) несовместимости прокурорской деятельности с иной оплачиваемой деятельностью, а также принадлежностью её работников к общественным объединениям и другие; в) органы прокуратуры информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов России, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

Для осуществления своих функций прокуроры наделены соответствующими полномочиями. Так, в случае установления факта нарушения закона прокурор: а) освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию не судебными, а иными органами; б) опротестовывает противоречащие закону акты; в) выносит постановление о возбуждении уголовного дела или производства по поводу административного правонарушения; г) вносит представление об устранении нарушений закона; д) в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В соответствии с законом прокуратура осуществляет собственные полномочия, не подменяя органы государственного и хозяйственного управления и контроля, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность.

Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор РФ.

Структура Генеральной прокуратуры РФ: 1) Генеральный прокурор РФ; 2) первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ; 3) коллегия Генеральной прокуратуры; 4) главные управления; 5) управления и отделы; 6) помощники Генерального прокурора РФ; 7) советники и помощники по особым поручениям; 8) Главная военная прокуратура; 9) научно-консультативный совет.

В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.

Генеральный прокурор России имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора России имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей. В них также образуются коллегии, управления и отделы, устанавливаются должности старших помощников и помощников, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, а также следователи.

В прокураторах городов, районов и приравненных к ним прокуратурах устанавливаются должности заместителей, помощников, прокуроров-криминалистов, а также следователей, назначаемые и освобождаемые от должности прокурорами субъектов РФ.

Порядок назначения и полномочия Генерального прокурора России, прокуроров субъектов России и других прокуроров. Генеральный прокурор России, как уже указывалось выше, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания России по представлению Президента России.

Если предложенная Президентом России кандидатура на должность Генерального прокурора России не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент России в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания России в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора России. Срок полномочий Генерального прокурора России пять лет.

В отсутствие Генерального прокурора России или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия Генерального прокурора России и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей один из заместителей Генерального прокурора России в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.

Прокуроры субъектов России назначаются на должность Генеральным прокурором России по согласованию с органами государственной власти субъектов России, определяемыми субъектами России. Прокуроры субъектов России подчинены и подотчетны Генеральному прокурору России и освобождаются им от занимаемой должности.

Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором России, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору России.

Сообщения о назначении прокуроров на должность и об освобождении их от должности обязательно должны публиковаться в печати.

Наиболее важным направлением деятельности прокуратуры является надзор за исполнением законов.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: 1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; 3) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; 4) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной, установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Федерального закона:

- освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

- опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

- вносит представление об устранении нарушений закона.

Должностные лица органов, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Органы военной прокуратуры. Органам военной прокуратуры посвящен раздел VI Федерального закона «О прокуратуре», носящий название «Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры».

В соответствии со статьей 46 систему органов военной прокуратуры составляют: 1) Главная военная прокуратура; 2) военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы России, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов России; 3) военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские, прокурорско-следственные и следственные участки.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры России, а также за пределами России, где в соответствии с международными договорами находятся войска России, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором России на органы военной прокуратуры.

Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором России, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил России, командования Федеральной пограничной службы России, других войск, воинских формирований и органов.

Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора России - Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания и т.д.

Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах России, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Полномочия военных прокуроров. Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, определенными Федеральным законом, и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством России.

Военные прокуроры также могут: а) участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления; б) назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения; в) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от постановленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам и др.

Военными прокурорами и следователями назначаются граждане России, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям статьи 40 Федерального закона.

По решению Генерального прокурора России или с его согласия на должности военных прокуроров и следователей могут быть назначены гражданские лица.

Военные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором России, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору России.

Иные прокуроры и следователи Главной военной прокуратуры назначаются на должность и освобождаются от должности Главным военным прокурором.

Прокуроры военных округов, флотов, приравненные к ним прокуроры назначают на должность и освобождают от должности военных прокуроров и следователей в своих аппаратах и нижестоящих прокуратурах.

Офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах России, Федеральной пограничной службе России, других войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и обладают правами и льготами, установленными Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Призыв и поступление граждан на военную службу в органы военной прокуратуры, их увольнение в запас и отставку производятся по представлению Главного военного прокурора.

Увольнение в запас (отставку) лиц высшего офицерского состава производится Президентом России по представлению Генерального прокурора России.

Должности военных прокуроров и следователей и соответствующие им воинские звания включаются в перечни воинских должностей.

Присвоение воинских званий военным прокурорам и следователям производится по представлению соответствующего военного прокурора в порядке, установленном для военнослужащих. Воинские звания высшего офицерского состава присваиваются Президентом России по представлению Генерального прокурора России.

Воинские звания офицеров органов военной прокуратуры соответствуют классным чинам прокурорских работников территориальных органов прокуратуры.

При увольнении офицеров органов военной прокуратуры (до полковника включительно) с военной службы и поступлении на службу в территориальные или специализированные органы прокуратуры им присваиваются соответствующие их воинскому званию классные чины, а при определении на военную службу прокуроров и следователей, имеющих классные чины (до старшего советника юстиции включительно), им присваиваются соответствующие воинские звания.

Военным прокурорам и следователям с учетом профессионального опыта и квалификации присваиваются квалификационные классы в порядке, устанавливаемом Генеральным прокурором России.

На военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство России, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное, медицинское, другие виды обеспечения военнослужащих.

Статус прокурорских работников. Прокурорами и следователями могут быть граждане России, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности. При их назначении на должность может быть установлен испытательный срок продолжительностью до шести месяцев. На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов и районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по юридической специальности.

Лицо, впервые назначаемое на должность, принимает присягу прокурора (следователя), текст которой установлен Законом. Прокурорам и следователям присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины.

Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры. На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.

Прокуроры и следователи находятся под особой защитой государства[190]. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь и здоровье которых совершается посягательство с целью воспрепятствования законной деятельности прокуроров и следователей, а также их имущество.

Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

3) временное помещение в безопасное место;

4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

6) переселение на другое место жительства;

7) замена документов, изменение внешности.

В целях реализации мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия в порядке, установленном Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации».

Закон устанавливает льготное материальное и социальное обеспечение прокурорских работников, они также подлежат обязательному государственному и личному страхованию за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, прокуратура РФ как составная часть системы государственной власти и имеющая, в свою очередь, единую централизованную систему, позволяет действовать её органам в едином направлении по осуществлению надзора за исполнением законов, обеспечению законности и незыблемости правопорядка, привлечению виновных к ответственности, восстановлению нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал