Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бытовой жанр.
Еще одним жанром, который начал развиваться в русском искусстве этого периода становится бытовая живопись /45/. Не смотря на то, что особого интереса к этому жанру в данный период не наблюдалось, тем не менее, подобная живопись все же существовала. Первыми жанрами, создавшими в России традицию, были крестьянские жанры. Вначале они создавались иностранцами и были абсолютно неправдоподобными. В конце столетия в русском обществе растет интерес к крестьянству. Именно тогда в русской живописи появляются его изображения. Зачинателем крестьянского бытового жанра был Михаил Шибанов. Ни его отчество, ни дата рождения нам неизвестны, умер художник после 1789 года. Шибанов из крепостных. Прежде чем попасть вольным живописцем в штат князя Потемкина, он крестьянствовал, занимался позолотным делом. Знал деревенскую жизнь изнутри. Ему были прекрасно известны будни и праздники деревни, ее традиционные обряды. Шибанов преимущественно отражает праздничную сторону жизни крестьян, например, в картине «Сговор», где фигуры расположены «исторически», с театральными жестами и парадными одеждами участников сговора жениха и невесты. Однако некоторые герои этой картины написаны удивительно правдиво: сморщенная старушка, весело и благожелательно поглядывающая на молодых, бледная болезненная невеста, уже измученная тяжелым трудом. Еще ярче эта правдивость проявляется в картине «Крестьянский обед», где искренно и точно передан мир деревенской избы. Крестьянская семья приступает к обеду. На лицах старших – спокойная сосредоточенность. К еде они относятся истово, серьезно. Она добывается тяжелым трудом. В то же время нет и намека на жадность к еде. Художник хорошо показывает это ритмом картины – замедленным и величавым. В центр картины художник помещает молодую мать, кормящую ребенка, ярко освещая ее одну, оставляя в полутьме другие фигуры. Радость и тревога, раздумье и умиление тонко отражены на ее лице. В сцене нет слащавости. Вся семья воспринимается в целом, ее как бы объединяют натруженные руки матери, подающей миску на стол. Весь строй картины убеждает нас в том, что это люди, живущие небогато, в тяжелом труде, но дружно и достойно. В конце столетия бытовой жанр только зарождался, самое яркое продолжение этот жанр находит в следующем столетии, сначала в творчестве А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина, а затем в картинах передвижников. Скульптура.
Последняя треть XVIII века – эпоха подлинного расцвета русской скульптуры. В это время в России появилась целая плеяда замечательных скульпторов: Федот Шубин, Федор Гордеев, Феодосий Щедрин, Михаил Козловский, Иван Мартос, Иван Прокофьев, работавшие во всех основных скульптурных жанрах: рельеф, статуя, портретный бюст. Эти скульпторы были выпускниками Академии художеств и учениками блестящего педагога Ноколо Франсуа Жилле. Именно ему Россия обязана блестящим взлетом скульптуры. Жилле прожил в России двадцать лет, все эти годы он вел скульптурный класс и умело воспитывал своих питомцев, пестуя своеобразие таланта каждого из них. Именно в произведениях его учеников скульптура обретает самостоятельную ценность. Ведь до этого, работы русских скульпторов существовали всего лишь, как элемент пластической декорации в архитектурных сооружениях. Приемами создания круглой скульптуры /46/ русские ваятели до этого времени не владели. Жилле учил своих питомцев анатомии, большое внимание уделял лепке с натуры, копированию с античных слепков, умению строить рельефные композиции, учил работать с разнообразными материалами. Итогом этого упорного педагогического труда стал блестящий взлет русской скульптуры, появление школы русского ваяния. Необходимо отметить еще одну особенность классической русской скульптуры – в большинстве своем, она очень сильна своей связью с архитектурой и природой. Эта скульптура не музейна, статуи Козловского, Мартоса, Щедрина не смотрятся в музейных залах, он оживают только в среде.
|