Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение 6Стр 1 из 44Следующая ⇒
Ш55 Шитова Е. В.
Ш55 Работа с детьми — источник удовольствия: методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями. — Волгоград: «Панорама», 2006. —176 с. ISBN 5-9666-0069-4 Детский практический психолог, консультант, соавтор программ по саморегуляции, личному успеху Е. В. Шитова разработала практические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями. Цель пособия - помочь обрести воспитателям душевное здоровье. Оно посвящено знакомству с конкретными методами по борьбе со стрессами и психологическими проблемами. Особый акцент автор делает на межличностных отношениях в различных возрастных группах. Если вы освоите все, о чем пойдет речь, то непременно найдете то, что все мы так ищем: душевное благополучие, радость, силы и счастье. В брошюре представлен дополнительный материал: тесты, советы ведущих отечественных и зарубежных психологов по преодолению профессионального «выгорания», медитации.
Шитова Е. В., 2006 Издательство «Панорама», 2006
СОДЕРЖАНИЕ От автора 5 Введение 6 Глава 1. Стресс в педагогической деятельности 7 Что такое стресс? 7 Профессиональное «выгорание» педагога и его связь со стрессом 15 Диагностика уровня «эмоционального выгорания» (модификация методики В. В. Бойко) 22 Дополнительный материал для самодиагностики 28 Глава 2. Педагог — менеджер своего стресса 30 Профилактика профессионального «выгорания» 30 обучение на собственном опыте 32 Рекомендации по сохранению психологического здоровья 34 Позитивное мышление 39 Способы снятия психоэмоционального напряжения 46 Естественные способы регуляции организма и саморегуляция 46 Банк способов саморегуляции 47 Способы экстренной саморегуляции в ситуации стресса 59 Приемы достижения состояния внутреннего равновесия 62 по оказанию самопомощи в ситуации стресса 76 Глава 3. Стрессоры в профессиональной деятельности педагога 84 Производственные стрессоры 84 Дополнительный материал 87 «Трудные» коллеги 89 Особенности межличностных отношений в коллективе 89 Конфликты и способы поведения в конфликтных ситуациях 91 Дополнительный материал 103 «Трудные» родители 105 Рекомендации по организации работы с родителями 105 Дополнительный материал 108 «Трудные» воспитанники 112 Агрессивный ребенок 112 Гиперактивный ребенок 119 Упрямый ребенок 127 Дополнительный материал 136 Глава 4. Милые дамы, позаботьтесь о себе 139 Все начинается с любви к себе 139 Как быть здоровой 148 Позитивные настрои 152 Дополнительный материал 154 Литература 169
ОТ АВТОРА По роду своей деятельности я самым тесным образом сотрудничаю с педагогами дошкольных учреждений, поэтому не понаслышке знаю о тех проблемах, с которыми они сталкиваются в процессе своей работы. Специфические особенности профессиональной деятельности педагога способствуют психоэмоциональному и физическому напряжению. 11апряженность психических функций выступает необходимым условием достижения педагогом высоких результатов. Однако она может быть II неадекватна педагогической ситуации, что неблагоприятно сказывается на продуктивности профессионального поведения педагога и его здоровье, приводит к стрессовым состояниям. Стресс сильнее всего проявляется в условиях повышенной моральной ответственности. Большую часть своего рабочего времени педагоги находятся в состоянии стресса, что приводит к профессиональному «выгоранию», проблемам со здоровьем и другим малоприятным последствиям. Желание помочь воспитателям качественно улучшить свою жизнь побудило меня написать эту книгу. Очень надеюсь, что она станет помощницей и добрым советчиком Вам, дорогие педагоги. Желаю удачи!
ВВЕДЕНИЕ В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. В связи с переходом современного образования на личностно-ориентированную модель, повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в учебном процессе. От педагога требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой, проектировочными умениями и т.д. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Хотя это не слишком приятно, но педагоги должны признать у себя существование психологических проблем. Их жизнь полна стрессов, и это слишком дорогое удовольствие - жить без знания инструментов психологической защиты и реабилитации Ведь качество жизни зависит не от того, сколько у тебя денег в кармане или на банковском счете, больной ты или здоровый, сколько тебе лет и какую социальную нишу ты занимаешь, а от того, как ты себя чувствуешь. Диоген без конца повторял: «Богами людям дана легкая жизнь, а они забыли о ней, гоняясь за лакомствами, благовониями и другими благами». «Счастье состоит единственно в том, чтобы постоянно пребывать в радостном состоянии духа и никогда не горевать, где бы и в какое время мы не оказались». «Истинное наслаждение заключается в том, чтобы душа была веселой и спокойной. Без этого все золото Мидаса и Креза не принесет никакой пользы. Когда человек печалится о малом или большом, его уже нельзя считать счастливым, он несчастен». Так что, если вы разделяете мнение философа и стремитесь улучшить качество своей жизни, то, как говорится, за дело...
|